Слайд 1Принципы и методы управления персоналом
Преподаватель экономических дисциплин: Байжанов Б.Д.
Слайд 2Принципы управления персоналом
Principium (лат.) – начало, основа – объективно существующее
условие, которое нельзя нарушать в практической деятельности во избежание актуализации
нежелательных для субъекта управления последствий.
Принципы управления персоналом - отражают руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации HRM.
Общие принципы – имеют универсальный характер и учитываются во всех сферах управления и организациях
Слайд 5Частные принципы HRM
Полное доверие к сотрудникам
Проявление наибольшего внимания к
людям и их инициативам
Обеспечение сплоченности коллектива
Максимальное делегирование полномочий исполнителям
Систематическое совершенствование
системы стимулирования и мотивации труда
Слайд 6Методы управления персоналом
Методы управления персоналом – конкретные приемы и способы
воздействия администрации на персонал для достижения определенных целей.
Методы управления разнообразны,
но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.
Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления – экономических, административных и социально-психологических.
Слайд 9Социально-психологические методы HRM
Слайд 10Методологические подходы в кадровом менеджменте: системный подход
СИСТЕ МНЫЙ ПОДХОД –
рассмотрение различных процессов и явлений в управлении как систем.
Система управления
– обособленная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов.
Каждый элемент системы представляет собой структурообразующую часть какой-либо подсистемы.
Элемент обладает одним или несколькими свойствами, необходимыми для функционирования системы. В системе управления – это управляющая и управляемая подсистемы.
Слайд 11Методологические подходы в кадровом менеджменте: системный подход
Системный подход базируется на
системном анализе по следующему алгоритму:
Декомпозиция системы – расчленение на образующие
элементы
Анализ элементов
Выявление наиболее существенных элементов, определяющих поведение системы в целом
Разработка рекомендаций по улучшению функционирования системы
По результатам системного анализа:
выдвигаются альтернативные варианты управленческих решений
Выявление масштабов неопределенности по каждому варианту
Сопоставление вариантов по заданному критерию эффективности
Слайд 12Методологические подходы в кадровом менеджменте: системный подход
При установлении границ системы
следует опираться на здравый смысл. Чем шире границы проблемы, тем
шире изучаемая система и тем больше переменных, которые необходимо учесть.
Пример:
Проблема дискриминации при приеме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы, требующей принятия мер в области законодательства, образования, политических прав и т.д.
Здесь возникает проблема адекватности ресурсов потребности исследования этой более крупной проблемы.
Слайд 13Методологические подходы в кадровом менеджменте: системный подход
Важное место в системном
подходе занимает понятие «структура».
Структура – совокупность компонентов системы и их
связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.
Расширение сферы применения системного подхода и анализа связано с распространением программно-целевого управления.
Слайд 14Методологические подходы в кадровом менеджменте: программно-целевой подход
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД – формулирование
целей, их ранжирование и разработка программы действий, направленных на достижение
поставленных целей.
Цели - отражают желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления через определенный период времени, после решения ряда проблем исходной ситуации.
Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего.
Завершается процесс рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного варианта решения.
Слайд 15Методологические подходы в кадровом менеджменте: программно-целевой подход
Разработка программы действий:
Достижение стратегической
цели подразделяется на подцели;
На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты
их решения и их увязка с ресурсами – материальными, трудовыми, финансовыми;
Каждый этап четко определяется по основному результату, объему и сроку.
Крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы.
Слайд 16Методологические подходы в кадровом менеджменте: программно-целевой подход
Для увязки всех этапов
реализации программы действий может быть построено «дерево целей», термин введенный
в 1960-е гг.
А
B
C
D
E
Слайд 17Методологические подходы в кадровом менеджменте: программно-целевой подход
Принятая программа подлежит исполнению,
поэтому требуется постоянный комплексный контроль за ходом реализации всей программы
и каждого ее этапа. Для осуществления такого контроля создаются специальные подразделения, включаемые в матричную систему управления.
По результатам контроля проводится анализ и в случае отклонения выясняются их причины, принимаются меры по их устранению или корректировке программы.
Причины невыполнения программ:
недостаточная организация контроля,
низкий уровень ответственности,
отсутствие должной мотивации участников реализации программы.
Слайд 18Методологические подходы в кадровом менеджменте: ситуационный подход
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД – выбор
методов и средств управления, исходя из конкретной ситуации.
Мери Паркер
Фоллетт еще в 1920-е гг. говорила о «законе ситуации». Ситуационный подход получил развитие в 1960-х гг.
Ситуация – совокупность факторов внутренней и внешней среды, воздействующих на организацию в данный период времени.
Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:
содержанию – технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;
по виду управленческого решения во времени – стратегические, тактические, оперативные;
ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;
методам реализации управленческих решений.