Слайд 1Дисциплина: Психология общения
Тема:
Конфликт и правила поведения в конфликте
Подготовила преподаватель
колледжа
Акинфеева Светлана Владимировна
Новороссийский колледж строительства и экономики
Слайд 2Конфликтология как зарождающаяся наука, прежде всего, опирается на синтез социально-психолого-педагогического
знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах
их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.
Чаще всего сопутствующее конфликтной ситуации – спор.
Слайд 3Конфликт
(от лат. conflictus — столкновение) — это отсутствие согласия
между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами
или группами.
Слайд 4Виды конфликтов.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений,
то их называют конструктивными.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений,
называют деструктивными.
Слайд 5Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.
Конфликтогены
— это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.
Эскалация
конфликтогенов состоит в следующем:
на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Слайд 6Формула конфликта
Конфликт =
Конфликтная ситуация +
Инцидент
Слайд 7Выступая портив другого мнения, важно:
знать, когда нужно, а когда не
нужно отстаивать свою точку зрения;
знать, какие вопросы можно обсуждать, а
какие – нет;
знать, как возражать, не вызывая раздражения, как доказывать свое мнение и не быть неприятным при этом для своего оппонента.
Слайд 8Разрешить конфликт
— значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно,
что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению,
на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Слайд 9Правила разрешения конфликта
Правило 1. Конфликтная ситуация — это то, что
надо устранить.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт
же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.
Слайд 10Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Правило 4. Задавайте
вопрос "Почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины,
из которой проистекают другие. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Слайд 11Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не
повторяя слов из описания конфликта. Дело в том, что в
рассказе о конфликте обычно много говорится о видимых сторонах конфликта, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Слайд 12Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. И все-таки нужно
помнить, что конфликты могут обладать не только разрушительной, но и
созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.
Слайд 13Используйте специальные приемы аргументации (по А. Петренко)
Метод перелицовки.
Метод «Салями».
Метод расчленения.
Метод положительных ответов.
Метод классической риторики.
Метод замедления
темпа.
Метод двусторонней аргументации.
Слайд 14Метод перелицовки
Постепенное подведение партнера к противоположным выводам путем поэтапного
прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним.
Слайд 15Метод «Салями»
Постепенное подведение партнера к полному согласию с Вами путем
получения от него согласия сначала в главном, а затем в
необходимых для полного согласия частностях.
Слайд 16Метод расчленения
Разделение аргументов партнера на неверные, сомнительные и ошибочные
с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции.
Слайд 17Метод положительных ответов
Ваш разговор с партнером строится таким образом,
чтобы он на Ваши первые вопросы отвечал: «Да... Да...» В
последующем ему будет намного проще соглашаться с Вами и по более существенным вопросам.
Слайд 18Метод классической риторики
Соглашаясь с высказыванием партнера, Вы внезапно опровергаете
все его доказательства с помощью одного сильного аргумента. Этот метод
особенно хорошо, если партнер слишком агрессивен.
Слайд 19Метод классической риторики
Соглашаясь с высказыванием партнера, Вы внезапно опровергаете
все его доказательства с помощью одного сильного аргумента. Этот метод
особенно хорошо, если партнер слишком агрессивен.
Слайд 20Метод замедления темпа
Умышленное замедление проговаривание вслух наиболее слабых мест
в аргументации партнера.
Слайд 21Заключение:
Не смотря на то, что спор является
неотъемлемой частью нашей жизни,
мы
должны уделять ему внимание, уметь
минимизировать возможный ущерб,
причиненной этим явлением, и
извлекать
из него как можно большую пользу.