Слайд 1Урок № 7.
Тема : «Человек, общество, природа»
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цели и задачи:
объяснить понятия «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы»,
                                                            
                                    
«Красная книга»; 
охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; 
обсудить проблемы,
                                    которые встали перед человечеством в ХХI веке, меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды; 
выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой;
 продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3План изучения нового материала:
 1. Взаимосвязь человека, общества и природы.
                                                            
                                    
2. Взаимодействие человеческого общества и природы.
 3. Охрана природы.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Задумаемся над проблемой…
Американские и английские ученые провели совместные исследования под
                                                            
                                    
названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?». Вывод был
                                    таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека. Землетрясения, наводнения, засуха – все эти губительные события в большинстве случаев так или иначе связаны с деятельностью человека. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Задумаемся над проблемой…
Неизбежна ли в таком случае гибель человечества? 
Или
                                                            
                                    
мы можем предотвратить пагубные последствия своей же деятельности? 
	
	
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 61. Взаимосвязь человека, общества и природы
Как вы думаете, существует ли
                                                            
                                    
взаимосвязь между:
человеком;
обществом;
природой?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Взаимосвязь человека, общества и природы
Человек - часть
ЧЕЛОВЕК
Природы
Общества
Биологическое 
существо
Социальное
 существо
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Запоминаем…
Что же подразумевает термин «природа» с позиции обществознания? Запишем это
                                                            
                                    
определение в наши словари.
Природа - естественная среда обитания человека. Это
                                    биосфера, или активная оболочка Земли, которая создает и защищает жизнь на нашей планете. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Запоминаем…
Каков же возраст нашей природы?
Ученые предполагают, что она существует уже
                                                            
                                    
4 млрд. лет.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Задание:
Мир вокруг нас многообразен. Давайте оглянемся вокруг – мы увидим
                                                            
                                    
своих друзей, товарищей, свою классную комнату, выглядываем в окно ‒
                                    видим улицу, деревья, траву. 
Что бы вы отнесли к миру природы? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Следовательно, в мире природы вокруг нас есть: 
		- животные;
		- растения;
		-
                                                            
                                    
горы;
		- реки;
		- моря.
Что бы вы отнесли к миру людей? 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Сделаем выводы…
Итак, мир людей – это мир всего, что создано
                                                            
                                    
человеком, а также мир человеческих отношений. 
Все, что нас окружает,
                                    можно условно разделить на две наиболее крупные категории – живое и неживое. 
Живое ‒ растения, животные, сам человек.
Неживое – горы, реки, моря, машины и механизмы, созданные человеком.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Задумаемся…
Предположите, какую роль играет природа в жизни человека?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 142. Взаимодействие человеческого общества и природы
Мы с вами определили, что
                                                            
                                    
такое природа. А что такое общество? Общество – искусственно созданное
                                    миром.
 Когда и как возникло человеческое общество? Попробуем проследить этот процесс, составляя следующую схему.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Природа создает примитивные объединения (улей, муравейник)
Первоначально Человек тоже являлся продуктом
                                                            
                                    Природы
Постепенно происходят изменения
- Человек начал трудиться.
- У него появилась речь,
                                    мышление.
- Зародились обычаи и традиции.
- Образуются государства.
Положительная роль 
общества:
Борьба со стихийными бедствиями.
 Создание культуры.
- Создание и развитие хозяйства.
- Покорение природы.
Отрицательная роль
 общества:
- Истощение почв, пастбищ.
- Сокращение площади лесов.
- Экологический кризис.
- Климатические изменения.
Уменьшается разнообразие 
животного и растительного мира.
- Загрязнение природной среды. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Поиграем…
Попробуйте представить себя властелином, хозяином Земли. 
Как вы будете рассуждать?
                                                            
                                    
 Как будете относиться к миру природы? 
Попробуем сыграть с
                                    вами в игру «Я – властелин Природы». По ходу игры сделайте свои выводы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Задание:
Послушайте рассказ американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один
                                                            
                                    
день» и ответьте на предложенный вопрос: «Как вы думаете, интересна
                                    ли природа человеку?» 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Подведем итоги…
Действительно, природа не создает городов, линий электропередач, произведений искусства.
                                                            
                                    
Все это ‒ результат деятельности человека, высшего и самого разумного
                                    существа на Земле. Но к природе человеку следует относиться бережно, не с позиции хозяина, а с позиции заботливого и любящего Друга. Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 192. Охрана природы
Как же уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие
                                                            
                                    
на окружающую среду и сохранить экологический порядок?
Задание: работая с 3
                                    пунктом параграфа, ответьте на вопросы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Вопросы:
Что обозначает термин «охрана природы»?
Кто и как может решить задачу
                                                            
                                    
охраны природы?
Какие вы знаете общественные организации, которые защищают природу?
Как называется
                                    наука об окружающей человека среде?
Кто должен заниматься охраной природы?
Как наша страна участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы?
Назовите и охарактеризуйте законы Российской Федерации об охране окружающей среды.
Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
Что означает обязанность беречь и охранять природу?
Какие меры предпринимает человечество по охране окружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст для дополнительного чтения «Красная книга природы».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Подведение итогов занятия
Мы с вами рассмотрели теоретический материал и узнали,
                                                            
                                    
что природа – естественная среда обитания человека. На ранних этапах
                                    истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества и приняло размеры экологического кризиса. 
Задание: а теперь я предлагаю вам, объединившись в группы, разработать и подготовить проекты, направленные на охрану природы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Домашнее задание: 
Выучить § 6 учебника, ответить на вопросы. 
Выполнить
                                                            
                                    
творческое задание: составить правила экологического поведения школьников.