Слайд 1Чуваши
работу выполнила: Терентьева И.А.
Слайд 2Чуваши
Чуваши появились в нашем крае в конце XVII - начале
XVIII вв.
Изначально чуваши предпочитали селиться в глухих местах, вдали
от дорог, размещая деревни «гнёздами». В одном месте концентрировалось нескольких деревень.
Слайд 3Старинная чувашская усадьба
Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний
двор (т. е. собственно двор) и задний — анкарти. К
жилому дому (сурт, пурт) пристраивалась клеть.
Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.
Слайд 4Постройки
В конце ХIХ — начале ХХ в. состоятельные чуваши
начинают строить большие дома с богатой резьбой. В чувашских деревнях
появляются русские плотники.
Работая с ними в качестве помощников, чувашские плотники приобщались к "секретам"·русских мастеров. В целом ремесло и домашнее производство у чувашей имели натуральный характер
Слайд 5Быт
Главой большой патриархальной семьи был старший мужчина - отец или
старший из братьев. Он распоряжался хозяйственной деятельностью внутри семьи, доходами,
следил за порядком.
Слайд 6Чувашские женщины трудились с мужчинами наравне.
На женщине также лежала
тяжесть домашних забот: изготовление одежды, переработка продуктов питания, выращенных в
хозяйстве, рождение и уход за детьми. Ее положение во многом определялось еще и наличием сыновей. Женщина, родившая мальчика, пользовалась большим почетом в семье и деревне.
Слайд 7Общественный и семейный быт
У чувашей долгое время бытовал тип
большой отцовской семьи, состоявшей из нескольких поколений, из трех: детей,
супружеской пары и родителей кого-либо из супругов, чаще всего родителей мужа, у чувашей был распространен патрилокальный брак, т.е. жена после свадьбы переходила на жительство к мужу. Обычно в семье с родителями оставался младший сын, т. е. бытовал минорат. Нередки были случаи левирата, когда младший брат женился на вдове старшего брата, и сорорат, при котором муж после смерти жены женился на ее младшей сестре.
Слайд 8Семейная и домашняя обрядность
.
Большой степенью сохранения традиционных элементов отличается
семейная обрядность. Связанная с основными моментами жизни человека в семье:
-
рождение ребенка
- вступление в брак
- уход в мир иной.
Основой всей жизни была семья. В отличие от сегодняшнего дня семья была прочной, разводы были крайне редки. Отношениям в семье были присущи:
- преданность
- верность
- порядочность
- большой авторитет старших.
Семьи были моногамными. Допускалась полигамия в богатых и бездетных семьях.
Слайд 9Традиции
Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ни-ме) при
строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая.
В формировании и регулировании
морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать — «что скажут односельчане"). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в. пьянство. За воровство устраивали самосуд.
Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени чуваша).
Слайд 10Общественный быт
Основными огородными культурами у чувашей являлись капуста, огурцы, редька,
лук, чеснок, свекла, тыква, мак
Издревле чуваши занимались пчеловодством. Они устраивали
на лесных полянах пасеки из колод (велле). С начала ХХ в. получают распространение рамочные ульи
. В конце ХIХ в. женским промыслом у чувашей становятся ткачество и валяние.
Среди верховых чувашей широко распространилось изготовление плетеной, гнутой мебели, которое в начале ХХ в. приобрело товарный характер
Рыболовством занимались жители приречных и приозерных районов, в основном — для собственного потребления и мелкой торговли.
Слайд 11Посиделки
Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена
года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и
нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т. д. В середине зимы проводился праздник хёр сари (дословно — девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.
Слайд 12Рукоделие
Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам
многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными
мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно
Слайд 13Традиции и обряды в чувашской свадьбе
Свадьба была большим праздником для
обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении
свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю çимěк.
Слайд 14Свдебные обряды Прощание невесты с подругами.
После продолжительного и весьма образного
поэтического монолога старшего из дружек гостей приглашали пройти во двор
за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены
Слайд 15Свадебное покрывало
покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам.
Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в
окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины
Слайд 16Вышитая одежда свахи
Интересна вышивка на одежде свахи (кафтан или
кофта), бытовавшей в начале 19 в. Позднее вышивка на ней
была заменена нашивками.
Слайд 17Сельская обрядность
Обряды типа Чук, когда люди приносили жертвоприношения великому богу
Тура, его семейству и помощникам с целью поддержания всеобщей гармонии
и моление о хорошем урожае, приплоде скота, здоровье и достатке.
Слайд 18.
Вся личная и общественная жизнь чувашей, их хозяйственная деятельность
была связана с их языческими верованиями. Все живое в природе,
все то, с чем сталкивались чуваши в жизни, имело своих божеств. В сонме чувашских богов в некоторых селениях насчитывалось до двухсот богов.
Только жертвоприношения, молитвы, наговоры по поверьям чувашей могли предотвратить вредные действия этих божеств
Языческое моление огню.
Сельская обрядность
Слайд 19Языческие обряды
Если человек нарушал общепринятые нормы поведения и морали, следовал
адекватный ответ. Нарушивших ждало неминуемое наказание:
«Пошлю
на вас ужас, чахлость и горячку, от которой истомятся глаза, измучится душа. Поразит господь тебя чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухой, палящим ветром и ржавчиною и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь».
Поэтому заболевшие спешили к свом духам и божествам с просьбами и приносили им дары. Чувашский шаман – йомзя – определял причины болезни, несчастья, изгонял из человека злого духа.
Слайд 20Старинные обряды
Обряды очищения, которые подразумевали моление с целью высвобождения от
ве проклятий и заклинаний : серен, вирем, вупар.
Слайд 21Чувашские языческие идолы
. Обряды типа Киремет – когда на обрядовое
жертвоприношение собирались жители нескольких деревень в специально отведенном месте. Жертвами
в обряде служили крупные домашние животные в сочетании с молитвой.
Слайд 22Праздники.
Жизнь чувашей проходила не только в труде. В течение года
проводились праздники и обряды, связанные с языческими верованиями и приуроченные
к основным переломным периодам астрономического года.
Слайд 23Праздники. Симек.
Праздники летнего цикла начинались с симек – общественных поминок
покойников; уйчук – жертвоприношения и моления об урожае, приплоде скота,
здоровья; уяв – молодежные хороводы и игрища.
Слайд 24Праздники
Праздники весеннего цикла начинались с праздника саварни – проводов зимы
и встречи весны, изгнания злых духов – вирем, серен.
Слайд 25Праздники
Праздники зимнего цикла начинались с праздника сурхури – в честь
приплода скота и урожая хлеба
Слайд 26Акатуй
Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию, Этот праздник объединяет
ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй
начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых
Слайд 27Праздники
Праздники осеннего цикла. Проводился чуклеме – праздник освещения нового урожая,
время совершения обрядов поминовения в месяц юпа(октябрь).
После обращения в
христианство обрядовый репертуар праздников пополнялся. Многие из праздников переосмысливались, но в своей основе остались прежними
Слайд 28Чувашский головной убор
Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не
только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые
к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы в о время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.
хушпу.
хушпу.
хушпу.
тухья -
тухья -
Слайд 29Бисерные головные уборы и украшения
Изготавливались большей частью в домашних условиях
из купленных материалов. Бисер часто употреблялся и для изготовлений шейных
украшений серке (наиболее древняя форма ожерелья в виде широкого крупного отложного воротника с застежкой сзади), ожерелья в виде бус с подвесками из раковин - ужовок
Слайд 31Головные уборы, нагрудные украшения
женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В
отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или
ама
Слайд 32Девичье украшение - тевет.
Надевали его через левое плечо. Женщины
носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во
время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет
Слайд 33Женский костюм
Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из
туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и
металлических украшений
Слайд 38"Чувашская национальная обувь
Чувашские лапти и сапоги
Основной обувью у мужчин
и женщин были лапти (çăпата). Мужские лапти чуваши плели из
семи лычек (пушăт) с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно - из более узких полосок лыка и большего числа (из 9, 12 лычек). Лапти носили с черными толсто намотанными онучами (тăла), поэтому оборы (çăпата кантри) делали до 2 м длиной. лапти носили с суконными чулками (чăлха). Обертывание онучей и оплетание их оборами требовало времени и умения! Женщины юго-восточных районов носили также суконные гетры (кěске чăлха).
Валенки (кăçатă) в прошлом носили состоятельные крестьяне. С конца прошлого века стало традицией покупать сыну к свадьбе кожаные сапоги (сăран атă), а дочери - кожаные ботинки (сăран пушмак). Кожаную обувь очень берегли.
Слайд 39Наряд чувашки дополнялся вышитыми поясными подвесками.
Поясные подвески чувашек в
общих чертах представляют собой две парные полоски холста, украшенные вышивкой.
К нижнему концу их пришита бахрома темно-синего или красного цвета. При детальном ознакомлении удается установить три типа «сара».
Слайд 40Чувашская национальная вышивка
Вышивка является одним из основных видов чувашского народного
орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма
генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.
Слайд 41Форма чувашской вышивки разнообразна. В основном это - розетки.
Часто орнамент
бывает расположен ярусами, разделенными узкими полосками вышивки или нашивок. При
геометрическом орнаменте встречаются чаще ромб, квадрат, треугольник. Для растительного характерны стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев. Весьма редки изображения животных и человека
Слайд 42Чувашская национальная вышивка
Вышивка в виде розеток является отличительным признаком рубахи
замужней женщины. Розетки как бы подчеркивали зрелость женщины. Это предположение
подтверждается образцами нагрудных вышивок с двумя или тремя парами розеток, в которых можно усмотреть стремление усилить плодовитость женщины
Женская рубаха 18 века
Женская рубаха середины 18 века
Слайд 43Вышивка
Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный
орнамент , имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке
рубашек замужней женщины.
Слайд 45Вышивка
Возникновение вышивки связано с появлением первой сшитой одежды из шкур
животных. Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека
в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе
Слайд 46Чувашская вышивка отличается от всех видов других вышивок своей сложностью,
миниатюрностью, особым колоритом. Узоры из ниток сочетались с полосками цветных
тканей, бисером, а в древности и с золотыми, серебряными, бронзовыми узорами, драгоценными камнями
Слайд 47Вышивка
Чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои
языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась
в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т
Слайд 48Чувашская вышивка
Я горжусь тобой, Чувашия!
Страной ста тысяч вышивок.
Мудры же были предки наши
Творя такие чудеса!
Вышивка- это искусство,
В ней жизнь, история моя.
Его мы свято сохраним,
Потомкам нашим подарим!
Слайд 49Чувашская вышивка
В народном творчестве красный цвет почти у всех
народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви,
отваги, от чего зависело благополучие человека
Слайд 50Разгадывая смысловое значение орнамента вышивки, вчитываясь в строки мифов, легенд
и сказаний, мы, потомки их создателей, воссоздаем через многие века
информацию о том, что чуваши издавна занимались земледелием и разводили скот, когда-то жили в гористой местности, имели свои представления об окружающем мире, обустройстве жизни, эстетические воззрения
Слайд 51Керамика
Испокон веков мастера изготовляли домашнюю утварь: кувшины, жаровни, миски и
тарелки, крышки, вазы, молочники. Здесь же имела свою нишу мелкая
пластика: глиняная игрушка и свистулька.
Слайд 52Керамика
При их украшении, использовали несложные орнаменты из розеток, точек, кругов
и линий раскрашивали их природными красителями, гуашью
Слайд 53Резьба по дереву
Резьбой украшались предметы домашнего обихода: солоницы, шкафчики для
хранения хлеба, шкатулки, подносы, блюда, сосуды и, конечно же, знаменитые
ковши для пива
Слайд 54Лозоплетение и изделия из бересты
Постепенно изделия из лозы находили все
большее применение в быту в виде утвари, предметов обихода: дорожные
сундуки, корзинки, курительные трубки, столы, стулья и т.д. У чувашей, как и у всех народов лесной полосы, была сильно развита обработка дерева, почти вся домашняя утварь изготавливалась из дерева, в том числе и плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней.
Слайд 55Ткачество
Сырьем для узорного ткачества является лен, конопля, овечья шерсть, шелк
сырец. Здесь существовал строгий колорит узоров и орнаментального решения. Узорное
ткачество - один из древнейших и широко распространенных видов народного искусства.
Слайд 59Музыкальные инструменты
Скрипка – сeрме купaс. Самый распространённый музыкальный инструмент у
древних чуваш, поэтому ни один праздник не проходил без скрипачей.
Домра
– тaмра. От исполнителя на домре требуется свободное владение техникой игры
Колокольчик – шaнкaрав. Их изготавливают из медно-оловянных сплавов. У каждого колокольчика свой размер, и поэтому звуки, которые они издают разные.
Слайд 60Барабан – параппан.
Барабаны использовались для передачи команд вождей во время
войн. Во время праздников часто играли одновременно на нескольких барабанах
– 3, 5, 7.
Слайд 61Музыкальные инструменты
Трещётка – cатaркка
Слайд 62Гусли
Гусли – кeсле. Струнный инструмент. В разных районах Чувашии насчитывалось
разное количество струн
Слайд 63Гармоника – хут купaс.
Хут купс (гармонь)
Слайд 64Музыкальные инструменты
Дудочка – шaхлич. Дети с удовольствием играют на
дудочках. В разных районах они были разной формы.
.
Слайд 65Пузырь – шaпaр. К музыканту, владеющему шaпaр у чувашей было
особое внимание. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками
шaпaра он может подчинить себе людей
Ш?п?р (волынка)
Слайд 66Чувашская кухня
Икерче
Тыквенная каша
Шартан
Слайд 67Шыртан
500 г бараньего желудка, 2 кг баранины, 10 г чеснока,
перец, лаврушка, соль.
Обработанный бараний желудок наполняют сырой бараниной, нарезанной
кусочками и заправленной чесноком, лаврой, солью. Отверстие зашивают, изделие натирают солью, кладут на противень швом вниз и запекают 3-4 часа до появления золотистой корочки. Подают в горячем виде. Для длительного хранения шыртан запекают повторно в течение 1,5 часов, охлаждают и вновь запекают 1 час. При такой обработке блюдо можно долго хранить в прохладном месте.
Слайд 68Колбаса домашняя по-чувашски
Лук репчатый 50 г , крупа пшенная
200 г , сало свиное или баранье 150 г ,
кишки 300 г , вода 360 мл, соль.
В кипящую подсоленную воду кладут баранье сало, рубленый репчатый лук, пшенную или рисовую крупу и варят до полуготовности. Этой массой наполняют обработанные кишки. Колбасы отваривают до готовности. Подают в горячем виде
Слайд 69Хуплу (пирог со свининой и картофелем)
Мука 410 г, сахар
15 г, дрожжи 15 г, яйцо 2 шт., свинина 400
г, картофель 200 г, лук репчатый 100 г, перец, соль.
На раскатанное дрожжевое тесто кладут слоями начинку из сырой свинины, нарезанного мелкими кубиками картофеля, рубленого репчатого лука, продукты заправляют солью и перцем. Пирог защипывают, придавая форму полумесяца, и выпекают