Слайд 1Лекция 6
Органы государственного управления природопользованием
Слайд 2Законодательная основа структуры управления
В соответствии с Законом «Об охране окружающей
среды» государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г. №3-ФКЗ.
Слайд 3Функции и задачи государственного управления природопользованием
Установление правовых основ регулирования
природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
Определение основных направлений
политики в области природопользования;
Принятие экологических программ, планов, их финансирование и материально-техническое обеспечение;
Разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;
Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
Разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды;
Слайд 4 функции
Установление порядка осуществления государственного контроля в области природопользования
и охраны окружающей среды;
Учет природных ресурсов, ведение их кадастров;
Осуществление мониторинга
окружающей среды в целом и ее отдельных объектов;
Оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния окружающей среды;
Установление лимитов использования природных ресурсов;
Выдача разрешений на природопользование, на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов;
Установление нормативов платы за использование природных ресурсов, за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов;
Осуществление государственного экологического контроля;
Слайд 5 функции
Формирование и контроль за расходованием экологических фондов;
Осуществление государственной экологической
экспертизы;
Принятие решений об ограничении, приостановке или прекращении работы повышенно опасных
производств;
Принятие санкций к нарушителям экологического законодательства и принятие мер по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями;
Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги;
Экологическое образование и воспитание;
Международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Слайд 6Управление природопользованием должно способствовать:
> Обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в
сфере природопользования и охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
в целом;
> Соблюдению требований экологического законодательства всеми предприятиями, независимо от форм собственности;
> Достижению качества окружающей среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов.
Слайд 7Функции и задачи законодательных органов в области природопользования и охраны
окружающей среды
К компетенции высшего представительного органа относится:
определение основных направлений
экологической политики;
утверждение государственной политики;
определение правовых основ регулирования природопользования;
определение полномочий органов управления;
установление режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Слайд 8К компетенции Государственной Думы РФ в области природопользования и охраны
окружающей среды относится:
Определение основных направлений государственной политики в области природопользования
и охраны окружающей среды;
Разработка и издание федеральных законов, а также разработка, утверждение и обеспечение реализации программ в области экологического развития Российской Федерации;
Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ, а также координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия.
В составе Государственной Думы РФ образованы Комитет по экологии, Комитет по природным ресурсам.
В составе Федерального Собрания РФ образованы Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет по аграрной политике.
Слайд 9Система органов государственного управления Российской Федерации в области природопользования и
охраны окружающей среды.
Слайд 10компетенция комплексных органов управления
> Определение основных направлений в экологической
политике;
> Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ;
> Учет и
оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды;
> Утверждение нормативов вредных воздействий, выдача разрешений на выброс, сброс, захоронение вредных веществ;
> Взыскание ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
> Организация заповедного дела;
> Экологическое образование и воспитание;
> Международное сотрудничество
Слайд 11компетенция специально уполномоченных органов управления в области природопользования
Организация и
руководство контрольно-инспекционной деятельностью, координационной, эколого-просветительной, заповедной, международной. Например, Министерство природы
РФ утверждает нормы и правила природопользования, издает нормативные акты, дает разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ;
Надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, почв, водоемов и водных источников от загрязнения вредными для здоровья человека веществами (возложен на Госкомэпидемнадзор);
Сбор информации о состоянии воды, воздуха, почвы осуществляет Росгидромет -Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет - головная организация единой государственной службы мониторинга окружающей среды. Своеобразие деятельности Росгидромета в том, что он не наделен какими-либо предупредительными или карательными средствами реагирования;
Принятие чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами, возложено на МЧС.
Слайд 12Компетенция федеральных, региональных и местных органов управления в области природопользования
По Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды,
обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации.
1 группа. Определение основных направлений экологической политики. Утверждение экологических программ. Установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.
2 группа. Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ. Координация природоохранной деятельности.
3 группа. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.
Слайд 13
4 группа. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование
природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение. Выдача разрешений
на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.
5 группа. Государственный экологический контроль. Государственная экологическая экспертиза. Решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной ответственности за правонарушения. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
6 группа. Организация заповедного дела. Охрана памятников природы. Ведение Красной книги. Экологическое образование и воспитание.
7 группа. Международное сотрудничество.
Слайд 14Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования
Осуществляют сбор,
хранение, обработку, анализ информации в экологической сфере, в связи с
чем имеют право запрашивать у министерств, ведомств, предприятий информацию;
Формируют базы данных и создают информационные системы, а также системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния промышленных объектов;
Ведут кадастры природных ресурсов;
Проводят государственную регистрацию потенциально опасных веществ, используемых в качестве сырья и материалов;
Разрабатывают формы государственной и ведомственной статистической отчетности;
Проводят экспертизы территорий, потенциально опасных объектов и производств, организуют экологическое аудирование.
Слайд 15Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Обеспечение
проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности;
Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
Обеспечение мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
Координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидация их последствий.
Реализация государственной экологической политики;
Разработка и реализация федеральных экологических программ;
Слайд 16
Установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга, формирование государственной системы
наблюдений за состоянием окружающей среды;
Установление порядка осуществления государственного контроля в
области природопользования и охраны окружающей среды на объектах хозяйственной деятельности;
Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и контроль за обеспечением радиационной безопасности;
Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды;
Разработка и утверждение нормативов государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;
Организация и проведение государственной экологической экспертизы;
Слайд 17
Определение особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов
всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
Ведение
государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду.
Установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
Экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
Организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры.
Слайд 18Функции и задачи Министерства природных ресурсов в сфере управления природопользованием
Министерство природных ресурсов является комплексным и головным органом всей системы
специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и федеральным органом управления. Управляет:
государственным фондом недр и лесным хозяйством;
использования и охраной водного фонда;
в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
в области охраны атмосферного воздуха, охраны окружающей среды, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;
в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
в сфере государственной экологической экспертизы;
уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
Слайд 19Правовой статус Министерства
складывается
из следующих функций:
координационной,
контрольно-инспекционной, разрешительной,
информационной,
эколого-просветительной,
природно-заповедной,
международной.
Слайд 20Компетенция специально уполномоченных органов управления в сфере природопользования и охраны
окружающей среды
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
координирует работу по сбору, обработке и обмену информацией;
ведет учет чрезвычайных ситуаций и представляет в Правительство РФ информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации.
готовит ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Слайд 21Министерство сельского хозяйства России
являются специально уполномоченными органами:
В области мелиорации
земель;
В области племенного животноводства;
В области семеноводства сельскохозяйственных растений;
В области обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
В области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
В области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям;
По охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
По охране, контролю и регулированию использования водных биологических ресурсов, а также среды их обитания.
Слайд 22Минздрав Российской Федерации
создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования
состояния здоровья населения и формирует базы данных о состоянии охраны
здоровья населения и среды обитания человека.
проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.
вносит предложения по предотвращению и ликвидации опасного и вредного воздействия на здоровье человека факторов окружающей среды.
ведет статистику в сфере здравоохранения и обеспечивает формирование единой системы информации.
публикует материалы о состоянии здоровья населения, а органы санэпидемнадзора оказывают информационные и консультационные услуги государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
Слайд 23Госсанэпидемслужба
координирует деятельность министерств и ведомств, предприятий и организаций в
области санитарной охраны природной среды;
разрабатывает и утверждает санитарные нормативы вредных
веществ в окружающей среде, санитарные нормы и правила, обязательные для всех предприятий.
ведет надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, водоемов и водных источников, почв и т. д.
Госсанэпидемслужба РФ выполняет свои задачи и функции через систему территориальных органов.
Слайд 24Государственная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
осуществляет
государственный контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха,
собирает гидрометеорологическую
информацию, а также информацию о химическом и радиоактивном загрязнении природной среды,
дает методические указания в области мониторинга окружающей среды.
Объектом его наблюдений являются почва, поверхностные воды, морская среда, сельскохозяйственные культуры, пастбищная растительность, околоземное космическое пространство.
Слайд 25Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
Совместно
с другими министерствами и ведомствами разрабатывает стандарты в области природопользования
и охраны природы;
координирует деятельность министерств и ведомств в данной области;
утверждает стандарты и контролирует их выполнение, выявляет нарушения и принимает меры к их устранению и привлечению виновных к ответственности.
Госстандарт России в соответствии с требованиями Директивы ЕЭС 91/155 разработал и утвердил ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению экологической безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации».
Слайд 26Функциональные и территориальные специально уполномоченные органы управления природопользованием
Госатомнадзор России (распоряжение
Президента РФ от 05.06.92 г.) осуществляет контроль и надзор за
производством, транспортировкой, хранением, применением в народном хозяйстве радиоактивных веществ и материалов на их основе с целью безопасности населения.
проводит анализ аварий и инцидентов на объектах по переработке радиоактивного сырья, его использовании и утилизации,
создает соответствующий банк данных, определяет необходимые координирующие меры, направленные на повышение безопасности этих объектов,
организует издание нормативно-технической, информационно-справочной и другой литературы, необходимой для обеспечения и совершенствования регулирующей и надзорной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 02.11.95 г. №1085 утверждена Федеральная целевая программа «Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации».
Слайд 27
Госгортехнадзор (положение утверждено Указом Президента РФ от 18.02.93 г.
№234) информирует общественность о состоянии безопасности и охраны недр на
поднадзорных объектах и производствах, осуществляя надзор за правильностью отнесения производств к соответствующим категориям по взрывной, взрывопожарной опасности.
имеет право получать от органов федеральной исполнительной власти, объединений, предприятий и предпринимателей сведения о состоянии безопасности, авариях.
Деятельность гостехнадзора осуществляется через систему его региональных органов.
Слайд 28Литература
1. Морозова Т.Г. и др. Государственное
регулирование экономики: Учебное пособие. М: ЮНИТИ, 2000
г., с. 201
2. Никитин А.Т., Степанов С.А. Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды. М.: МНЭПУ, 2001 г. с.232
3. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М.: Изд-во БЭК, 2002 г.
4. Основы экологического аудита под ред. Никитина А.Т., Степанова С.А. М.; МНЭПУ, 2001 г., 386 с.
5. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Норма, 2001 г., 397 с.
6. Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для вузов / Под ред. Шамхалева Ф.И. М.: Экономика, 2000 г.
7. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология - Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000 г
8. Управление государственной собственностью в природно-ресурсной среде (учебно-практическое пособие) Под ред. В.И. Кошкина, Н.И. Дорогова, М.: 2007