Слайд 1История конституционного развития россии
Слайд 2Дума, избираемая населением на пять лет, имела право принимать законопроекты
и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена
указом императора.
Слайд 3Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины
избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук
и университетов, совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Госдумой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, представлялись на утверждение императору председателем Госсовета. До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти.
Слайд 4 Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии. После
образования СССР (1922 г.) на основе Декларации и Договора об
образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.
Слайд 5Основные принципы Конституции РФ 1993 г.: 1) демократизм (выборность
Президента РФ, Госдумы, органов власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления); 2) законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); 3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности); 4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств); 5) государственное единство РФ (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая денежная единица); 6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены); 7) разделение власти (на законодательную, исполнительную и судебную); 8) идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом).
Слайд 6Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.: » Верховенство -
имеет высшую юридическую силу; » Принцип прямого действия -
имеет прямое действие на всей территории РФ; » является правовой базой для всего текущего законодательства; » является жесткой (порядок ее изменения сложный); » Особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах; » является правовым актом государства - Основной закон.
Слайд 7Свойства и функции конституции В Древнем Риме конституциями (от
лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средневековье
— акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с возникновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правового закрепления нового общественного строя. Конституция — основной закон (система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, в котором закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения личности и органов власти. Конституция выполняет следующие основные функции: › юридическую (основной закон, основа правовой системы); › политическую (документ, определяющий основы государственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора); › идеологическую или воспитательную (документ, провозглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию).
Слайд 8Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит
нормы, закрепляющие: ~ основы общественного устройства (политическую, экономическую и
социальную системы); ~ правовое положение личности (права и обязанности, порядок приобретения и прекращения гражданства); ~ форму государства (формы правления, политического режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий федерации и ее субъектов); ~ порядок формирования и полномочия органов власти; ~ основы законодательного процесса, в том числе порядок принятия и изменения конституции; ~ государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствующих его разделах. Такие конституции часто имеют преамбулы, которые носят не нормативный, а скорее торжественно-декларативный характер, и заключительные, или переходные, положения.
Слайд 9Характерные черты конституций (особенности): 1) особый субъект, от имени которого
принимается Основной Закон, - народ; 2) учредительный характер конституционно-правовых норм;
3) расширенный предмет регулирования Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции.
Слайд 10Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим
конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам,
о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины.
Слайд 11 Виды конституционно-правовой ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституционного
строя РФ; 2) ответственность за нарушение личных прав и свобод
человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д. Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым; прав собственности - с гражданским и т. д.