Слайд 2
Дерево держится корнями, а человек друзьями
Народная пословица
Слайд 3
Нет на Земле человека, который бы не задумался,
что такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая
ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает?
«Дружба – отношения между людьми на основе взаимного доверия и уважения, духовной близости, общих интересов», так характеризуется слово «дружба» в Толковом словаре русского языка.
Слайд 4Цель:
Развивать коммуникативные умения- способность свободно общаться и высказывать свою
мысль;
Активизировать познавательный интерес и активность;
Помочь детям реализовать свои творческие и
интеллектуальные способности;
Способствовать процессу обучения в создании у детей единой, целостной картины мира;
Привлекать учащихся к использованию интерактивных и проблемно-поисковых методов в работе над проектом
Слайд 5Задачи
Рассмотреть понятие дружбы в зеркале истории;
Привлечь к коллективной работе
учащихся;
В индивидуальной работе использовать проблемно-поисковый метод;
Развивать творческое и аналитическое мышление;
Рассмотреть сущность и особенности дружеских отношений.
Слайд 6Чтобы раскрыть тему проекта, были выделены проблемные вопросы:
Почему люди веками спорят о дружбе?
В чем сущность дружбы?
Каковы особенности
дружеского отношения?
Каков идеал дружбы?
Слайд 7Прогнозируемый результат
проект рассчитан на учащихся среднего звена
проведение проекта мы
планируем на уроках самопознания и во внеурочное время.
предполагает создать
дружелюбную обстановку в школе, в семье, в обществе;
продуктивная работа как коллективно, так и индивидуально;
высказывание своего мнения, отстаивание своей позиции
Слайд 8 При подготовке работы над проектом можно
коллектив (класс) разделить на 4 группы:
«Историки»: составление исторической справки
«Дружба в зеркале истории».
«Социологи»: проведение анкетирования «Дружба всего дороже» среди учащихся 5-9 классов школы. Обработка результаты анкетирования и подготовка выводов в виде диаграмм.
«Романтики»: выявление особенностей дружеского общения на примерах литературных произведений, иллюстрирующие истинную дружбу, ее влияние на судьбы людей.
«Журналисты»: создание буклета «Достижимый идеал дружбы», где есть высказывания известных людей о дружбе. Этот буклет планируется раздавать своим друзьям и знакомым, чтобы они могли учиться дружить на примере мудрых.
Слайд 9Примерный план деятельности
1 группа «Историки»
Как же менялся идеал дружбы
в ходе истории?
Первобытное общество не знает
различия «личных» и «общественных» связей. При родовом строе понятия «дружба» и «кровное родство» были близки по сути. Другом мог считаться только «свой», а «чужак» воспринимался как потенциальный враг.
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Друг – наше «второе Я».
Христианская формулировка «любви к ближнему» внешне напоминает принцип Аристотеля «относиться к другому как самому себе», видеть в нем «другого себя».
Слайд 10Господствующей темой рыцарской дружбы была верность. У гуманистов дружба чаще
всего ассоциируется с совместной радостью и весельем.
В отличие от
просветителей, апеллировавших к разуму, для романтиков XIX в. дружба – это прежде всего страстное чувство, не знающее границ и меры. Романтики, ставящие горячее, живое чувство выше трезвого, благонамеренного разума, видят в дружбе не добродетель, а непосредственное жизненное переживание
Многие современные авторы пишут об оскудении дружеских отношений в XX веке. Они говорят о росте экстенсивности человеческого общения в ущерб его глубине в следствии ускорения общего ритма жизни и связанного с ним расширения круга общения; указывают на возрастание удельного веса более или менее безличных и форм общения (массовые коммуникации) по сравнению с непосредственно личными, индивидуальными контактами; утверждают, что «деловые отношения» оставляют все меньше места бескорыстным человеческим привязанностям.
Однако различное понимание дружбы вовсе не означает, что в одну эпоху она лучше или хуже, чем в другую: своеобразие дружеских проявлений и идеала дружбы свидетельствует лишь о ее содержательном богатстве. Людям же свойственно вечное стремление к более совершенному, лучшему, более достойному.
Слайд 112 группа «Социологи»
Анкета «Что значит для вас настоящий друг?»
А)
Человек, который тебя понимает.
Б) Друг – это тот, кто тебя
не предаст.
В) Человек, с которым в разведку пойти не страшно.
Г) Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.
Д) Друг никогда не обманет.
Е) Друг – это тот, кто выручит из любой беды.
Ж) Друг – это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга.
З) Друг – это одна тайна на двоих, только на двоих.
И) Друг – это когда люди смотрят в одном направлении.
К) Друг – это постоянная тревога и радость за близкого тебе человека.
Слайд 12
Большинство учащихся считают, что
друг – это тот, кто тебя
не предаст,
друг никогда не обманет,
друг – это человек,
который тебя понимает.
Слайд 133 группа «Романтики»
«Кто завязывает с кем-нибудь тесную дружбу, берет на
себя новые обязанности»
(Френсис Бэкон)
«К друзьям и в несчастье будь
неизменен»
(Периандр)
«Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем» (Фукидид)
«Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей» (Исократ)
«Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели» (Платон)
«Друзьям оставь вторе больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца» (Хун Цзычэн)
«Сам погибай – товарища выручай»
(А.В.Суворов)
«Товарищ – опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности» (С. Орбелиани)
«Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести» (Ф Бэкон)
Слайд 14
«Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного
друга.
Сердцами сходствуем; он – точно я другой:
Я горе с ним
делю, он – радости со мной»
(А.С. Пушкин)
Слайд 154 группа
«Журналисты» -
изготовление буклета
Друг поможет, друг не обманет,
Друг
– человек, который меня понимает,
Друг – это тот, кто меня
любит
Друг ни за что меня не погубит!
Слайд 16 Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь
просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем
по зубам.
Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!
Слайд 17 Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это
светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый
пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Слайд 18
Таким образом, после работы над проектом, группы выступают и
защищают свою работу, высказывают свое мнение, отстаивают позиции, проявляют творчество
и креативность, воспитывают в себе лидерские и ораторские способности.
Слайд 19Берегите дружбу!
Она может быть такой хрупкой и беззащитной,
как эти тюльпаны
на снегу.