Слайд 1ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА
КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Презентация по обществознанию для учащихся 10
класса профильный уровень подготовлена учителем МБОУ СОШ № 37 г.
Костромы
Лобовой Светланой Анатольевной
Слайд 2Мнение агностиков о познаваемости мира
Мы сомневаемся в том, что человек
может истинно познавать мир. И так думаем не только мы.
Вспомните древнегреческого философа Секта Эмпирика, который говорил: «Мы вообще не в состоянии сказать, каков предмет на самом деле, но мы можем знать, каким он нам кажется в зависимости от устройства наших органов чувств. Мы видим мир не таким, какой он сам но себе, а таким, каким его должны видеть в силу своей чувственной организации». Вы спросите, как он это доказывал? Привожу его доводы: например, простое яблоко. Опишем наши представления. Яблоко желтое, гладкое, приятно пахнущее, сладкое, хрустящее. Итак, мы охарактеризовали яблоко с помощью пяти свойств. А почему именно пять свойств, а не трех или семи? Потому что мы так устроены, у нас пять органов чувств, следовательно, воспринимаемому предмету мы приписываем пять свойств.
Теперь задумаемся. А вдруг у яблока объективно не пять, а десять свойств? Сколько в таком случае свойств мы бы воспринимали? Только пять, так как других органов чувств у нас нет. Хорошо, а вдруг у яблока объективно не пять, а всего одно свойство. Сколько бы мы воспринимали? Тоже пять, так как каждый орган чувств преподносил бы это свойство по-своему. Более того, даже если бы у яблока вообще не было никаких свойств, мы бы все равно воспринимали бы пять, так как каждый действующий орган чувств рисовал бы нам некую определенную реальность.
Слайд 3А теперь ответим на вопросы
Кто такие агностики?
В чём сущность концепции
агностиков?
Слайд 4Запишите в тетрадь
Агностицизм - философская концепция , которая отрицает познаваемость
окружающего мира.
Слайд 5Мнение Дэвида Юма
Дэвид Юм(( 1711 года 1776 года) — шотландский
философ, представитель эмпиризма и агностицизма, предшественник второго позитивизма (эмпириокритицизма, махизма),
экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения)) –
«Человек не способен оценить совпадение своего знания с реальностью именно потому, что всякое знание происходит из опыта, а за пределы любого опыта принципиально невозможно выйти».
Слайд 6Попробуем ответить на вопрос
Каковы взгляды Юма по вопросу познаваемости мира?
В чём он солидарен с агностиками, а в чём пошёл
дальше их?
Слайд 7Запишем в тетрадь
А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что
существует, по меньшей мере, три гипотезы:
Восприятия — это образы объективных
предметов.
Мир — это комплекс ощущений восприятия.
Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом.
Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит, вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Слайд 8
Иммануи́л Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии,
стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.
Слайд 9Познакомимся с мнением Иммануила Канта
И. К а н т. Следовательно,
мы должны признать, что отсутствует логический способ установления соответствия между
объективным миром и системой знания.
Слайд 10Ответьте на вопрос
Каковы взгляды Иммануила Канта по вопросу познаваемости мира?
Слайд 11Запишем в тетрадь
Иммануил Кант (нем., 18 в.) не разделял безграничной
веры в силы человеческого разума, считал, что мир сообразуется с
возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.
Слайд 12Мнение части современных философов по вопросу познаваемости мира
Наши чувства с
фотографической точностью воспроизводят действительность и мы в силах познать окружающий
мир.
Наши знания несут неустранимый отпечаток субъективной действительности: на них неизбежно влияют представления о мире, которые были накоплены до нас, тот культурно-исторический опыт, которым мы обладаем, наши мировоззренческие приоритеты. Скорее, нам следует говорить о «субъективном образе объективного мира».
Слайд 13Задание для учащихся
Проанализируйте записи в тетради и постарайтесь доказательно ответить
на вопрос «Чья позиция вам кажется более убедительной и почему?».
Слайд 14
https://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%EC,_%C4%FD%E2%E8%E4
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%ED%F2,_%C8%EC%EC%E0%ED%F3%E8%EB#mediaviewer/File:Immanuel_Kant_(painted_portrait).jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%EC,_%C4%FD%E2%E8%E4#mediaviewer/File:David_Hume.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%ED%F2,_%C8%EC%EC%E0%ED%F3%E8%EB
http://mirvam.org/wp-content/uploads/2010/07/dumaem.gif
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.
- М.: ВАКО, 2008. - 512 с. - (В помощь
школьному учителю).