Слайд 1САМОПОЗНАНИЕ
Знание и сознание
Слайд 2Что первично ДУХ или ПРИРОДА ?
ДУХ
Сознание – самостоятельная сущность
Античность и
средневековье
материя природа
Сознание – свойство высокоорганизованной материи
Материалистическая философия
Слайд 3 Сознание есть совокупность идей – индивидуальных или коллективных. В этом
значении употребляли термин «сознание» Гегель и Маркс.
Сознание – присущая только
человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Слайд 4 «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная
сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится
материальной силой, как только она овладевает массами». ( К.Маркс)
С одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное мнение (общественное сознание), а с другой стороны – общественное сознание определяет общественное бытие. В истории можно найти сколько угодно фактов, свидетельствующих в пользу как того, так и другого.
Слайд 5Предпосылки возникновения сознания:
материализм
Свойство отражения, лежащее в основе материи;
Возникает в процессе
труда, развивается под действием социокультурной реальности;
Определяющую роль играет практика;
Сердцевина сознания
– знание.
Сознание – субъективный образ объективного мира, способность человека выделять себя из окружающего мира.
Структура сознания
познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания.
внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности
память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности.
чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).
воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели
Слайд 6функции сознания
познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о
природе, обществе и самом человеке.
творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем
отражении, в мысленном моделировании будущего
систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную
регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека
Прогностическая - предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Слайд 7Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку
последняя включает в себя и бессознательное.
оно определяет и сознание, и
все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.
З. Фрейд
Слайд 8бессознательное имеет три основных уровня:
неосознанный психический контроль человека за жизнью
своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей;
процессы и
состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически;
третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества
Слайд 9Что такое знание?
Знание – результат познания, неотъемлемая часть сознания;
Знание –
не только то, что человек знает, но и то, о
чем он в данный момент не думает и не осознает, но может сделать достоянием своего сознания.
Слайд 11Структура общественного сознания.
от субъекта:
1) философия;
2) политическое сознание;
3)
правовое сознание;
4) мораль;
5) искусство;
6) наука;
7) религия.
от глубины отражения:
1) общественная психология, обыденное сознание;
2) идеология.
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
Слайд 12Структура общественного сознания.
В зависимости от формы
отношения к собственной деятельности и окружающему миру:
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);
2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);
3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);
4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);
5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);
6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).
В зависимости от свойства субъекта сознания:
1) индивидуальное сознание;
2) массовое сознание;
3) классовое сознание.
Слайд 13Признаки массы как субъекта сознания:
1) масса
не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;
2)
присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер => масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;
3) ситуативность существования;
4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;
5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.
Слайд 14Массовое сознание
совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том
или ином виде отражающих разные стороны жизни;
За границами массового
сознания остаётся великое множество явлений общественного сознания, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (наука, философия).
Слайд 15Формы выражения и функционирования массового сознания:
Общественное мнение – состояние массового
общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп
людей к событиям и фактам социальной действительности.
общественное настроение.
Слайд 16Общественное сознание различных типов общества:
В обществах традиционных искусство, религия и
мораль существуют в единстве.
В индустриальном обществе каждая форма общественного сознания
достигает максимальной автономии.
Слайд 17Общественное сознание постиндустриального общества:
В постиндустриальном (информационном) обществе прежняя уверенность, что
мир имеет смысл, прогресс – направление и цель, что есть
универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всё относительно.
Искусство теряет ориентацию на Красоту;
Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость;
Право из свободы превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств;
Идеология как позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду.
Слайд 18Как связано общественное сознание с индивидуальным?
Слайд 19Сознание индивидуальное и общественное.
Особенности общественного сознания:
обладает значительной самостоятельностью относительно
общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и
не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия;
обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов;
активно воздействует на всю жизнь общества.
Слайд 20Теоретическое и обыденное сознание:
Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической
деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в
форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д.
Теоретическое сознание, отражает глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов
Слайд 21Стадии формирования самопознания
Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во
времени.
познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и
дифференциацию;
на 2-й стадии подключается самоанализ
Слайд 22
Самопознание представляет единство трех сторон:
когнитивной (самопознание)
эмоциональной (отношение к себе)
регуляторной
Слайд 23В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции
Юноша привыкает
к своей внешности;
формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою
внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний;
на первый план выступают теперь другие свойства “я” - умственные способности, волевые и моральные качества.
Слайд 24В 15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я
и идеального Я.
Слайд 25Важным средством познания является самоисповедь.
Познание внутреннего мира - самопознание.
Самосознание
в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания
себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.
Слайд 26По мнению ученых личность составляют 5 полноценных элементов:
Познавательный;(суждения о самом
себе, называемые самознанием, представлением самого себя или концепцией-я)
инструментальный;(содержит совокупность
умений и навыков, способности и сообразительность)
мотивационный;
эмоциональный;
Личный (относится темперамент, являющийся продуктом генетической передачи и влияющий на характеристику поведения (энергия, сила, быстрота, изменчивость, подвижность, влияет на то, как выполняются каждодневные задания).
Слайд 27Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция.
"Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд,
К.Левин);
Я-материальное" и "Я-социальное";
образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и
самооценка;
"Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное"
Слайд 28В элементах личности находится содержание, касающееся данного лица.
а) собственном существовании
как личность (существую - я-личность);
б) убеждение в постоянстве (я всю
жизнь являюсь собой);
в) убеждение в неповторимости (я не такой как все, самостоятельный).
Благодаря этим элементам личности человек создает материальные, общие и духовные ценности.
Слайд 29Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в
типичных способах поведения.
В психологии выделяют три группы черт характера:
черты,
в которых выражается отношение к другим людям и к обществу в целом;
черты, в которых проявляется отношение к труду, к делу.
Слайд 30Психологи выделяют 4 типа темперамента:
Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип
нервной системы. Энергичен, активен, доброжелателен, спокоен, находчив. Легко сходится с
новыми людьми.
Холерик - нетерпелив, вспыльчив, несдержан. Проявляет инициативу, активность, но часто не доводит дело до конца.
Флегматик - мало эмоционален, невозмутим, отличается работоспособностью, терпением, выдержкой, медлителен.
Меланхолик - обидчив, болезненно чувствителен, робок, мечтателен
Слайд 31http://weblog.rc-mir.com/time1989823_1267398000_330_20103.html
http://shelandr.bestpersons.ru/invite87705?page=4&filter=1
http://www.xrest.ru/original/80968/
http://www.olvia-center.ru/library/s09_kak_nayti_sebya_v_jizni_samopoznanie_lichnosti_cheloveka.
http://jung-freud.narod.ru/photo/freud1.htm
http://www.zengarden.in/tag/soznanie/
http://sosnovo-school.ucoz.ru/index/obshhestvennoe_i_individualnoe_soznanie_sbp/0-91
http://vn.ru/index.php?id=70531
http://fotki.yandex.ru/users/as-maklai/view/12251/?page=0
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс,
М., «Просвещение», 2009 г.