Слайд 1УТВЕРЖДЕНА РЕЗОЛЮЦИЕЙ 5.61
ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЮНЕСКО
ОТ 16 НОЯБРЯ 1995 ГОДА
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
Слайд 2Статья 1. ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и
способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Слайд 3Статья 3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
3.1. Толерантность как никогда ранее важна в
современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все
большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация интолерантности и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
Слайд 4Статья 4. ВОСПИТАНИЕ
4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения интолерантности.
Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в
чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники интолерантности, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Слайд 5Статья 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В целях мобилизации общественности, привлечения
внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и
активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.
Слайд 6НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
толерантность к "другому" (психологическое преобразование "чужого"
- в "другого", и не просто в "другого", но -
именно этим и интересного!);
формирования толерантности и учителя-предметники (особенно иностранного языка и литературы);
знакомство с различными мировыми религиями;
изучение мировой художественной культуры, в первую очередь литературы;
Слайд 7Можно выделит две группы методов понимания:
1. Методы интерпретации. При интерпретации
педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его
«самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
Слайд 8
КНИГИ
Анатолий Алексин "Чехарда", "Звоните и приезжайте", "Сигнальщики и горнисты"
Александра
Бруштейн "Дорога уходит вдаль"
Александр Волков "Волшебник изумрудного города"
Юрий Вяземский "Шут"
Виктор
Голявкин "Тетрадки под дождем"
Виктор Драгунский "Денискины рассказы"
Владимир Железников "Чучело"
Лев Кассиль "Будьте готовы, Ваше Высочество", "Великое противостояние"
Редьярд Киплинг "Маугли"
Евгений Клюев "Сказки на всякий случай", "Между двух стульев"
Сергей Козлов "Сказки"
Януш Корчак "Король Матиуш I"
Владислав Крапивин "Та сторона, где ветер", "Колыбельная для брата"
Джеймс Крюс "Тим Талер, или Проданный смех"
Сельма Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями"
Витезслав Незвал "Анечка-невеличка и Соломенный Губерт"
Анатолий Приставкин "Ночевала тучка золотая"
Валентина Осеева "Васек Трубачев и его товарищи"
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Константин Сергиенко "Прощай, овраг!"
Аркадий и Борис Стругацкие "Трудно быть богом", "Пикник на обочине"
Оскар Уайльд "Мальчик-звезда"
Роберт Ханлайн "Имею скафандр, готов путешествовать", "Чужак в чужом краю"
Александр Шаров "Человек-Горошина и простак"
Стивен Янг "Мой кумир – хоккей"
Слайд 9ФИЛЬМЫ
"Белый Бим Черное Ухо"
"Бесконечная история"
"Большое космическое путешествие"
"Внимание, черепаха!"
"Гостья из
будущего"
"Жизнь и приключения четырех друзей"
"Земля Санникова"
"Искусственный разум"
"Королевство кривых зеркал"
"Лялька Руслан
и его друг Санька"
"Максимка"
"Мой мальчик"
"Москва-Кассиопея"
"Общество мертвых поэтов"
"Отроки во Вселенной"
"Приключения Буратино"
"Приключения Тома Сойера"
"Приключения Электроника"
"Республика ШКИД"
"Рождество каждый день"
Слайд 10Я не разделяю Ваши убеждения, но я готов отдать жизнь
за то, чтобы Вы могли их свободно высказать.
Франсуа-Мари Аруэ
де Вольтер
Свобода - это когда забываешь отчество у тирана...
Иосиф Бродский
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Всеобщая Декларация прав человека
Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.
Конфуций
Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь для того, чтобы помочь ему встать на ноги.
Габриэль Гарсиа Маркес
Пусть гибнут идеи, но пусть живут люди.
Карл Поппер
Давайте согласимся иметь разногласия.
Роберт Льюис Стивенсон
Вовсе необязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык.
Маргарет Тэтчер