Слайд 1
Тема семинара: «Система работы администрации МОУ
СОШ №168 по профилактике правонарушений ».
Заместитель директора по правовому регулированию :Кочеткова С.В.
Выступление
Слайд 2«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из
принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития
у них общест- венно- значимой и творческой активности, вос- питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -
декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Слайд 3Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе
развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание
детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .
И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Слайд 4За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи
возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300
тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности.
Слайд 5Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди
них - насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и
межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
Слайд 6 Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует
о том, что ее истоки лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Слайд 7Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных,
правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин
и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Слайд 8 Практика показала,
что ведомственная разобщенность играет крайне
негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть
эффективны и результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Это аксиома социального взаимодействия.
Слайд 9 Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных
учреждений:
содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных
интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
формирование законопослушного поведения детей и подростков;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Слайд 10 Цель в работе ОУ по данному направлению :
оказать теоретическую
и практическую помощь присутствующим педагогам от всех образовательных учреждений в
решении вопросов, вызывающих затруднения в работе;
познакомить с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;
познакомить с основными методами и приемами работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия школы,семьи и различных служб в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказать практическую помощь в составлении психолого-социально-педагогической характеристики на «трудного ребенка».
Слайд 11 Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План работы по профилактике
правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:
педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
профилактические операции, рейды;
совместная работа с субъектами профилактики;
планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
план проведения родительского всеобуча;
тематика общешкольных родительских собраний.
Слайд 124. Документы, формирующие личное дело обучающихся ,
состоящих на учете
в ПДН:
уведомление о постановке обучающегося на учет в ОДН ОП
№8;
карточка обучающегося , состоящего на учете;
социальный паспорт обучающегося;
карта индивидуальной работы (шеф-наставник , соц.педагог , педагог-психолог);
акт первичного обследования материально- бытовых условий;
акты посещения ребенка ,состоящего на учете;
характеристика обучающегося;
ходатайство о приглашении ребенка(родителей) на КДНиЗП, о снятии с учета по исправлению или выбытию.
Слайд 13 5.Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на учете
в районном банке данных:
представление ОУ о постановке семьи на районный
учет;
представление КДН и ЗП о постановке семьи на районный учет (заполняется КДН и ЗП);
карточка семьи для постановки на районный учет;
акт первичного обследования семьи;
акт контрольного обследования семьи;
программа (план) реабилитационной работы ОУ с семьей;
карта индивидуальной работы ОУ с семьей;
ходатайство ОУ о снятии семьи с учета;
постановление КДН и ЗП о снятии семьи с учета (заполняется КДН и ЗП);
Слайд 146. Документация , регламентирующая деятельность Совета по профилактике:
приказ о составе
Совета;
план работы Совета по профилактике;
протоколы заседаний.
7.План работы и протоколы заседаний
МО классных руководителей.
Слайд 158. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
Кодекс Российской Федерации
об административно-правовых нарушениях
(с изменениями на 1 декабря
2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;20.21.;20.22.);
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно ; 32);
Слайд 16Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция
РФ;
Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от
29.15.1995 г.;
Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993 г.;
Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»№51-03 от 15.03.2000 г;
Слайд 17Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
Федеральный закон
РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.;
Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национального плана действий в интересах детей)» № 942 от 14.09.1995 г.;
Слайд 18Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. » № 154 от
13.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет ,не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» № 30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;
Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 г.;
Слайд 19Международный документ «Декларация прав ребенка»;
Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении
выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;
Международный документ
«Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г.
Слайд 20 Локальные акты ОУ , регламентирующие профилактическую работу:
положение о Совете
профилактики;
положение о шефах-наставниках;
положение о постановке на обучающихся школы на внутришкольный
учет ;
положение об учете неблагополучных семей ;
положение о школьной координационной комиссии;
положение об общешкольном родительском комитете;
положение об общественном инспекторе по охране прав детства;
положение о социально-психологической службе;
Слайд 21положение о посещении занятий учениками и педагогами школы;
положение об организации
дежурства в школе;
положение о медико- психолого-педагогическом консилиуме;
положение о получении образования
в семье;
положение о дополнительном образовании в воспитательной системе школы;
положение об организации спортивных соревнований, смотров ,конкурсов, проводимых в школе и др.;
правила поведения в школе;
Устав школы;
правила внутреннего трудового распорядка и др.
Слайд 22Должностные инструкции :
заместителя директора по правовому регулированию
(при отсутствии такой
должности – заместителя
директора по ВР);
педагога-психолога;
социального педагога;
классного руководителя;
воспитателя и
др.
Слайд 239.Информационно-аналитическая информация:
статистические данные;
отчеты;
справки;
протоколы совещаний;
протоколы заседаний и др.
10.Журнал занятости проблемных обучающихся
и подростков ОУ, состоящих на учете на каникулах и в
летний период .
11.Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий.
Слайд 2412. Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних:
социальный паспорт класса.
План воспитательной работы на учебный год (включает) :
организацию
профилактической работы с обучающимися;
индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;
работу классного родительского комитета;
тематику родительских собраний;
ознакомительные, профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.);
список органов самоуправления класса и поручений обучающихся;
карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями , состоящими на учете.
13.Рекомендации ,анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.
Слайд 25 В социальном паспорте школы кроме общих разделов:
(общие сведения о
школе;
аналитическая справка ОУ;
график работы кружков и секций ОУ)
размещаются все необходимые
списки и сведения об учащихся по данному направлению:
список многодетных семей;
список малообеспеченных семей;
список детей, находящихся на опеке;
список неполных семей;
Слайд 26список неблагополучных семей;
список детей, проживающих в детском доме;
список обучающихся ,
состоящих на учете в ПДН;
список обучающихся , состоящих на внутришкольном
учете;
список детей «группы риска»;
сведения о состоянии здоровья детей;
список детей-инвалидов.
Слайд 27 План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы ( приложение
к плану воспитательной работы) состоит из таких пунктов:
№ пп ;
Запланированные
мероприятия;
Ответственные за выполнение;
Отметка о выполнении.
Слайд 281. Направления работы администрации состоят из разделов :
Профилактическая работа ;
Организация
досуговой деятельности;
Работа с родителями;
Правовой всеобуч;
Социально-психологическая служба;
Работа с педагогическими кадрами. Повышение
их квалификации;
Административный контроль.
Все мероприятия планируются подробно ежемесячно на учебный год, используя все разделы направлений.
Слайд 291.Карточка обучающегося ,состоящего на учете
1.Ф.И.О._________________________________________________________________
2.Дата рождения__________________________________________________________
3.Образовательное учреждение, класс________________________________________
4.Домашний адрес ,телефон_________________________________________________
5.С
кем проживает (оба родителя, только мать, только отец, другие родственники),
(нужное подчеркнуть )__________________________________________
6.Вседения о родителях:
Мать(Ф.И.О. ,место работы, должность)_________________________________________
______________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., место работы ,должность)_________________________________________
7.На каком учете состоит ребенок (ВШУ,ОДН)___________________________________
8.Дата постановки на учет______________________________________________________
9.Причина постановки на учет__________________________________________________
10.Классный руководитель _______________________________________________________
(Ф.И.О.,должность )
______________________________________________________________________________
11.Дата снятия с учета_________________________________________________________
Слайд 302. Заявление о постановке учащегося на внутришкольный учет.
МОУ СОШ
№163 Верх-Исетского района__________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
ЗАЯВЛЕНИЕ
о постановке на внутришкольный учет
Прошу поставить на внутришкольный учет ученика _____класса_____________________________
____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
____________________________________________________________________________________________________________________
(число ,месяц ,год рождения),
Проживающего по адресу__________________________________________________________________________________
(указать домашний адрес и телефон)
С семьей_____________________________________________________________________________
(указать состав семьи, Ф.И.О.)
В связи с ____________________________________________________________________________________________________________
(указать причину постановки на учет)
Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________
( подпись) (расшифровка подписи )
Дата «___»________2009 г
Слайд 313.Уведомление родителей о заседании по поводу постановки на учет.
(наименование образовательного учреждения)
Исх. №
от «___»________2009 г
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемые_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителей)
Администрация МОУ СОШ №163 уведомляет Вас, что Вы и ваш ребёнок (опекаемый),
(Ф.И.О. ученика (ученицы))
Ученик (ца) ______ класса вызываетесь «___»________2009__г в _____часов____минут в кабинет директора на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу постановки Вашего сына (дочери) на внутришкольный учет.
________________________(___________________________ )___________________________
( Заним .должность ) (подпись) (расшифровка подписи
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
( линия отрыва)
С уведомлением о вызове на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу постановки моего (моей) сына (дочери)
____________________________________ , учени(ка),(цы) ______ класса на внутришкольный
(Ф.И.О. )
учет ознакомлен(ы)(а).
________________________(___________________________ )___________________________ (подпись) (расшифровка подписи ) (число, месяц ,год, время вручения)
Примечание.
Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю часть (после линии отрыва ) передать в школу классному руководителю.
Слайд 324. Ходатайство классного руководителя о снятии обучающегося с внутришкольного учета.
_______________________________________________________________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
ЗАЯВЛЕНИЕ
о снятии с внутришкольного профилактического учета
Считаю необходимым снять с внутришкольного профилактического учета ученика _____класса
____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
____________________________________________________________________________________________________________________
(число ,месяц ,год рождения)
В связи с ___________________________________________________________________________________
(указать причину)
Дата постановки на учет_______________________________________________________________
Характеристика ученика, справка о проведенной с ним профилактической работе, достигнутых результатах и личных достижениях обучающегося прилагаются.
Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________
( подпись) (расшифровка подписи )
Дата «___»________2009 г
Слайд 33 ПАМЯТКА :
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.)
необходимо информировать:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И
ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке ,
представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ОДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
Слайд 34ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании ,
наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков ,
наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов ,школ-интернатов и др.образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
Слайд 35 В нашей школе на протяжении 13 лет действует социально
-психолого-педагогическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении
всего периода обучения ,а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
коллектив и администрация школы стремятся работать по данному направлению в
тесной взаимосвязи не только друг друга, но и с другими структурами района.
Мы стремимся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета.
Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.
Слайд 37ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ
:
Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление
детей, не посещающих школу, определение и назна- чение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.);
Посещение семей ( с целью обследования мате- риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв- ления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;
Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
Слайд 38Проведение тренингов для несовершеннолетних;
Вовлечение детей в кружковую работу;
Дополнительные занятия с
ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
Перевод ребенка в другой класс
(согласно уровня усвоения программы);
Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;
Слайд 39Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на ПМПК;
Ходатайство
о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
Содействие в
трудоустройстве выпускников школы;
Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;
Информационная поддержка родителей и детей;
Слайд 40Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности
(просмотр дневников, тетрадей, контрольных и срезовых работ ит.д.); психолого-педагогические тесты
(уровень знаний, воспитанности);комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе);
Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками;
Осуществление направлений ( к наркологу, психиатру, невропатологу и др. необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и др. ;
Слайд 41« В основе воспитания, как самое первое и главное условие
успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку.
Чем ближе
подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…
(Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)