Слайд 1ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Автор:
Найданова
Маргарита Борисовна
Преподаватель ОБЖ
Тальменка 2011
Отдел образования
администрации Тальменского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №5»
Тальменского
района Алтайского края
Номинация конкурса:
«Инновация в организации воспитания»
Слайд 2
Основание для создания программы
Разработка программы по профилактике суицида в школе,
является актуальной для нашего общеобразовательного учреждения, так как в последнее
время участились суицидальные случаи со школьниками.
Реализация программы направлена
на выявление подростков с суицидальным поведение, отношения их к своему здоровью и жизни:
Слайд 3Миссия программы –
научить “безопасному плаванию
по жизни”
Слайд 4Основные цели программы:
в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом
Слайд 5Основные задачи программы:
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих
задач:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук
(философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Слайд 6
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в
воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
5.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Слайд 7Ожидаемый результат:
Организованная таким образом работа
позволит осуществлять социальную и
психологическую
защиту детей, снизить
количество детей с девиантным
Поведением и избежать
суицидальных
попыток. Также позволит организовать
работу по оптимизации взаимоотношений
в детско-родительской среде.
Слайд 8Основные направления деятельности:
Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации,
но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми, нуждающимися в
срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
Слайд 9Принципы реализации программы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Слайд 10Участники программы:
учащиеся
педагогическое сообщество
родители
социальные партнеры – ЦРБ, ЦВР,
Соц.защита
Слайд 11Задачи учителя и классного руководителя:
выбор адекватных средств и методов обучения
и воспитания;
индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
создание эффективного психологического климата
в классе;
влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);
просвещение учащихся;
мотивация учащихся;
взаимодействие с семьёй.
Слайд 13Задачи родителей:
создание необходимых условий для занятий ребёнка;
создание условий для оздоровления
ребёнка;
формирование морали, социальных установок;
формирование мотивации;
передача культурной традиции;
взаимодействие с учителями в
проблемных ситуациях;
влияние на психологические внутришкольные факторы.
Слайд 14Задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья у самих учащихся:
формирование
собственной мотивации к здоровью;
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
изучение
учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Слайд 15Программа включает в себя:
1.Внутренние суицидальные проявления
2.Внешним формы суицидного
поведения
3.Какие черты имеет суицид подростков.
4.Синдромы поведения подростков, указывающие на
готовность к суициду.
5. Внешние обстоятельства суицидального подростка.
6. Содержание основных понятий:
7.Учащиеся и выпускники школы
должны знать; должны уметь; должны иметь.
8. Система программных мероприятий (для педагогов, родителей, коррекция)
Слайд 16
Жизнь прекрасна…
Жизнь –это шанс,
не упусти его!
Жизнь – это мечта,
осуществи её!
Жизнь –это любовь,
так люби!
Жизнь –это долг,
исполни его!
Жизнь –это счастье,
сотвори его сам!
Не уничтожай её!
Слайд 18 Суицид- это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком
в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для
человека смысл.
Слайд 19По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство
1 100 000
человек среди них:
350 тысяч китайцев,
110 тысяч индусов,
55
тысяч русских
31 тысяча американцев
30 тысяч японцев
12 тысяч украинцев
10 тысяч французов...
Ежегодно каждый двенадцатый
подросток в возрасте
15-19 лет
пытается совершить попытку
самоубийства.
Число законченных суицидов
среди юношей в среднем в 3 раза больше,
чем среди девушек.
С другой стороны - девушки пытаются
покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают
«щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.
Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.
Слайд 21ЧАЩЕ ПОДВЕРЖЕНЫ:
подростки, которые по тем или иным причинам считают себя
виновными в проблемах близких людей;
девочки – подростки, имеющие межличностные любовные
конфликты;
подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях.
Слайд 22Ни для кого не секрет, что поведением отдельного человека можно
управлять. Чем выше интеллект и моральные принципы, воспитанные с детства,
тем устойчивее он к подобному
воздействию.
Слайд 23Некоторые болезненные суицидальные
состояния у молодых обостряются под
действием достижений цивилизаций
(телевидение,
компьютеры,
постоянные стрессы, связанные с
тяжелой учебой, работой, контакт со
сложной техникой, отравления солями
тяжелых металлов, радиационные
поражения и др.)
Слайд 24Помочь же таким людям выжить могут прежде всего те, кто
их окружает. Человек, который пошел на самоубийство,
несомненно,
нездоров.
Внимание
и
сострадание
окружающих могут
спасти ему жизнь.
Об этом следует
помнить всем.
Слайд 25
Суицид
Истинный
Скрытый
Демонстра
тивный
Слайд 26ИСТИННЫЙ СУИЦИД
Никогда не бывает
спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют
угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из
жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.
Слайд 27СКРЫТЫЙ СУИЦИД
Это завуалированное самоубийство.
Человек погибает от
внешних сил, по большей части им же спровоцированных. Например, рискованная
езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта и даже алкогольная или наркотическая зависимость.
И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.
Слайд 28ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ СУИЦИД
Самоубийство, как способ привлечь
внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с
целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешания.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.
Слайд 29ПРИЧИНЫ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Проблемы и конфликты в семье (развод, насилие
в семье, нарушения общения с близкими, семьей).
Конфликты с друзьями,
проблемы в школе.
Несчастная любовь.
Страх перед будущим, одиночество.
Потеря смысла жизни.
Подражание кумирам.
Слайд 30Призыв. Способ попросить помощи.
Уход от проблем, потерял надежду изменить
жизнь к лучшему.
Месть. Попытка сделать больно другому
человеку: «Они еще
пожалеют»
Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить
жизнь своей семье.
Бегство от наказания.
Мотивы
Слайд 31Словесные признаки
Часто говорит о своем душевном
состоянии.
Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки.
Приведение дел в порядок.
Прощание.
Демонстрируют радикальные перемены.
Ситуационные признаки.
Социально изолирован.
Живет в нестабильном состоянии.
Ощущает себя жертвой насилия.
Перенес тяжелую потерю.
Признаки готовящегося самоубийства
Слайд 32Сформировать у подростка четкую установку:
«Из любой трудной жизненной ситуации можно
найти выход»
Как предотвратить суицид?
Слайд 33Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни.
Слайд 34
Вовлекать подростков
в полезные виды деятельности.
Слайд 35Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации
он может
обратиться к людям, которым доверяет:
родителям, классному руководителю, психологу.
Слайд 37ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
Уполномоченный по правам человека в районе – 2-23-71
Огнева Татьяна Алексеевна
Федеральная служба России по контролю за
оборотом наркотиков по Алтайскому краю – 66-77-11
Региональная общественная организация «Сибирская инициатива» (консультирование по вопросам ВИЧ –инфекции, развития общественных инициатив, добровольческого движения и прочее –
26-99-25 26-99-11
Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со спидом и инфекционными заболеваниями – 8 (3852) 33-45-32
горячая линия - 8 (3852) 33-45-99
Круглосуточный бесплатный телефон доверия
для подростков - 8 – 800 – 350 – 0123
Анонимная психологическая кризисная служба –
8 (3852) 66-86-88
Слайд 38Гармоничные отношения
в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и
доверительных отношений с ребенком.
Правила:
«Глаза в глаза»,
«Чудо прикосновения»,
«Безраздельное внимание».
Гармония в семье