Слайд 1Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Слайд 2Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение
человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его
поступках.
Слайд 3Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте
обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные
отношения к действительности.
Формирование характера
Проявления
коллективизма,
настойчивости,
выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Слайд 5Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя
некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать
ответственность за порученное дело.
Слайд 6Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у
ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего
нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
Слайд 7С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок
впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих
все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Слайд 8Эти правила, обязанности развивают у школьника:
организованность
систематичность
целеустремленность
настойчивость
аккуратность
дисциплинированность
трудолюбие
Слайд 9Школьный коллектив
В школе ребенок вступает в новые для него отношения
с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами.
У
него развиваются:
сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы
чувство товарищества
коллективизм.
Слайд 10Развитие черт характера у подростков
Подросток в большой
мере, чем младший
школьник, участвует в
жизни взрослых, к нему
предъявляют более высокие
требования.
Подросток в своей учебной и общественной деятельности начинает руководствоваться мотивами общественного порядка:
чувством долга
чувством ответственности перед коллективом
желанием поддержать честь школы, класса
Слайд 11Каковы пути воспитания характера?
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание.
Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и
которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Слайд 121. Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и
идеалов.
Слайд 13
Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели,
устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в
своих поступках.
Для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
Слайд 142. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную
форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и
соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.
Слайд 15Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали
от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты
характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Слайд 163. Важнейшим средством воспитания характера является труд.
В серьезном и общественно
значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера:
целеустремленность
коллективизм
настойчивость
Слайд 174. На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных
героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом,
с которым он сравнивает свое поведение.
Слайд 185. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь
то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо
больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят.
Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Слайд 196. Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,
воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают,
в частности, этические, или моральные, беседы.
Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия.
Слайд 207. Для более старших школьников один из путей формирования характера
- самовоспитание.
Но и у младших школьников учитель должен воспитывать
стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера
Слайд 21Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть
у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям,
к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Слайд 228. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его
индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и
глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.
Слайд 23Впервые встречаясь с учениками в начале первого года обучения, учитель
должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и
особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера.
На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.