Слайд 1Тема «Познание»
Обществознание 10 класс
Повторительно-обобщающий урок
Учитель Коломиец О.М.
МБОУ СОШ №
1 г. Тимашевск
Слайд 2Цель урока
Подготовка к зачету в формате ЕГЭ по теме «Познание»
Слайд 3Какие процессы относятся к рациональному, а какие к чувственному познанию?
Ощущение,
суждение, понятие, умозаключение, восприятие
Слайд 4Что относится к процессу познания, а что к его результатам?
Чувственное познание,
образы людей и предметов,рациональное познание, знания о мире,
абстрагирование, конкретизация
Слайд 5Методы познания
Изобретение парашюта: русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного
увеличенного зонта.. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель
увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром и образовавшийся купол потащил сумку за собой
Слайд 6 Чтобы подтвердить теорию первоначального заселения островов Полинезии из Америки,
известный норвежский исследователь Тур Хейердал в 1947 году совершил плавание
из Полинезии в Перу на плоту “Кон-Тики”, в 1969-1970 гг. – на папирусных лодках “Ра” из Африки до островов Центральной Америки
Слайд 7Леонардо да Винчи записывал все, что видел или слышал интересного
, делал многочисленные зарисовки, схемы, чертежи оружия. Всего он сделал
около 6000 тысяч набросков, к которым впоследствии неоднократно возвращался.
Также она делал вещи, немыслимые для своей эпохи – анатомировал трупы – чтобы узнать что-то новое о функциях человеческих органов.
Слайд 8Характерные черты героев “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя:
Манилов был мечтателем,
Коробочка
отличалась подозрительностью,
Собакевич – грубой силой,
Плюшкин – скупостью.
Слайд 9А какие методы познания вы еще можете назвать?
Слайд 10Теории познания
Какие направления в теории познания вы можете назвать?
Слайд 11Представитель какого направления в теории познания мог сказать такие слова
1.
«Что в человеке самое лучшее – разум. Силой разума он
превосходит животных и идет вровень с богами»
Слайд 122.«Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живёт
великая Правда, которая несмотря ни на что ведёт человечество к
восхождению»
3. «Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в нашей жизни»
Слайд 13Текст с ошибками
В структуре научного познания выделяют два уровня –
эмпирический и теоретический.
Эмпирическое, или опытное, знание – это знание конкретных
фактов. Оно накапливается только путем наблюдений. На теоретическом уровне наука еще дальше уходит от действительности. Здесь используются понятия, за которыми нет никаких реальных объектов: абсолютно твердое тело, идеальный газ, материальная точка.
Поэтому факты оспорить трудно, а теории опровергаются легко. За несколько десятилетий существования науки в ней сменилось несколько десятков теорий, причем каждая последующая полностью опровергала предыдущую.
Слайд 15№ 1
Адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от
тех или иных особенностей познающего субъекта (его пристрастий, интересов…)
Слайд 16№ 2
Раздел философии,
рассматривающий проблемы
познания мира;
от гр. слов «знание» и
«учение»,
философская теория познания
Слайд 17№3
Вывод, сделанный
из нескольких суждений,
путѐм преобразования
содержащейся в них
информации
Слайд 18№4
Данные органов чувств
об отдельных свойствах
предмета, явления
Слайд 19№5
от лат. слова «чувство», «ощущение»
Философское течение,
согласно которому, ощущения
являются
единственным источником и основанием знания
Слайд 20№6
от гр. «разложение»,
•Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на
составные части
Слайд 21№7
Целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений
Слайд 22№ 8
анализ, синтез, аналогия,
сравнение, классификация,
суждение, наблюдение,
абстрагирование, моделирование
Слайд 23№ 9
Исчерпывающее, полное, знание об объективном мире, которое не будет
дополняться и уточняться
Слайд 24№10
Философское учение,
отрицающее возможность
познания объективного мира
и его закономерностей
Слайд 25№11
Высшая форма чувственного познания,
чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый
в памяти вне непосредственного контакта с ним
Слайд 26№12
Неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе
развития познания будут изменяться, заменяться новыми.
Слайд 27Алгоритм поведения исследователя:
На эмпирическом уровне путем _________ опыта осуществляется
_______ новых фактов, явлений изучаемого процесса
Слайд 28Исследователь перед началом работы ставит _______ предстоящей деятельности.
Осуществляется ________ литературы
по теме.
Формулируются исходные ___________.
Организуется и проводится ___________.
Слайд 29Анализируются и _________ полученные данные.
Проверяются _________ на основе полученных фактов.
Делаются
_________ исследования, формулируются новые _______________
Слайд 30Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Слайд 33Борьба Ивана-Царевича с Кощеем Бессмертным.
Задача Ивана – победить Кощея.
Проследите все этапы познания на примере борьбы Ивана-царевича с Кощеем
Бессмертным.
Слайд 36Часть А
Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
1)
выводы, полученные научным путем
2) экспериментально установленные факты
3) знание, которое никогда
не будет опровергнуто
4) суждения, лишенные субъективных оценок
Слайд 37О каком характере истины свидетельствует высказывание:
«Всякая истина рождается как ересь,
а умирает как предрассудок»?
1) очевидном
2) научном
3) относительном
4) абсолютном
Слайд 38Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство, наряду с наукой,
является особым способом отражения
объективной реальности.
Б. Искусство, в отличие от науки,
не дает человеку новых инструментов и средств познания мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Слайд 39Верны ли следующие суждения об истинном знании?
А. Истинное знание –
то, которое разделяется большинством людей.
Б. Истинное знание – то, которое
соответствует познаваемому объекту.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
Слайд 40Часть В
В2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением
двух ,представляют формы освоения (познания) мира.
1) Искусство,2) наука,3) опыт, 4)мораль,
5)государство,6) религия, 7) прогресс
Слайд 41Установите соответствие между характерными чертами и видами познания:
к каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
выделение группы предметов на 1) чувственное основе
общих признаков
Б) получение новых суждений на
основе уже имеющихся
В) отражение отдельных качеств 2) рациональное
предметов окружающего мира
Г) сохранение в памяти целостного
образа предмета
Слайд 42В 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Слайд 43В 6.
«Субъектом познания является как отдельный человек, так
и всё общество.
В процессе своей познавательной деятельности человек получает
_________(А) об
окружающем мире и о себе. Результаты ________(Б)
окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного
отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются
___________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются
предпосылкой развития и производства новых знаний.
Существует__________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой
повседневного поведения людей. Усилиями специалистов – ученых
вырабатывается ____________(Д), сущность которого состоит в понимании
действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими
объектами познавательной деятельности являются природа, общество и
человек. Им соответствуют естественно-научное, социальное и _________(Е)
знания».
Слайд 44Cписок терминов:
1) мышление
2) истина
3) практическое
4) гуманитарное
5) научное знание
6) познание
7) информация
8)
обыденное (житейское) знание
9) потребности
Слайд 45Рефлексия
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Что вам
удалось, что – нет?
На что будете обращать внимание при подготовке
к зачету по теме «Познание»?
- Сформулируйте свое мнение об уроке.
Слайд 46Домашнее задание
Написать эссе (используя черновик )на основе следующего высказывания:
«Информация без
человеческого понимания подобна ответу без вопроса- она лишена смысла» (А.Маслоу)