Слайд 1Философия и
общественные науки
в Новое и Новейшее время
Обществознание 10
класс
профильный уровень
7-9 уроки
Составила: Масленникова Г.В.
учитель истории и
обществознания
МОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское
Слайд 2План урока:
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Политика и
государства: новый взгляд.
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Становление
общественных наук.
Справедливое общество и пути к нему.
Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в.
Слайд 3Два периода философии
Средневековья
«Патристика»
(IV-VIII в.) - от лат. Pater
– отец.
«Схоластика» (VI- XVв.)
– «школьная
философия»)
Система теолого-философских
взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства
Постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся нам доводы разума обоснование веры.
Слайд 4Средневековая философия
Патристика
Философское осмысление христианской догматики
Проблема триединства Бога
Проблема Боговоплощения
Проблема
иконопочитания
Проблема теодицеи
Зло как недостаток блага
Иллюзия зла как следствие абсолютизации
частной точки зрения
Зло как злоупотребление свободой воли
Философия истории
Смена цикличной парадигмы линейной
История как мистическая драма
Слайд 5Известные деятели
Патристика
Схоластика
Климентий Александровский
Григорий Нисский
Августин Блаженный
Иоанн Златоуст
Альберт Великий
Бренсис Бэкон
Фома Аквинский
Сигер Брабантский
Слайд 6Патристика
Павия
Рим
Гиппон
Карфаген
Тагаст
Афины
Александрия
Константинополь
Нисса
Кесария
Дамаск
Иерусалим
Слайд 7Схоластика
Аоста
Бек
Париж
Рим
Баньореджо
Палле
Дунс
Оккам
Оксфорд
Аквино
Лауинген
Кёльн
Лумеллоньо
Слайд 8Патристика
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций. Комментарии
к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной иерархии
О
церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры
Основные сочинения
Аврелий Августин
Иоанн Дамаскин
Северин Боэций
Псевдо-Дионисий
Слайд 9Схоластика
Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология
«Высшего блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма
теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.
Основные сочинения
Ансельм
Кентерберийский
Дунс Скот
Фома Аквинский
Пьер Абеляр
Слайд 10Особенности Средневековой философии
Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся Бог. Соответственно,
высшим знанием считалась теология, а философия была признана обслуживать ее
интересы (становясь «служанкой» теологии).
Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат . Creatio – создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.
В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.
Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274)
Слайд 11Аврелий Августин
Разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек
может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли.
Возможен, однако, и другой путь к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но не в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».
Слайд 12Фома Аквинский
Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес
Фома Аквинский. Его учения составляет основу официальной доктрины католической церкви.
Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил 5 доказательств существования Бога:
Слайд 13первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у
каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий
перводвигатель. Им является Бог;
второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;
третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;
четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;
пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.
Слайд 14Вопросы и задания к тексту
Дайте характеристику средневековой философии.
Какие два
периода можно выделить в философии Средневековья?
Какие особенности отличают средневековую философию?
Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.
Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы Аквинского.
Что объединяет два средневековых периода?
Как в целом изменились взгляды на человека в период Средневековья?
Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления? Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?
Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие последствия это имело?
Слайд 15Средневековые представления о человеке и общество и их кризис
Античность
Культ
красоты человека
Средневековье
Религиозная философия
Отрицание
Слайд 16Два периода в философии Средневековья
«Патристика»
«Схоластика»
Августин (354-430) «Без веры нет знания,
нет истины»
Фома Аквинский (1226-1274) . Бог. Мир неподвижен. Вера-разум.
Слайд 17Кризис средневековой философии
Удары по ней нанесли:
Р.Бэкон (1214-1292) Разум не есть
вера
У. Оккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя доказать
М.Лютер
(1483-1546) Критика церкви
Последствия
Гуманизм
Успехи
в развитии наук, поиски светских обоснований
Слайд 18Н. Макиавелли
Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышлении;
о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и
«государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.
Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.
Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом».
Слайд 19Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных
принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации.
Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, no H. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.
Н. Макиавелли
Слайд 20Английские философы
Т.Гоббс
Дж.Локк
Слайд 21Теория общественного договора
до:
война всех против всех
Часть прав государству,
чтобы остальные сох-
ранить
за собой
Общественный договор отрицал.
Идея разделения властей на зако-
нодательную и
исполнительную
Т.Гобс
Дж.Локк
Слайд 23Вопросы и задания к тексту
- Какие изменения произошли в рассуждениях
эпохи Возрождения и Нового времени?
- Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды
Н. Макиавелли.
Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.
Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Слайд 24Политика и государство: новый взгляд
Исходные рассуждения
Гумманизм
Гармоничность человека
Возрастание роли государства
Философы
Н.Макиавелли
Т.Гоббс
Дж.Локк
Ш.Монтескье
Учение о
механике, теория «общественного договора, разделение властей»
Слайд 25Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что
«Из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует peлигиозные
воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.
Слайд 26Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
Он мечтает о просвещенном правителе.
Вольтер выражает одно из
основных требований восходящей буржуазии - равенство людей. Но он понимает
это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества
Слайд 27Жан Жак Руссо
Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев.
Он критикует («временную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает
тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».
Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.
Слайд 28Французские просветители.
Рост населения и климат
приводят к соперничест-
ву. Появляется неравен-
ство.
Ф.Вольтер
Руссо
Слайд 29Вопросы и задания к тексту
- Характеристика и анализ взглядов Вольтера.
-
Характеристика и анализ взглядов Руссо.
- Какой вывод о движении
общества они сделали?
Слайд 30Век Просвещения – философы - просветители
Исходные рассуждения
Человек наиболее совершенен!
Достойной жизни
– да!
Загробной жизни нет!
Человек добр по природе
Достижения благополучия и богатства
в реальной жизни с помощью:
Развития науки
Развития просвещения
Слайд 31Представители философов-просветителей
Вывод: От идеи круговорота к постулату о линейном движении
общества
Вольтер (1694-1778)
Руссо (1712-1778)
Критика Религии
Идеал- просвещенный государь
Человек добр, зло несет
цивилизация
Назад к природе
Слайд 32Сравнительная характеристика экономических учений
Слайд 34Трудовое общество
Общественные связи между людьми возникают на основе общественного разделения
труда.
А.Смит
Источник богатства - стремление человека
к материальному благополучию.
Условия процветания государства:
-частная собственность,
-невмешательство
государства в экономику,
- свобода личной инициативы.
Основные классы общества:
-наемные рабочие(заработная плата),
-капиталисты(прибыль),
-крупные землевладельцы(рента),
Столкновения неизбежны!
Слайд 35Огюст Конт, основатель позитивной философии.
Слайд 36СПЕНСЕР Герберт (1820 - 1903) - английский философ
Слайд 37На пути к научной социологии.
Система наук-
математика-астрономия-физика-
химия-биология-социология
(ввел впервые)
Каждая наука опирается на
предшествующую
и оперирует новыми понятиями.
О.Конт
Слайд 38На пути к научной социологии.
Г.Спенсер
Два типа общества-
-«военное»-основано на принуждении
-«промышленное»-добровольное.
Общество не
должно поглощать личность!
Общество состоит из 3 систем:
-производящая,
-распределительная,
-регулятивная(социальный контроль
держится на страхе).
Слайд 39Взгляды Адама Смита
Общественные связи между людьми на основе общественного разделения
труда.
Обосновал теорию стоимости, разработал общую теорию рынка.
Каждый, работая на себя,
вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
Следовательно, труд - главный источник общественного богатства.
Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.
Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
Существует три условия процветания государства:
• господство частной собственности;
• невмешательство государства в экономику;
• отсутствие препятствий для развития личной инициативы.
Слайд 40Социальная структура общества
Наемные
рабочие
Капиталисты
Крупные земельные
собственники
Слайд 41Новые имена в философии
Социология – царица наук.
Изучение законов биологического
развития и законов общественных
явлений, не прибегая к поиску
сверхъестественных
причин.
Понятия:
«социальная статика»
«социальная динамика»
Основной фактор развития –
духовный рост
Эволюция общества. Два типа обществ:
«военное»
«промышленное».
Общество включает три главные
системы:
Производящая средства для жизни
Распределительная
Регулятивная
Общество не должно поглощать
личность
О.Конт
Г.Спенсер
Слайд 44А.Сен-Симон об этапах развития общества
Первобытность
Рабовладение
Феодальный
сословный строй
Общество индустриалов
идолопоклонство
политеизм
(многобожие)
монотеизм
(единобожие)
научное
мировоззрение
Слайд 45Ш.Фурье об этапах развития общества
Периоды, предшествующие производственной деятельности.
Раздробленное, обманное,
отталкивающее производство варварство, среднее производство, цивилизация, крупное производство.
Социетарное, правдивое,
привлекательное производство социантизм, простая ассоциация, гармонизм, сложная ассоциация.
Первобытность, дикость
Патриархат,
мелкое производство
Гарантизм,
полуассоциация
Слайд 46Вопросы и задания к тексту
В чем вы видите преемственность во
взглядах ранних утопистов, Ж.Ж.Руссо и Платона?
Что привлекает и что
отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?
Слайд 47Справедливое общество и пути к нему
Ранние социалисты-утописты
Т.Мор и
Т.Кампанелла
Поздние социалисты-утописты
А.Сен Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн
Мечты о социалистическом
обществе, где:
Социальная гармония;
Общность интересов всех граждан;
Свободный творческий труд;
Равноправие;
Плановое хозяйство;
Распределение по труду;
Отсутствие эксплуатации
Остров «Утопия»
«Город солнца»
Слайд 48Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса
К.Маркс
Ф.Энгельс
Слайд 49Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса
Примат общественного бытия по отношению к общественному
сознанию.
Решающая роль материального производства в жизни общества.
Необходимость соответствия
производственных отношений характеру и уровню производственных сил.
Слайд 50Производственные
силы
Производственные
отношения
Предмет труда
Орудия труда
Средства труда
Люди с их
умениями
Слайд 51Социально-экономическая формация
Надстройка
Экономический базис
Материально-техническая
база
Способ
производства
Слайд 52Рабочая сила как товар
Потребительская
стоимость
Стоимость
Способность в процессе
труда создавать
новую
стоимость
Стоимость средств
существования,
необходимых для
удовлетворения
потребностей рабочего
и его семьи
Слайд 53Вопросы и задания к тексту
Какие факторы подготовили учение марксизма?
Что
нового они привнесли в социально-философское учение?
О каком обществе они
мечтали?
Дайте ему характеристику.
Возможно ли вообще существование такого общественного устройства?
Слайд 54Предпосылки возникновения
марксизма
Естественно-
научные
Теоретические
Социально-
экономические
Слайд 55Основные положения учения:
примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
решающая
роль материального производства в жизни общества;
необходимости соответствия производственных отношений
характеру и уровню производительных сил;
• определяющее воздействие экономического базиса на всe многообразие надстроечных явлений;
• неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
Слайд 56Коммунистическое общество:
Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.
Труд -
первая необходимость.
Каждому по способностям, каждому по потребностям!
Отсутствие частной собственности.
Слайд 57Социально-философская мысль XX в.
Марксистское учение стало одним из популярных в
XX в. Но оно существовало в разных вариантах:
1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;
2} умеренном, реформистском - Э. Бернштейи.
Слайд 59Американский экономист Дж.Гэлбрейт
Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, -развитие производства.
При этом реальная власть распределяется между специалистами проиэводства и управления
(менеджерами).
Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль других важных сторон в жизни общества, таких как культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.
Слайд 60Эксистенциализм
А.Камю
К.Ясперс
М.Хайдеггер
Ж.П.Сартр
Слайд 61Вопросы и задания к тексту
Какие направления марксизма развиваются в ХХ
веке?
Дайте им сравнительную характеристику.
Охарактеризуйте и проанализируйте технократизм.
Охарактеризуйте
и проанализируйте экзистенциализм.
Слайд 62Направления Марксизма в ХХ веке
Радикализм
(В.И.Ленин)
Реформизм
(Л.Бернштейн)
Слайд 63Новые направления общественной мысли
Технократизм
Экзистенциализм
Техника – решающий фактор развития
Человек свободен выйти
из жизненной ситуации
Слайд 64Техническая цивилизация - прогресс
Плюсы
Минусы
Прогресс
Экология,
бездуховность
Слайд 68Домашнее задание
§ 3, выполнить задания