Слайд 1СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА МАССОВОГО И ЭЛИТАРНОГО
Слайд 2Середина XIX в.
Туризм – неотъемлемая часть образа жизни образованных и
состоятельных людей.
Конец
XIX в.
промышленная революция
Формирование потребности в туризме как рекреационной деятельности у самых широких слоев общества
НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОГО ТУРИЗМА
Слайд 3Причины активации массового туризма (поиск новых форм отдыха и восстановле-
ния
сил)
ускоряющийся темп жизни
тяжелый физический труд
огромные психологические нагрузки
сокращение
рабочего дня не выполняло своей рекреационной функции полностью
алкоголизм и депрессии
Слайд 4Зарождение массового туризма
Слайд 5Становление массового туризма становится возможным в силу следующих изменений:
начало бурного
развития промышленности, науки и техники, которое требовало новых скоростей, новых
средств передвижения
появление быстрых и достаточно надежных транспортных средств
ломка стереотипов жизненного уклада и изменение отношения к путешествиям
ухудшающееся физическое и психологическое состояние городского населения, усиливающееся пьянство
повышающаяся мобильность населения
Слайд 6Вклад т. Кука в развитие массового туризма
Организация совместного отдыха для
рабочих
Организация зарубежных поездок
Организация первого кругосветного путешествия
Применял систему скидок
Создал дорожные
чеки
Использовал новейшие средства
транспорта
Слайд 7Этапы развития массового туризма
- элитарный туризм (сер. XIX в.
до нач. ХХ в.)
- место богатых туристов занимает многочисленная
буржуазия (начало ХХ в. до сер. 1930-х гг.)
- у народа появляется относительная
свобода действий в реализации
собственных предпочтений
(с первой пол. 1950-х гг. и
продолжается до наших дней)
Слайд 8Факторы, влияющие на развитие туризма
социально-экономические факторы
рекреационно-ресурсный потенциал территории
инфраструктурный фактор
Слайд 9Новые формы и виды туризма
Индивидуальные туры
Летний отдых на дачах (традиция
длительного отдыха для представителей среднего класса)
Горный и спортивный туризм
Туризм по
политическим мотивам
Слайд 10Первые экскурсии на автобусах
- 1919/20 г. англичане
организовывают экскурсии
в
районы боев во Франции, а
позднее – на Лазурный
берег, в
Испанию и другие районы Европы.
- 1935 г. экскурсии достигли севера Африки
- тогда же были
совершены экскурсии на
автобусах из Англии в Ленинград и Москву
Слайд 11Развитие морского транспорта
прогресс в развитии морского транспорта сделал туризм вполне
массовым явлением
однако морской транспорт был далеко не безопасным
начиная с 1960-х
гг., морской транспорт теряет свое значение в регулярных пассажироперевозках и постепенно сводится только к круизам
в 1980-е гг. поиск мест, которые ранее массово не посещались
Слайд 12Развитие авиационного транспорта
Первые авиаперевозки осуществил «Цеппелин» в 1910 г. (Германия)
1918
г. Почтовый Департамент США вводит регулярные рейсы
1919 г. Лондон –
Париж
1929 г. коммерческий маршрут из Англии в Индию
1919-39 гг. – значительные успехи в авиации, прогнозировании, аэродинамике и др.
Слайд 13Препятствия для вовлечения в туризм широких масс
Бедность
Отсутствие оплачиваемых отпусков
Отсутствие «привычки
к путешествиям» (кроме Великобритании, где сложилась устойчивая традиция отпусков “holidays”)
Слайд 14Рабочее туристское движение после первой мировой войны
организацию поездок брали на
себя профсоюзы
в первую очередь рассматривался как средство укрепления мира и
взаимопонимания между народами
важнейшая проблема – поддержание низкого уровня стоимости туров
с 1930 г. количество рабочих туристов-женщин превышало количество мужчин
многие рабочие предпочитали экономить
Слайд 15Депрессия 30-х гг.
Экономическая депрессия 30-х гг. привела к резкому сокращению
финансовых возможностей различных слоев населения для осуществления туристских поездок
И как
следствие этого явился кризис в системе гостеприимства
Помочь ликвидировать кризис в 1935 г. вызвался Г.Дуттвайлер, который создает фирму «Отельплан» (цель: восстановление гостиничного и туристского бизнеса
Слайд 16Перед Второй мировой войной
Страны-лидеры по приему туристов:
Италия (более 5 млн.
человек)
Швейцария (2 млн. человек)
Бельгия (1,8 млн. человек)
Франция (1,5 млн. человек)
К
началу Второй мировой войны потоки туристов растут и превышают в 2 раза докризисные.
Слайд 17Послевоенные годы
приобретает массовый характер
становится формой досуга не только элиты
общества, но и среднего класса, молодежи, учащихся.
Формируется мощная индустрия
отдыха с развитой инфраструктурой.
активная деятельность туристских фирм, массовое строительства гостиниц, мотелей, заведений для отдыха и развлечений.
Широкое распространение получает международный обмен
туризм переходит от индивидуальных форм к организованным.
1947 г. - в Париже был утвержден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО).
Социальный туризм все меньше ориентировался на рабочее движение
Слайд 18Спрос и предложение после второй мировой войны
- трансформация массового конвейерного
туризма в массовый дифференцированный
Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однообразность
потребностей и мотивации туристов и обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразная парадигма потребностей и мотивации туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен глубокий ассортимент услуг.
Слайд 19Завершение формирования массового туризма
интенсивность туризма - важнейший показатель завершения процесса
формирования массового туризма
интенсивность туризма > 50% => сформировавшийся массовый
туризм