Слайд 1
КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД
МОУ СОШ №4
учитель
начальных классов
Барабанова Марина Николаевна
г.о Железнодорожный
2012 г.
Слайд 2 Изменившиеся условия
жизни нашего
общества
остро ставят перед
школой, перед каждым
педагогом и родителем
проблему формирования
у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца , как условие безопасности , успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Слайд 3Федеральные государственные
образовательные стандарты
ФГОС
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает
в качестве
приоритета развития
российского образования задачу
формирования у учащихся не просто
знаний и умений по различным предметам , а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовомпитанию и саморазвитию .
Слайд 4Федеральные государственные
образовательные стандарты
Цель образования
– общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию, как умение учиться.
ФГОС
Слайд 5 Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения,
в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями,
чтобы
уметь решать любые задачи.
Слайд 6 Концептуальная идея формирования
у учащихся УУД,
принятая в образовательной
системе состоит в следующем:
универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и другие умения.
Выделяют следующие этапы:
1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2.Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4.Контроль умения выполнять действия.
Слайд 71) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4)
Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Технология деятельностного метода (ТДМ)
обеспечивает системное прохождение на каждом уроке 1 шага формирования всего комплекса УУД ФГОС
Слайд 8Прохождение 2-го шага формирования УУД − мотивация и знакомство со
способами выполнения изучаемого УУД, − планируется осуществлять в рамках надпредметного
курса
«Мир деятельности (МИД)»
КУРС «Мир деятельности».
(32 часа, 1 час в неделю)
Включает в себя программу, в которой определены основные содержательно-методические линии, включено тематическое планирование, цели, задачи и сценарии каждого урока. К сценариям уроков разработаны демонстрационные материалы, СD-диски с презентациями и материалом для печати к каждому уроку , а также комплекс учебных материалов для детей (учебное пособие, разрезной материал, наклейки, эталоны)
Слайд 10Надпредметный курс
«Мир деятельности»
Слайд 12 Организационно-рефлексивная линия ( 9 часов).
У учащихся формируется первичное представление об учебной деятельности
, её цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги , а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности , цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика , доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).
Слайд 13ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ЛИНИИ
(организационно-рефлексивная линия)
Тема: Учиться… А что это значит?
Основные цели: Сформировать
представление об учебной деятельности (два шага).
Урок по данной теме начинает надпредметный курс «Мир учебной деятельности» по формированию УУД у учащихся начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности», так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися 2 основных шагов учебной деятельности и их выполнения.
Слайд 15 Данный урок рекомендуется проводить первым в начале учебного года.
Важно
обратить внимание на основные моменты урока:
Новое знание для учеников заключается
в открытии того, что ученик учится сам, и выполняет 2 основных шага учебной деятельности: «что я не знаю» и «сам найду способ».
Познавательная линия (1час).
У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата.
Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Слайд 17С-32
ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ
Слайд 18 Коммуникативная линия(3часа).
Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке,
самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности , приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке , правила работы в паре в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Слайд 19С-31
ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИНИИ
Слайд 20
Урок 5 (коммуникативная линия)
Тема: Учимся работать в парах.
Основная цель: Построить
простейшие правила работы в парах в учебной
деятельности.
Представленный урок является первым в цикле уроков по данной линии и является ключевым в формировании коммуникативных умений у первоклассников.
Важно обратить внимание на основные моменты урока:
Новое знание для учеников заключается в открытии основных правил парной работы: «если не понял, переспроси», «свое несогласие высказывай вежливо», «работать должны оба», «один говорит, другой слушает».
Слайд 22 Ценностная линия (6 часов).
У учащихся формируются первичные представления о
ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности , как ЖИЗНЬ , ЗДОРОВЬЕ , СЕМЬЯ.
Организуется работа над качествами личности ,помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Слайд 23С-33
ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
ЦЕННОСТНОЙ ЛИНИИ
Слайд 24
Урок 4 (ценностная линия)
Тема: Личностные качества ученика: активность в
учебной деятельности.
Основные цели:
Сформировать представление о понятии «активность в
учебной деятельности».[1]
Показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.
Заметки на полях:
Данный урок является первым в цикле уроков по ценностной линии и направлен на формирование у первоклассников личностного качества «активность», как качества, помогающего ученику быть успешным в учебе.
Слайд 25Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь
закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют
их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Слайд 26Одним из особенностей курса «Мир деятельности» является организация работы с
индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из
двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»…
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Слайд 27 Итог этой работы подводится в
конце урока по курсу «Мир деятельности» и фиксируется на «Лесенке успеха».
Ученики могут критериально оценить свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.
Слайд 28Индивидуальная карта «Копилка моих достижений»
Карта заполняется детьми после прохождения каждой
темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика
проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели(5-ти) дней на любом предметном уроке, проводимом в технологии деятельностного метода обучения.
Слайд 29 Общие рекомендации
Вместе с тем, в соответствие с результатами
самодиагностики, учитель и дальше может использовать индивидуальные карты на любом
уроке, проводимом в ТДМ.
На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указана тема урока, после которого проводится данная диагностика и две шкалы: знаю и умею. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат любым значком (крестиком, штрихом) по следующим критериям: высокий уровень (если выше средней линии), средний уровень (на уровне средней линии), ниже среднего и низкий. Также, у учителя есть возможность оценить, насколько выше или ниже среднего оценивает себя ученик
Слайд 30 Основной целью использования индивидуальной карты
является формирование у учащихся рефлексивной оценки своих общеучебных знаний и
умений и отслеживание учителем динамики их освоения по программе «Мир деятельности».
Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно-рефлексифных общеучебных умений).
Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода , формируя, таким образом, надпредметные умения.
Слайд 31Учебный план курса предполагает выделение на изучение программы 1 час
в неделю (возможно за счет школьного компонента, в рамках проведения
классных часов или во второй половине дня). Уроки по программе МИД должны проводиться регулярно.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ).
В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса.
Слайд 32 Технология деятельностного метода позволяет учителю:
СИСТЕМНО, НАДЕЖНО, КАЧЕСТВЕННО обеспечивать результаты
ФГОС;
систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования;
каждому учителю
«увидеть» себя в новой системе обучения;
переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном для себя уровне, в соответствии со своими возможностями;
уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования (ЗУН, познавательные процессы, здоровье детей), которые мотивируют к дальнейшему развитию;
вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.
Слайд 33По каким бы стандартам ни учился ребенок,
наши любовь и внимание
необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.