Слайд 2Становление ведомства военного духовенства
Гроза двенадцатого года настала-
Кто тут нам помог?
Остервенение
народа,
Барклай,зима
Или русский бог?
А.С. ПушкиН
Слайд 3Итоги опроса студентов колледжа
(процент отрицательных ответов)
Слайд 4Итоги опроса заместителей командиров частей по воспитательной работе
Слайд 5Становление ведомства военного духовенства
Актуальность работы: заключается в её
патриотической направленности, необходимости кропотливого изучения любой страницы Отечественной войны 1812г.
для воссоздания картины подвига народов России и её славных сынов в лице военных священников. В нашей истории не должно быть забытых имен и недописанных страниц.
Слайд 6Становление ведомства военного духовенства
Объект исследования: документальные
материалы об участниках Отечественной войны 1812г.
Предмет
исследования: малоизвестные страницы о военных священниках в Отечественной войне 1812г.
Основная идея: Формирование патриотизма, гражданственности уважения к истории
Слайд 7Становление ведомства военного духовенства
Цель исследования:
1) изучение роли
и вклад Русской Православной церкви и её военных священников в
обеспечение победы в Отечественной войне 1812г.
2)сохранение преемственности поколений.
Задачи исследования:
1) показать этапы становления ведомства военного духовенства в русской армии;
2) показать мужество и героизм священнослужителей в тылу и на поле брани;
3) дать оценку вклада духовенства основных конфессий России в религиозно-патриотическое воспитании народных масс;
4) проанализировав полученные результаты, сделать вывод о значении исследуемых событий.
Слайд 8Становление ведомства военного духовенства
Практическая значимость: исследовательская работа может найти свое
применение:
1) при изучении тем истории России,
2) тем по ОБЖ (Основам
безопасной жизнедеятельности)
а) Патриотизм, верность воинскому долгу-неотъемлемые качества русского воина, основы героизма.
б) Память поколений-Дни воинской славы России;
3) при проведении внеаудиторных занятий;
Возможность применения исследовательской работы для повышения образовательного уровня учащихся, использование ссылок для нахождения исторических документов, хроник, таблиц, карт и прочего справочного материала для углубленного изучения истории России.
Идут года... Связь времен не должна разорваться. И мы, юные, готовы сердцем и разумом принять и оценить подвиг героев, в частности военных священников одним из которых стал отец В. Васильковский.
Слайд 9Становление ведомства военного духовенства
Во все времена священники благословляли на защиту
Отечества, на борьбу за свободу и независимость Родины. Так было
в 1380 году, когда преподобный Сергей Радонежский благословил князя Дмитрия Донского и всё русское воинство перед исторической битвой на поле Куликовом.
Слайд 10Исакова Е. В., автор многочисленных статей, посвященных православным памятникам и
истории полкового священства, считает, что в истории института военного духовенства
можно выделить три основных периода развития.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (1699-1801 гг.)-со времени учреждения постоянной армии и выделения института военного духовенства в самостоятельную постоянно действующую структуру.
ВТОРОЙ ПЕРИОД (1801-1890 гг.)-со времени учреждения постоянной должности Обер-священника армии и флота и до создания первого общего законодательного свода-"Положения" об институте военного духовенства как государственно-церковной структуре.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД (1890-1918 гг.)-со времени введения "Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств" 12 июня 1890 года и до расформирования института Декретом Советской власти от 16 февраля 1918 года.
Становление ведомства военного духовенства
Слайд 11Страница из Воинского устава Петра I от 1716 г.
Должность военных
священников в русской армии впервые появилась при императоре Петре I.
Согласно
Воинскому (1716 г.) и Морскому (1720 г.) уставам, при каждом полку и на каждом корабле должен был находиться священнослужитель,главная обязанность которого заключалась в совершении богослужений:
-на флоте – в воскресные и праздничные дни,
-в армии – три раза в день.
Становление ведомства военного духовенства
Слайд 12Становление ведомства военного духовенства
В именном указе Екатерины II
«О дозволении подданным магометанского закона избирать самим у себя ахунов».
В армии ахун являлся старшим муллой военного округа, по существу, выполняя должность верховного духовника, в обязанности которого кроме прочего входило поддержание боевого духа частей, разъяснение царских манифестов, указов, обращений правительства и генштаба к арми
Слайд 13Важным этапом в формировании института военного духовенства стало царствование Павла
I. В это время произошли коренные преобразования в его управлении:
Именным
указом от 4 апреля 1800 года должность полевого обер-священника была сделана постоянной.
Таким образом, военное духовенство было окончательно обособлено от епархиального.
Становление ведомства военного духовенства
Слайд 14Становление ведомства военного духовенства
Обер-священником армии и флота стал в 1807
году протоиерей Иоанн Семенович Державин. На период его правления приходится
Отечественная война 1812 года, где военное духовенство проявило себя очень достойно. На поле брани военные пастыри "безропотно переносили тягости походной жизн.
Слайд 15Становление ведомства военного духовенства
В российской армии православные генералы и полковники
составляли около 85%, остальные 15% были лютеране, католики, магометане и
армяно-грегорианцы.
Религиозный состав нижних чинов был таков: православных 75%, магометан 2%, католиков 9% и лютеран 1,5% . Цифры свидетельствуют, что православие несло большую часть тягот военной службы, и это в значительной степени обусловливало высокий процент начальствующего состава из православный.
Слайд 16Становление ведомства военного духовенства
Вероятно, с конца XVII1 века, после включения
Царства Польского в состав Российской Империи, в армии появляется штат
военных священников римско-католического вероисповедания. Первое упоминание, которое мне удалось найти о военном священнике-католике, определенном для солдат г. Выборга относится к 1803 году. Следующее упоминание относится в 1807 году, когда редкую награду-золотой наперсный крест на Георгиевской ленет из Кабинета Е. И. В. за отличие в сражении с французскими войсками получил ксендз Конно-Польского полка Зубрацкип.
Слайд 17 Смоленская икона Божией Матери
Во время Отечественной
войны в русской армии находилась общая святыня – Смоленская икона
Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница к победе.
5 августа 1812 г. при оставлении русской армией Смоленска эта икона была взята по распоряжению М. Б. Барклая де Толли и находилась в русской армии, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения Смоленска.
Становление ведомства военного духовенства
Слайд 18Становление ведомства военного духовенства
Слайд 20Полковой священник был обязан
постоянно находиться в местах расположения войск
и вместе с армией переносить тяжести военной жизни.
Слайд 21
Полковой священник был обязан
бестрепетно идти впереди войск на штурм вражеских
позиций, напутствовать умирающих под неприятельским огнем,терпеть боль от ран, заключение
в плену,и саму смерть.
Слайд 23
Награды военных священников.
Орден Святого Георгия 4-й степени пожаловал Александр
I о. Василию Васильковскому.
Слайд 24Награды военных священников.
1814г. Крест для духовенства в память войны 1812
г., награждали всех священников Русской православной церкви, состоящих в сане
до 1 января 1813 года. Медь покрытая черным лаком., 75х45 мм. Выдача крестов осуществлялась с 1818 по 1829 гг.. Отчеканено и выдано около 40.000 штук.
Слайд 25Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: "в
сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к
Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию спасшему Россию от грозившей ей гибели.
Слайд 26Выводы:
1. Видно забывают наши недруги слова великого князя земли русской
А. Невского: "Кто с мечом к нам придет, тот и
от меча и погибнет".
2. Религиозно-патриотическое воспитание было той идеологической основой (национальной идеей), которое объединяло представителей всех конфессий, представителей многонациональной России.
3. Сегодня молодое поколение России порой инертно, и не столь сильно духом патриотизма, но если придет беда, мы все поднимемся и примем на себя миссию освободителей нашей Родины, как это делали наши далекие предки в грозном 1812 году и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.
4. Следует всегда помнить, что патриотами не рождаются, патриотами становятся.
5. Я считаю, что принятое решение о введении института военных священников в современной российской армии-это правильное решение.
Слайд 27 Мы ежегодно отмечаем день Победы 9 мая, чтим
память, павших в годы Второй мировой войны. Но, почему сегодня
никто ежегодно не празднует победу России в Отечественной войне 1812 года? А ведь Россия до 1917 года отмечала это событие на государственном уровне.
В современном обществе как никогда остро стоит проблема возрождения духовных ценностей. Подрастающему поколению (особенно, моим сверстникам, которым в ближайшее время предстоит служить в ВС России, следует четко знать, что институт военных священников, упраздненный в 1918 г вновь постепенно возрождается. И уже в 2012 г более 200 священнослужителей станут надежными помощниками командиров (не подменяя заместителей командиров по воспитательной работе) в духовно-нравственном воспитании, в воспитании чувства гордости за свое Отечество!
Таким образом, решение главы государства создало условия для обеспечения конституционных прав военнослужащих.
Слайд 28Заключение
При написании работы я старалась
проследить историю полкового священства и пришла к выводу, что роль
духовенства в Отечественной войне 1812 года была весьма значительна. Несмотря на то, что неумолимое время отодвигает нас от тех великих событий, подвигов воинов,духовенства продолжают являться для нас примером жертвенного служения Отчизне.
Желая увековечить память скромных служителей, находившихся на передовой и вдохновлявших солдат на подвиг, духовенство города, администрация и жители г. Малоярославец установили памятник протоиерею Василию Васильковскому в городском сквере близ монумента Славы 1812 г.
Таким образом, в нем будет запечатлен подвиг военного духовенства и всех тех, кто окормлял свою паству в армии, претерпевая трудности и лишения, подвергая свою жизнь опасности, неся с собой свет Христовой Любви.
Слайд 29Источники и литература
1. Бахныкин Ю. А., Военные священники в русской
армии и на флоте. История и современность, в книге: эпоха
наполеоновских войн. Материалы III-й Всероссмйской научной конференции "Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи" 27 апреля 2000.
2. Васильев А. А. Сражение при Малоярославцем 12 октября 1812 года// Малоярославец. Очерки по истории города. Малоярославец, 1992. С. 35.
3. Глушков В. В. Подъемля крест пред небесами. Трибуна русской мысли.-М.: 2003, № 1(5). С. 101-111.
4. Мельникова Л. В. Армия и православная церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн, М., Кучково поле, 2007.
5. Смирнов А. А.: Герой Малоярославецкого сражения.// Собрание материалов ежегодных научных конференций в г. Малоярославце. Малоярославец.
6. Цвиркун В. И. Крестная сила. Духовенство в Отечественной войне// Родина. № 6-7. 1992. С. 23.
7. Шавельский Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М. 1912. С. 23.
8. Энциклопедия: Отечественная война 1812 года, Москва РОССПЭН, 2004.
Слайд 30Интернет источники
1. Оржеховский И. В., Из истории военного духовенства http://www.church.by/resource/Dir0083/Page0087.html
2.
Интернет-журнал Сретенского монастыря http://www.pravoslavie.ru
3. Коллекция: исторические документы. Российский общеобразовательный портал
http://historydoc.edu.ru
4. Православие.RU. Документы истории. Архив. http://wwwpravoslavie.ru/arhiv
5. Исакова Е. В. Периодизация истории Института военного духовенства http://www.pobeda.ru/content/view/1324/
Слайд 31
Использованная литература
Спасибо за внимание!