Слайд 1Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся профильной школы
Слайд 2Основная задача современного общего образования - формирование навыков:
организации собственной деятельности;
объяснения
явлений действительности;
ориентации в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;
решения проблем,
связанных с выполнением человеком определенной социальной роли;
универсальных для различных видов деятельности (ключевые компетенции);
готовности к профессиональному выбору.
Слайд 3Исследовательская деятельность обучающихся
Это деятельность
учащихся, связанная с решением ими творческой,исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере
Слайд 4Научное исследование -
это особая форма познания, систематическое и целенаправленное изучение
объектов, в котором используются средства и методы науки и завершающееся
формированием знаний об изучаемых объектах
Слайд 5Структурные элементы исследовательской деятельности
выделение методологических характеристик исследования,
изучение теории, посвященной данной
проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор эмпирического материала, его анализ
и обобщение, научный комментарий,
собственные выводы
Слайд 6Методологические характеристики
педагогического исследования
Слайд 7ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Что надо изучить из того,
что ранее не
было изучено?
Слайд 9АКТУАЛЬНОСТЬ
Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Слайд 10ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Что рассматривается?
Слайд 11ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Как рассматривается объект, какие отношения, свойства,
аспекты, функции раскрывает данное исследование?
Какие присущие объекту отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
Слайд 12ЦЕЛЬ
Какой результат исследователь намерен получить?
Каким в общих чертах
видится этот результат еще до его получения?
Слайд 13ЗАДАЧИ
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Слайд 14ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Что не очевидно в объекте,
что
исследователь видит в
нем такого, чего не замечают
другие?
Слайд 15Новизна результатов
Что сделано из того, что другими не было
сделано, какие результаты получены впервые?
Слайд 16Значение для науки
В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся
изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
Слайд 17Значение для практики
Какие конкретные недостатки практики можно исправить с
помощью полученных в ходе исследования результатов?
Слайд 18- от латинского “proyectus”, означает «брошенный вперед», - это создание
модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем.
Проектирование
Слайд 19Проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и
ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся
в распоряжении ресурсов
Слайд 20Проектная деятельность обучающихся
Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся, направленная на достижение общего результата и имеющая общую цель, согласованные
методы, способы ее осуществления в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов
Слайд 21Классификация проектов
По доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой;
По комплексности
и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внуртишкольные, городские и т.п.
По продолжительности:
краткосрочные, долгосрочные.
Слайд 23Формы продуктов проектной деятельности
Сайт;
Видеофильм;
Газета, буклет, альбом;
Модель;
Коллекция;
Мультимедийный продукт;
Учебное, методическое
пособие;
Справочник
Слайд 24Презентация проектов
Научный доклад;
Реклама;
Отчет об исследовательской деятельности;
Демонстрация видеофильма;
Компьютерная презентация
Слайд 25Этапы реализации проекта
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
2. Поисково-исследовательский
этап
3. Трансляционно-оформительский этап
4. Заключительный этап
Слайд 261. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и
ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование
проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Слайд 272. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и
анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования.
Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Слайд 283. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний
и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение даты и
места защиты;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.3. стендовая информация о проекте.
Слайд 294. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ
выполненной работы.
Слайд 30Особенности проектной деятельности на разных ступенях общего образования
Слайд 31Начальная школа
Цель проектной деятельности – овладение
элементами проектирования (общеучебные умения: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее)
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения и объем проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
2 класс – формирование элементов ПД на традиционных занятиях; 3 класс – один проект во 2-ом полугодии; 4 класс - два проекта или исследования.
Формы организации проектной деятельности: традиционные занятия, экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Слайд 32Основная школа
Цель проектной деятельности – овладение коммуникативными навыками, развитие личностных
качеств и проектной, исследовательской компетентности.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области
(предметной, межпредметной, внепредметной) .
Проблема близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений.
Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования.
Формы организации проектной деятельности: индивидуальные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей и т.п.
Слайд 33Старшая школа
Цель проектной деятельности – самостоятельное практическое владение технологией проектирования
и исследования.
Темы и проблема исследования подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого
обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. .
Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования.
Формы организации проектной деятельности: индивидуальные, парные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей, экспедиции, творческий экзамен и т.п.
В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов.
Слайд 34Критерии оценки проекта
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование
предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов .
Слайд 35Перечень документов, представляемых к защите проектных и учебно-исследовательских работ учащихся
1. Паспорт
проектной или учебно-исследовательской работы учащихся.
2. Отзыв руководителя на представленную проектную или
учебно-исследовательскую работы.
3. Рецензия на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.
4. Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта.
5. Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта.
6. Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом.
7. Список используемой литературы.
8. Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов).