Слайд 1Типология обществ
Обществознание. 8 класс
Слайд 2Типология
Типология – несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями.
Слайд 3Признак – наличие письменности
Дописьменные общества
Письменные общества
Слайд 4Признак – число уровней управления
Простые общества
Сложные общества
Слайд 5Признак – способ добывания пищи
Общество охотников и собирателей
Общество огородничества
Общество скотоводов
Земледельческое
общество
Индустриальное общество
Слайд 6Признаки: способ производства и форма собственности
Первобытное общество
Рабовладельческое общество
Феодальное общество
Капиталистическое общество
Коммунистическое
общество
Карл Маркс
Слайд 7Совокупность разных признаков
Доиндустриальное общество
Индустриальное общество
Постиндустриальное общество
Слайд 8Заполните таблицу, в учебнике стр. 29-31
Слайд 9Задание 1
Соотнесите типы обществ с их характерными чертами:
Традиционное 2) Индустриальное
3) Постиндустриальное
А. Урбанизация общества, преобладание городского населения над сельским.
Б. Возникновение капиталистического способа
производства, бурное развитие производительных сил и священное право частной собственности.
В. Устойчивое разграничение между социальными общностями (кастами, сословиями).
Г. Повышение качества средств связи, компьютерная революция.
Д. Преобладание традиций, норм, обычаев в регулировании общественных процессов.
Слайд 10Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
А. Главным источником сведений о древневосточных культурах явились сотни тысяч надписей
на глиняных табличках, камне и металле. Из-за клинообразной формы знаков употреблявшаяся в них письменность получила название «клинопись». Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти в 1802 г. немецкому учителю Г. Ф. Гротефенду.
Слайд 11Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
Б. Низший слой вавилонского общества составляли рабы. Они работали на
стройках города, в царском дворце, на полях, в домашнем хозяйстве. Во главе свободных граждан стоял царь со своими придворными, высшим чиновничеством и жречеством. Важные позиции в обществе занимало войско.
Слайд 12Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
В. Известный русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) провёл два с половиной года
в Новой Гвинее, где изучал жизнь папуасов. В XIX веке папуасы жили деревнями, разделёнными на небольшие поселения, в особых хижинах на сваях. Они занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой.
Слайд 13Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
Г. С появлением на Земле человека разумного (homo sapiens) на смену
человеческому стаду пришла родовая община. Её члены всё делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.
Слайд 14Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
Д. В Риме даже бедные семьи полноправных граждан имели в
услужении рабов. Процветали и множились те хозяйства, где применялась дешёвая сила многочисленных рабов. В городе рабы прислуживали в доме господина. В деревне рабы обрабатывали поля, оливковые рощи и виноградники. В 74 г. до н. э. рабы-гладиаторы под предводительством Спартака подняли мятеж, вылившийся в мощное восстание.
Слайд 15Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
Е. К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли
свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности (барщину и оброк) – обязанности, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.
Слайд 16Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
Ж. Вторая половина XIX в. – начало XX в. –
период, который вошёл в историю как век «машинный», век «железный», эпоха стали, доменных печей, железнодорожных линий, связавших жителей континента от океана до океана; время, когда в небе появились первые самолеты и дирижабли, на водных просторах – пароходы. Это время зарождения большого бизнеса, банков и бирж, акционерных обществ. Это время, когда выходец из незнатной бедной семьи мог разбогатеть и занять высокое положение в обществе.
Слайд 17Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
З. Это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, применялись примитивные
орудия труда. Ведущим сектором экономики было сельское хозяйство. Основная часть населения проживала в деревне. Главными ценностями общества были религия, армия и власть (монарха). Это время, когда человек не мог существовать вне сословия или корпорации. Купцы объединялись в гильдии, ремесленники – в цехи, крестьян объединяла община, а положение феодалов зависело от места, которое они занимали на феодальной лестнице.
Слайд 18Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
И. В этом обществе ведущее место играет информация, теоретические знания.
Востребованными становятся такие профессии, как информатики, экономисты, бухгалтеры, юристы, ученые. Сфера обслуживания преобладает над аграрным и промышленным сектором, основанным на информационно-электронных системах.
Слайд 19Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих исторических
примерах:
К. Это время великих географических открытий, время возрождения гуманистических идеалов
античной науки, технических изобретений, подготовивших существенные изменения в общественном укладе Европы. Это время появления фабрик, наёмного труда, роста городов, быстрой смены технических изобретений. Это время зарождения парламентаризма, борьбы за избирательные права.
Слайд 20Задание 3
1) В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а ___________________________________.
Слайд 21Задание 3
2) Доиндустриальные общества иначе называют _________________.
Слайд 22Задание 4
Верны ли следующие утверждения?
А. Постиндустриальное общество определяется как общество,
в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к
производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни.
Слайд 23Задание 4
Верны ли следующие утверждения?
Б. В индустриальном обществе знание и
информация становятся важнейшими факторами производства наряду с сырьем, капиталом, трудом,
которые используются в процессе производства.
Слайд 24Задание 4
Верны ли следующие утверждения?
В. Характерными чертами традиционного общества являются:
господство натурального хозяйства, аграрный характер экономики, слабо развитый институт частной
собственности.
Слайд 25Домашнее задание
Читать §3.
Учить понятия: типология, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное
общество.
В Рабочей тетради:
На «4»: с. 10-11 №1, с. 13 №5
На
«5»: с. 11 №2, с.12 №3-4