Слайд 1Методические рекомендации
Социально-педагогическая программа реабилитации семей и детей «группы риска»
Слайд 2Семьи, имеющие в своем составе лиц с алкогольной и др.
видами зависимости.
Семьи, в которых регулярно происходят инциденты, связанные с моральным
или физическим насилием.
Семьи с низким социально-экономическим уровнем.
Типология семей и их проблем
Слайд 3Типология семей и их проблем
Семьи с нарушениями детско-родительских отношений.
Приемные и
патронатные семьи.
Семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов.
Молодые семьи, испытывающие социально
– экономические и психологические трудности.
Слайд 4НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Помощь семье в проблемах, связанных с учебой
и воспитанием;
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его
воспитание и обучение;
Распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка;
Консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей;
Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий.
Слайд 5Основные методы работы
социального педагога
Наблюдение
Беседа
Анкеты, опросники
Метод убеждения
Метод социометрии
Метод проектирования
Рефлексия
Сотрудничество
Консультирование и
др.
Слайд 6Взаимодействие с другими специалистами
Специалисты социальной службы.
Инспекция по делам несовершеннолетних.
КДН и ЗП.
Работники образовательного учреждения (классный руководитель, учителя, психолог, медицинский
работник).
Специалисты здравоохранения.
Специалисты общественных организаций и др.
Слайд 7ПРИМЕР СИТУАЦИИ
Одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте 15 и
13 лет, официально не работает, живут на временные заработки. Старший
сын Сергей часто пропускает занятия в школе, плохо учится, большую часть времени проводит вне дома, гуляя с друзьями. В компании он употребляет спиртные напитки. Взаимоотношения матери с сыном конфликтные, нет взаимопонимания.
Слайд 8Технология работы с ребенком из семьи «группы риска»
Подготовительный этап
Диагностический этап
Реабилитационный
этап
Завершающий этап
Слайд 9ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Сбор информации о семье и ребенке
(Ф.И.О. членов
семьи, категория семьи, возраст, образование, место работы, доход, сведения о
детях, состояние здоровья).
Прояснение проблемной ситуации.
Установление доверительного контакта.
Составление социально –педагогической программы реабилитации.
Составление плана взаимодействия с семьей.
Слайд 10Диагностический этап
Первичный патронаж семьи - обследование жилищно-бытовых условий, взаимоотношения в
семье, отношение к ребенку.
Проведение беседы с матерью и ближайшим окружением
ребенка.
Диагностика ребенка (выявление причин непосещения школы, ценности, мотивы, личностные особенности ребенка, склонность к девиантному поведению, взаимоотношения в семье и отношение к членам семьи, профориентация) .
Диагностика матери (диагностика детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, исследования личностных особенностей).
Взаимодействие с заинтересованными лицами образовательного учреждения (классный руководитель, учителя, психолог, медицинский работник и др.)
Составление плана сотрудничества со специалистами.
психолог, ИДН, УСЗН района, ДОУ, КТОС и др.
Слайд 11Методы и методики диагностической работы
Беседа
Наблюдение
Методика диагностики и выявления детей
«группы риска»
Проективные методики
Социометрия
Личностные опросники
Карта интересов
Опросник профессиональных предпочтений Холланда
Опросник Иовайши
Изучение мотивов
учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)
Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)
Семейная социограмма
Тест- опросник родительского отношения(А.Я. Варга, В.В. Столин)
Опросник «Родительско – детских отношений» (PARI);
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
Методика «Подростки о родителях» и др.
Слайд 12
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ:
Проблемы ребенка
низкая школьная мотивация, пропуски учебных
занятий, вредные привычки, низкая самооценка, недостаточно сформированные навыки социального взаимодействия.
Проблемы
родителей
бесконтрольное поведение несовершеннолетнего, попустительское отношение матери к поступкам ребенка
Общесемейные проблемы
нарушение детско-родительских отношений, низкий экономический уровень
Слайд 13Реабилитационный этап
Информационно-профилактические беседы с ребенком в школе
Развитие у ребенка
интереса к познавательной деятельности
Участие ребенка в тренинговых занятиях
Отслеживание выплаты детского
пособия и постановка на бесплатное питание
Слайд 14Реабилитационный этап
Проведение индивидуальных бесед с матерью (информирование о возрастных особенностях
развития ребенка и др., по вопросам общения с ребенком, повышение
ответственности за воспитание ребенка).
Индивидуальные психологические консультации.
Привлечение матери к участию в жизни школы и класса, где обучается ребенок (организация и проведение праздников, экскурсий и др.)
Оказание помощи матери в поиске постоянного места работы (информирование о службе занятости, координаты).
Семейное консультирование, направленное на гармонизацию детско-родительских отношений.
Вовлечение семьи в совместные культурно –массовые мероприятия (поход в парк, кино, театр и др.)
Слайд 15Психолого-педагогические реабилитационные мероприятия с ребенком «группы риска»
Проведение информационно- профилактических
бесед по теме: «Формирование здорового образа жизни» (о влиянии психоактивных
веществ на организм, разговор о пользе занятий спортом, информирование о ДОУ и КТОС по месту жительства).
Индивидуальные консультации с ребенком.
Классный час по теме: «Книги это интересно…» (с участием библиотекаря школы).
Практические занятия совместно с психологом, учителем информатики, классным руководителем по теме: «Мир профессий».
Тренинговые занятия по теме: «Я и взрослые», «Конфликты в семье: пути преодоления», «Я познаю себя», «Учимся общаться вместе».
Слайд 16Завершающий этап
Подведение итогов и оформление отчетности о проведенной работе по
реабилитации семьи.
Контрольный патронаж для отслеживания динамики изменений в семье (1
раз в квартал).
Предполагаемая динамика изменений:
Улучшение общей ситуации в семье, гармонизация детско-родительских отношений, ведение здорового образа жизни ребенком, регулярное посещение школы. Устройство матери на постоянную работу.