Слайд 1«Образ человека, в слове явленный»
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2любовь
 «В человеческих делах… главное внимание должно быть обращено на
                                                            
                                    
мотивы» (Гете)
любовь
долг
зависть
эгоизм
альтруизм
честолюбие
тщеславие
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Цели курса:
формирование ценностной картины мира в сознании растущего человека посредством
                                                            
                                    
слова;
расширение кругозора и формирование лингвокультурологических компетенций;
развитие нравственных и эмоционально-волевых качеств
                                    личности;
совершенствование навыков самостоятельной (в т. ч. и проектной) деятельности;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Задачи курса:
совершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текстов различных стилей;
развивать
                                                            
                                    
умение правильно устанавливать лексическое и понятийное значение слова, его семантические
                                    отношения со словом той же культуры;
3)  отрабатывать жанровые модели творческих работ: эссе, рассуждение-размышление, метафорического и аллегорического портретов концепта;
4)  развивать навыки критического мышления (кластер, синквейн).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Содержание курса:
1) вводные занятия (концепт,   концептосфера) - 4
                                                            
                                    
часа;
2) основной курс – 12 часов;
3) заключительное занятие – презентация
                                    учебного проекта – 2 часа.
   Количество часов – 18.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Отличительные особенности курса:
интеграция с курсами литературы и обществознания;
ориентация на подготовку
                                                            
                                    
к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Содержание программы (основной курс):
Действие и деятельность.
«…мне нужно действовать…» 
 
                                                            
                                    
         
                                           (М. Лермонтов).
«Назначение человека – в разумной деятельности» (Аристотель).
Деятельность разумная и неразумная
Действие и бездействие.
Мотивы, побуждающие к действию.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Содержание программы (основной курс):
2. «Страна любви – великая страна» 
                                                            
                                    
         
                                              (В. Высоцкий). 
 «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
                      (И. Тургенев).
  Иерархия любви. Язык любви. Любовь спасение или рок?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Содержание программы (основной курс):
3. И честолюбие – от слова «честь».
Честолюбие
                                                            
                                    
= честь + любовь.
Тщеславие = тще (напрасно, зря) +слава.
Сопоставление и
                                    соотношение этих концептов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Содержание программы (основной курс):
4. «… я ныне завистник»
  
                                                            
                                    
         
                                       (А. С. Пушкин).
«Зависть – враг счастливых» (Эпиктет).
«Зависть – сестра соревнования» 
                        (А. Пушкин)
Зависть черная. Зависть белая. Атрибуты
зависти.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Содержание программы (основной курс):
5. «Ритм нашей жизни – долг»
 
                                                            
                                    
         
                                                (А. Блок).
«Долг – якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься»
                      (И. С. Тургенев)
  Долг перед собой и долг перед другими. Человек долга в художественном мире Пушкина.
«Нет другого величия, кроме величия исполненного долга» (Ренан).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Содержание программы (основной курс):
6. Эгоизм и альтруизм.
 «Жить только для
                                                            
                                    
себя не значит жить» (Менандр).
«Все жертвы мира во имя Эго!»
                                    
                    (И. Северянин).
Так ли это? Эгоизм – себялюбие. Любовь к себе и любовь к другим. Теория «разумного эгоизма» Чернышевского. «Эгоист поневоле», «страдающий эгоист». Альтруизм. Бескорыстие.
«Нет одинокого счастья» (Н. Г. Чернышевский).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Структура урока
Составление словарного портрета концепта.
Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта.
Составление словесного портрета
                                                            
                                    
концепта.
Самостоятельная творческая работа.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Словарный портрет концепта «Действие»
  Словарь синонимов приводит следующий ряд
                                                            
                                    
слов к слову «действие»: поступок, акт, деяние.
  Какой из
                                    этих синонимов вы вставите в изречение Пифагора: «Статую красит вид, а человека - … его»?
  Дайте лексическую характеристику вставленному слову.
  (деяния)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Словарный портрет концепта «Действие»
Приведите антоним к слову «действие» - (бездействие).
                                                            
                                    
Распределите следующие фразеологизмы на два столбика, подчеркнув фразеологизмы со знаком
                                    минус:
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Контекстуально-метафорический портрет концепта «Честолюбие»
    Прочитайте фрагменты текстов.
                                                            
                                    
Подчеркните в каждом высказывании его содержательную доминанту. 
1.  Вы
                                    честолюбивы, - заметил я, - вы хотите прожить не даром, след за собой оставить
                                 (И. С. Тургенев).
2.  (Прокурор) был очень честолюбив и твердо решил сделать карьеру и потому считал необходимым добиваться обвинения по всем делам, по которым он будет обвинять (Л. Н. Толстой)
3.  Честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает (М. Ю. Лермонтов).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Контекстуально-метафорический портрет концепта «Честолюбие»
Заполните таблицу.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Словесный портрет концепта «Зависть»
Прочитайте отрывок из трагедии А. С. Пушкина
                                                            
                                    
«Моцарт и Сальери». Как определяет герой чувство, которое владеет им?
                                    К какому аллегорическому образу прибегает? Как это чувство изменяет самого человека? 
Кто скажет, что Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущего бессильно?
Никто! …А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Варианты творческих работ
I вар. 
Размышление-рассуждение «Возможно ли жить по теории
                                                            
                                    
разумного эгоизма?»
Эссе-исповедь «Мое эго».
Метафорический или аллегорический портрет концепта
Эгоизм – это…
Альтруизм
                                    – это…
II вар.
Составить кластер «Зависть».
Написать синквейн на тему зависти.
Продолжить текст, дав версию зависти как «стыдливой страсти».
    «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться…» 
                                   Ф. де Ларошфуко
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Примеры творческих работ
Зависть,
дикая, жгучая,
разрушает, убивает, отравляет
ядом души и сердца, сеет
Зло.
                                                            
                                    
Зависть,
благая, созидательная,
заставляет соперничать, бороться,
побуждает к деятельности, цель которой – 
Самосовершенствование.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Примеры творческих работ
Зависть,
мучительная, черная,
сжигает, губит, развращает.
Не правда ли, что это
                                                            
                                    
– 
Грех?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Кластер
Зависть
черная
белая
жгучая
жестокая
дикая
благая
созидающая
развивающая
разрушение
созидание
успех
прогресс
соревнование
клевета
предательство
преступление
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Презентация результатов учебного проекта
Читательская конференция «Человек действующий в русской литературе».
Защита
                                                            
                                    
аллегорических портретов концептов.
Составление и оформление сборников синквейнов.
Составление и защита кластеров.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Морфемный анализ.
Работа с
                                                            
                                    
синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами.
Определение и осмысление средств художественной выразительности.
Выделение содержательной
                                    доминанты высказывания.
Выделение и осмысление элементов композиции и элементов сюжета.
Определение типа и стиля речи.
Создание связных текстов различных жанров.