Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В воспитательной СИСТЕМЕ
Слайд 2В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных
для жизни в обществе, таких как:
способность быстро ориентироваться в меняющемся
мире,
осваивать новые профессии и области знаний,
умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.
Слайд 3
Эти качества получили название «ключевых компетенций» и подробно обсуждались на
симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» в Берне в
1996 году
Слайд 4Образовательная компетенция -
заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке,
выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта
деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности
Слайд 5Образовательная компетенция –
это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков
и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов
реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Слайд 6содержание образования делится на
общее метапредметное (для всех предметов),
межпредметное (для цикла
предметов или
образовательных областей),
предметное (для каждого учебного предмета).
Слайд 7Иерархия компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных
предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 8В основе данного перечня ключевых образовательных компетенций положены главные цели
общего образования, структурное представление социального опыта и опыта личности, а
также основные виды деятельности ученика, позволяющие ему овладевать социальным опытом:
ценностно-смысловая,
общекультурная,
учебно-познавательная,
информационная,
коммуникативная,
социально-трудовая компетентности и
компетентность личного самосовершенствования.
Слайд 9Ценностно-смысловые компетенции
Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться
в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 10Общекультурные компетенции
Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен
быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Слайд 11Учебно-познавательные компетенции
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Слайд 12Информационные компетенции
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс,
компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная
почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Слайд 13Коммуникативные компетенции
Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими
и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Слайд 14Социально-трудовые компетенции
означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной
деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере
(права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Слайд 15Компетенции личностного самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере
данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Слайд 16В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в
2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010
года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г.
Слайд 17
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года»
впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания
образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
Слайд 18
Под компетенцией мыслится результат образования, готовность ученика для достижения поставленной
цели
Слайд 19Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и
в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в
практике работы педагога
Слайд 20
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного
результата
Слайд 21
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий
Слайд 22Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило
проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть
набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:
Слайд 23- извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
- точно формулировать
свои мысли, высказываться по заданной теме,
- сотрудничать с другими
при выполнении общего задания,
- планировать свои действия, оценивать полученный результат,
- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии,
- самоорганизовываться и т.д.
Слайд 24Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при
которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию,
организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом
Слайд 25«Формирование ключевых компетенций через различные виды урочной и внеурочной деятельности»
Слайд 26Социальная компетенция
Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения,
экология, здоровье)
Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном
принятии решений
Является ведущей физкультура, история, обществознание, технология, экономика
Слайд 27Информационная компетенция
Сфера информации
Владение новыми технологиями, способность
оценивать информацию
Все предметы
Слайд 28Учебно-
познавательная компетенция
Сфера науки, искусства
Способность учиться всю жизнь, владение знаниями,
умениями, навыками
Физика, химия, география, математика, искусство
Слайд 29Коммуникативная компетенция
Сфера общения
Владение устным и письменным общением
Русский язык, иностранный язык,
литература