Слайд 1Урок № 7.
Тема : «Человек, общество, природа»
Слайд 2Цели и задачи:
объяснить понятия «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы»,
«Красная книга»;
охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой;
обсудить проблемы,
которые встали перед человечеством в ХХI веке, меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды;
выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой;
продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.
Слайд 3План изучения нового материала:
1. Взаимосвязь человека, общества и природы.
2. Взаимодействие человеческого общества и природы.
3. Охрана природы.
Слайд 4Задумаемся над проблемой…
Американские и английские ученые провели совместные исследования под
названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?». Вывод был
таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека. Землетрясения, наводнения, засуха – все эти губительные события в большинстве случаев так или иначе связаны с деятельностью человека.
Слайд 5Задумаемся над проблемой…
Неизбежна ли в таком случае гибель человечества?
Или
мы можем предотвратить пагубные последствия своей же деятельности?
Слайд 61. Взаимосвязь человека, общества и природы
Как вы думаете, существует ли
взаимосвязь между:
человеком;
обществом;
природой?
Слайд 7Взаимосвязь человека, общества и природы
Человек - часть
ЧЕЛОВЕК
Природы
Общества
Биологическое
существо
Социальное
существо
Слайд 8Запоминаем…
Что же подразумевает термин «природа» с позиции обществознания? Запишем это
определение в наши словари.
Природа - естественная среда обитания человека. Это
биосфера, или активная оболочка Земли, которая создает и защищает жизнь на нашей планете.
Слайд 9Запоминаем…
Каков же возраст нашей природы?
Ученые предполагают, что она существует уже
4 млрд. лет.
Слайд 10Задание:
Мир вокруг нас многообразен. Давайте оглянемся вокруг – мы увидим
своих друзей, товарищей, свою классную комнату, выглядываем в окно ‒
видим улицу, деревья, траву.
Что бы вы отнесли к миру природы?
Слайд 11
Следовательно, в мире природы вокруг нас есть:
- животные;
- растения;
-
горы;
- реки;
- моря.
Что бы вы отнесли к миру людей?
Слайд 12Сделаем выводы…
Итак, мир людей – это мир всего, что создано
человеком, а также мир человеческих отношений.
Все, что нас окружает,
можно условно разделить на две наиболее крупные категории – живое и неживое.
Живое ‒ растения, животные, сам человек.
Неживое – горы, реки, моря, машины и механизмы, созданные человеком.
Слайд 13Задумаемся…
Предположите, какую роль играет природа в жизни человека?
Слайд 142. Взаимодействие человеческого общества и природы
Мы с вами определили, что
такое природа. А что такое общество? Общество – искусственно созданное
миром.
Когда и как возникло человеческое общество? Попробуем проследить этот процесс, составляя следующую схему.
Слайд 15Природа создает примитивные объединения (улей, муравейник)
Первоначально Человек тоже являлся продуктом
Природы
Постепенно происходят изменения
- Человек начал трудиться.
- У него появилась речь,
мышление.
- Зародились обычаи и традиции.
- Образуются государства.
Положительная роль
общества:
Борьба со стихийными бедствиями.
Создание культуры.
- Создание и развитие хозяйства.
- Покорение природы.
Отрицательная роль
общества:
- Истощение почв, пастбищ.
- Сокращение площади лесов.
- Экологический кризис.
- Климатические изменения.
Уменьшается разнообразие
животного и растительного мира.
- Загрязнение природной среды.
Слайд 16Поиграем…
Попробуйте представить себя властелином, хозяином Земли.
Как вы будете рассуждать?
Как будете относиться к миру природы?
Попробуем сыграть с
вами в игру «Я – властелин Природы». По ходу игры сделайте свои выводы.
Слайд 17Задание:
Послушайте рассказ американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один
день» и ответьте на предложенный вопрос: «Как вы думаете, интересна
ли природа человеку?»
Слайд 18Подведем итоги…
Действительно, природа не создает городов, линий электропередач, произведений искусства.
Все это ‒ результат деятельности человека, высшего и самого разумного
существа на Земле. Но к природе человеку следует относиться бережно, не с позиции хозяина, а с позиции заботливого и любящего Друга. Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести…
Слайд 192. Охрана природы
Как же уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие
на окружающую среду и сохранить экологический порядок?
Задание: работая с 3
пунктом параграфа, ответьте на вопросы.
Слайд 20Вопросы:
Что обозначает термин «охрана природы»?
Кто и как может решить задачу
охраны природы?
Какие вы знаете общественные организации, которые защищают природу?
Как называется
наука об окружающей человека среде?
Кто должен заниматься охраной природы?
Как наша страна участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы?
Назовите и охарактеризуйте законы Российской Федерации об охране окружающей среды.
Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
Что означает обязанность беречь и охранять природу?
Какие меры предпринимает человечество по охране окружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст для дополнительного чтения «Красная книга природы».
Слайд 21Подведение итогов занятия
Мы с вами рассмотрели теоретический материал и узнали,
что природа – естественная среда обитания человека. На ранних этапах
истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества и приняло размеры экологического кризиса.
Задание: а теперь я предлагаю вам, объединившись в группы, разработать и подготовить проекты, направленные на охрану природы.
Слайд 22Домашнее задание:
Выучить § 6 учебника, ответить на вопросы.
Выполнить
творческое задание: составить правила экологического поведения школьников.