Слайд 1#УРОКПОБЕДЫ
Классный час
«Женское лицо войны»,
посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945гг.
Презентацию подготовила
Водынина Ирина Вадимовна
ГБОУ Школа № 1056
г. Москва
Слайд 2Победе в Великой Отечественной войне
1941-1945гг. посвящается …..
Слайд 3…Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На хрупкие плечи легла!..
М. Исаковский
Слайд 4В годы войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами
сражалось около 600 000 женщин!
Из женщин-добровольцев было сформировано
3
авиационных полка:
46-й гвардейский ночной бомбардировочный (воительниц из этого подразделения немцы называли «ночными ведьмами»),
125-й гвардейский бомбардировочный,
586-й истребительный полк ПВО.
Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза,
более 100 000 награждены медалями и Орденами,
49 - посмертно.
Слайд 5Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы -
девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность
моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву.
И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина
Слайд 6Приказ о формировании женских авиаполков.
8 Октября 1941 г.
Приказ НКО СССР 0099 от 08.10.41
г.
О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии
В целях использования
женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе:
1. 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату No. 015/174, дислокация г. Энгельс.
2. 587-й авиационный полк ББ на самолетах Су-2 по штату No. 015/159. Формирование полка произвести при 10-м запасном авиаполку — Каменка.
3. 588-й ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату No. 015/186, дислокация —
г. Энгельс.
4. Командующему ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осоавиахима.
5. Переподготовку личного состава на новой материальной части организовать и проводить:
летного состава — в пунктах формирования авиаполков;
технического состава — при пункте сбора летно-технического состава — г. Москва;
штурманского состава и штабных командиров — при 2-й Ивановской высшей школе штурманов ВВС КА.
6. Главному интенданту Красной Армии и начальникам центральных управлений НКО СССР обеспечить формируемые авиаполки всеми видами положенного довольствия.
Народный комиссар обороны СССР И. СТАЛИН
Слайд 8Женщины, назначенные в 586 ИАП, сдали все экзамены по новейшей
материальной части на одноместном фронтовом истребителе Як-1.
К декабрю 1941
года в 586 ИАП было назначено двадцать пять пилотов.
Слайд 9Девушек-летчиц знал весь фронт. Их знали и ненавидели гитлеровцы. Прозвище
«ночные ведьмы» советские летчицы, летавшие во время войны на фанерных
У-2 позднее ПО-2,получили от немцев не зря. Чтобы удостоиться чести услышать от врага такие слова, каждая летчица сделала к тому времени более двухсот боевых вылетов. Экипажи совершали по нескольку вылетов за ночь.
Слайд 10На вооружении 586 авиационного женского в 1941 году были самолёты
У-2 (По - 2). Высокая маневренность биплана По-2 на низких
высотах при небольшой скорости и высокой прочности затрудняли борьбу с ним более скоростным и современным немецким самолетам.
Немцы называли По-2 Nähmaschine (швейными машинками) ввиду характерного шума их двигателей.
С наступлением темноты эти самолеты держали противника в постоянном напряжении.
Слайд 11Марина Михайловна Раскова
Марина Михайловна Раскова
(в девичестве Малинина)—
советская лётчица-штурман, майор; одна из
первых женщин, удостоенная звания
Герой Советского Союза.
Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в в Москве, в семье артиста оперы и учительницы
гимназии. Окончила 9 классов. Ей пророчили будущность оперной певицы. С 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота, в 1934 году стала штурманом. В 1935 году окончила школу пилотов Центрального аэроклуба Осоавиахима.
Участвовала в знаменитых перелётах на большие расстояния с установлением мировых рекордов.
С 1938 года в Красной Армии.
Слайд 1224 — 25 сентября 1938 года штурман капитан М. М.
Раскова вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко совершила беспосадочный
перелёт на самолёте «Родина» по маршруту
Москва — Дальний Восток (Комсомольск — на — Амуре).
2 ноября 1938 года удостоена звания Героя Советского Союза.
Слайд 13Марина Раскова стала первой женщиной - штурманом в нашей военной
авиации. Штурман поступила в Центральный аэроклуб в Тушине.
Штурман Раскова
участвовала в подготовке нескольких первомайских воздушных парадов на Красной площади.
Слайд 14В октябре 1941 года, когда фронт приближался к Москве, Марина
Раскова решила сформировать для фронта отдельную женскую авиационную часть.
За
неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка (до своей трагической смерти) Раскова совершила более сотни боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника.
Пе-2 (Пешка) - самый массовый пикирующий бомбардировщик времен Второй мировой войны.
Слайд 15Погибла женщина-герой при посадке в плохих метеоусловиях в январе 1943
года. Прах ее помещен в урне в Кремлевской стене на
Красной площади.
Имя Героини носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст; площадь и улица в Москве, улица в Казани,
пассажирский теплоход на Волге.
Автор книги «Записки штурмана».
Слайд 16Марина Михайловна Раскова
автор книги «Записки штурмана».
Слайд 17
Буданова Екатерина Васильевна.
Герой Российской Федерации
Екатерина Буданова родилась в
1916 году в деревне Коноплянка Тумановского района Смоленской области в
крестьянской семье.
Ей исполнилось 6 лет, когда умер отец. В семь лет она была отдана в няньки.
Ещё в детстве Катя мечтала стать лётчицей.
Слайд 18После окончания сельской школы Катя уехала в Москву - нужно
было зарабатывать на жизнь и поставить на ноги младшую сестренку.
Она поступает работать на завод в Филях. Без отрыва от производства заканчивает местный аэроклуб с отличием и получает звание лётчика - инструктора.
С 1934 года Катя работает инструктором аэроклуба Киевского района столицы.
Слайд 19Лётные успехи: в составе пилотажной пятёрки Екатерина Буданова участвовала в
авиационном празднике над Тушино.
Одновременно, комсомольская организация направляет её на
работу пионервожатой в 63-ю московскую школу.
Слайд 20В начале войны известие о формировании женских авиаполков привело Буданову
к Марине Расковой. Катю Буданову, как опытного инструктора, имевшую немалый
налёт на одноместном самолёте УТ-1, направили в истребительную часть. После переучивания в Саратове на боевой
Як-1, она получила назначение в 586-й женский истребительный авиаполк, обеспечивавший противовоздушную оборону Саратова.
Слайд 21С 15 Апреля по 10 Сентября 1942 года она совершила
65 успешных боевых вылетов, патрулируя над городом и сопровождая транспорты
с грузом.
В боевых вылетах крепло её лётное мастерство,вырабатывался свой, своеобразный почерк. Но Кате этого казалось мало.
Она упорно рвалась на фронт.
Слайд 22В середине ноября 1942 года в ожесточённых боях в небе
над Сталинградом она уничтожила в группе два Me-109, а затем
бомбардировщик Ju-88. В конце ноября Екатерина Буданова, была назначена в группу «свободных охотников». 10 декабря, возвращаясь с задания, была атакована парой Me-109.
Буданова приняла бой и сбила ведущего.
23 февраля 1943 года Буданова была награждена орденом Красной Звезды.
Слайд 23В начале марта 1943 г. Буданова, возвращаясь со свободной охоты,
обнаружила самолёт-разведчик
«Фокке-Вульф» Fw 189, который называли «рамой».
Она догнала
его и уничтожила.
Среди лётчиков этот самолёт считался самой трудной добычей.
Слайд 247 Октября 1942 года, патрулируя над районом Житомир - Эльтон,
пара истребителей в составе Беляева - Буданова атаковала группу из
12 Ju-88.
Слайд 25В июле 1943 вблизи г. Антрацит в упорном бою с
группой Me-109 Буданова была атакована и сбита немецкими истребителями. Буданова
умерла от полученных ран, не приходя в сознание, и была похоронена на окраине села Ново-Красновка.
Слайд 261Октября 1993 года,
спустя полвека после совершения последнего подвига, Екатерине
Васильевне Будановой
посмертно было присвоено звание
Героя Российской Федерации
Слайд 27
Лидия (Лилия) Владимировна Литвяк
Герой Советского Союза,
летчик-истребитель, гвардии младший лейтенант.
Лидия Литвяк считается настоящим асом-истребителем (никакие другие
женщины летчицы пока не удостаивались такого признания)
и занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-летчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях.
Хотя данные о ее победах приводятся разные, обычно исследователи сходятся на 11 личных победах и 3 групповых.
Слайд 28Родилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В
14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый
самостоятельный полёт. Училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.
После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба.
К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.
Получила назначение в авиагруппу Марины Расковой. Литвяк летала отлично, но асом ее признали мужчины лишь после одного воздушного боя, в котором группа Яков атаковала 12 «юнкерсов».
Слайд 29При пилотировании самолета Лиля отличалась особым почерком и энергичностью, за
что получила на фронте среди летчиков-истребителей полка прозвище
«Диана
— богиня свободной охоты».
Слайд 30Лилия Литвяк участвовала в прикрытии Сталинграда в составе мужского полка.
Совершила здесь 140 боевых вылетов и сбила 4 самолета противника.
Всего за свою короткую боевую жизнь Лиля Литвяк одержала
11 воздушных побед лично и 3 в группе, в число ее побед входит и один аэростат-корректировщик.
Командование допустило Литвяк к полетам на «свободную охоту».
На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию. 1 августа 1943 года лейтенант Литвяк с задания не вернулась.
Слайд 32В своем последнем бою Лиля сбила два фашистских самолета, уходя
в долгую неизвестность - к вечной славе. Её останки были
найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района.
Указом Президента СССР от 5 Мая 1990 года ей посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза.
Слайд 3346-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Краснознамённый Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк
Слайд 34Интересный факт
ЖЕНСКИЙ полк пикирующих бомбардировщиков долгое время оставался засекреченным. О существовании
«бабского полка», летающего на ПО-2, совершенно случайно, почти к концу войны узнал
командующий фронтом (ему подчинялся этот полк) Баграмян. Одним приказом он присвоил сразу всем летчицам очередное офицерское звание (всю войну девчонки провоевали лейтенантами, хотя в полку было уже пять Героев Советского Союза).
— Пилотов ПО-2 называли смертниками. Летать на них было тяжело, а проводить точечное бомбометание не могли даже многие мужчины. При пикировании с углом 70 градусов они просто не выдерживали колоссальных перегрузок и даже на время теряли сознание.
Слайд 35За каждый сбитый ПО-2, управляемый молодыми девчонками, немцы получали серебряный
Рыцарский крест и двойной оклад. Так высоко немецкое руководство ценило
головы ночных бомбардировщиц.
За годы войны каждая третья из них погибла, 23 стали Героями Советского Союза, 2 - Героями России и одна - Героем Республики Казахстан. Многие из них получили эти звания посмертно.
Совсем недавно обнаружен список боевых вылетов во время войны. И оказалось, что наши девушки возглавляют этот список, мужчины им уступают на целых 12 позиций.
Интересный факт
Слайд 36Это даже представить невозможно, настолько это невероятно тяжело.
И как,
молодые девушки, могли такое совершить!
Это на пределе человеческих сил
и за пределами возможностей.
Однако это было! И это есть наша гордость!!
Слайд 37
Из "Краткой справки по истории полка":
Всего за время боевой работы
полк имел 22 благодарности лично и в составе дивизий.
Всего за
время пребывания на фронте полком произведено 24 672 боевых самолетовылета ночью с налетом 29 678 часов.
Сброшено бомбового груза – 2 902 980 кг. По далеко не полным данным, уничтожено и повреждено:
17 переправ;
9 ж.д.эшелонов;
2 ж.д. станции;
26 складов с боеприпасами и горючим;
12 цистерн с горючим;
176 автомашин;
86 огневых точек;
11 прожекторов
Вызвано 811 очагов пожара,
1092 взрыва большой силы.
Награждены орденами и медалями Союза СССР весь полк, из них: Героев Советского Союза – 23"
Слайд 38
“Никто не забыт, ничто не забыто…”
Французские лётчики полка “Нормандия-Неман” как-то
при встрече с русскими женщинами-лётчицами сказали:”Если бы можно было собрать
цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами”
Слайд 39Советские лётчицы, сражающиеся практически во всех видах авиации, внесли свой
весомый вклад в дело достижения Великой победы.
Пускай те, кто
дожил до этих дней, живут и здравствуют ещё долгие годы, а тем, кому не суждено было выжить в этой войне - вечная память…