Слайд 2Философская антропология
философское понимание природы и сущности человека;
направление (школа) в
западноевропейской философии XX века, стремившееся к созданию целостного учения о
человеке.
Слайд 3Древняя Греция
Человек является частью природы. Со всей своей природной и
социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными
и богами он живет в едином, нераздельном мире.
Софисты: поворот к антропологической проблематике.
Протагор: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
Сократ:
Принцип этического рационализма - «добродетель есть знание».
Человек, познавший добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины.
Демокрит:
Человек состоит из атомов, в том числе и душа - душа смертна.
Цель жизни – счастье, заключающееся в хорошем расположении духа (эвтюмия).
Важное условие счастья – соблюдение меры. «Желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу».
Платон:
Антропологический дуализм души и тела.
Душа делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя.
Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно.
От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.
Аристотель: Человек - общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного.
Слайд 4Средневековье
Человек - часть мирового порядка, установленного Богом. Существо, сотворенное по
«образу и подобию Бога».
В социальном плане человек - пассивный участник
божественного порядка, существо тварное и ничтожное по отношению к Богу.
Главная задача человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда.
Августин Блаженный «О граде божием», «Исповедь» (христианский неоплатонизм):
Человек — это противоположность души и тела. Именно душа делает человека человеком.
В «Исповеди» раскрывает противоречивый характер развития человеческой личности. Стал предшественником экзистенциализма.
Фома Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (христианский аристотелизм):
По своему положению человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. Он представляет собой единство души и тела.
В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы — разум.
Слайд 5Возрождение
Принципы: гуманизм и антропоцентризм.
Человек – творец самого себя и окружающего
мира.
Пико делла Мирандоле («О достоинствах человека», «О сущем и едином»)
Человек
занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному.
Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.
Николай Кузанский
Идея единства всех вещей: «всё успокаивается в каждом» и «все удовлетворяются всеми».
Мир - прекрасное творение Бога, созданное наилучшим возможным образом.
Главное общее свойство всех тварных элементов бытия -удовлетворенность своим положением в мироздании. Соответственно и человек должен ощущать совершенство и гармонию своего бытия.
Слайд 6Новое время
Механистическое толкование природы и общества. Антропологический рационализм.
Метафизическая картина
мира: все явления природы трактуются как машины или системы машин.
Функция
бога – создание материи и сообщение ей первоначального толчка.
Все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов. Всеобщая причинная необходимость определяет всю человеческую деятельность. «Воля…лишь фикция» (Спиноза).
Человек – машина, обладающая способностью мыслить.
Способность мыслить – основное достоинство человека.
Вера в безграничные возможности разума – неограниченный рационализм.
Эгоистическая природа человека порождает необходимость «общественного договора» – установления государственной власти как соглашения между людьми.
Философы Нового времени: Т. Гоббс, Ф. Бекона, Д. Локк, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Декарта, Г.В. Лейбниц, Д. Беркли и Д. Юма.
.
Слайд 7Немецкая классическая философия
Самосознательность человека как модель организации индивидуального процесса жизни,
общественного устройства и миропорядка.
Кант «Критика чистого разума», «Критика способности суждения»
«Основа метафизики нравственности» и др.:
«Что такое человек?» - основной вопрос философии.
Нравственно-природный дуализм.
Человек – автономное и независимое начало и законодатель своей деятельности.
Основное отличие человека от других существ – самосознание.
Гегель «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.:
Основное отличие человека от животного в мышлении.
Человек – субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума.
Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного».
Слайд 8Современная философская антропология
Выделение философской антропологии как отдельного учения о человеке,
его природе и сущности.
Философская антропология есть учение о человеке с
точки зрения самого бытия человека.
Человек – центр мира.
Слайд 9Макс Шелер
Задача философской антропологии – показать, как из
структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык,
совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека.
Философская антропология — это наука о сущности и структуре сущности человека.
Первичным в системе "человек—общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, выступает любовь (любящее бытие).
Два атрибута составляют сущность человека: "порыв" — некое витальное ядро (влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух" как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения и давления органической жизни).
Личность — это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога.
Таким образом, основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.
Слайд 10Арнольд Гелен
Биологическая, или натуралистическая ветвь философской антропологии.
Сущность человека не в
том что человек в первую очередь разумное существо, а в
том, что он — существо биологическое, инстинктивное.
Человечество — лишь этап в грандиозном эволюционном процессе.
Конфликт между началом самоорганизации и базисным бессознательно-витальным началом.
Арнольд Гелен:
Человек —ущербное животное, плохо оснащенное биологическими инстинктами, вследствие чего не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически.
Чтобы выжить, человек, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения.
Слайд 11Хельмут Плеснер
“Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию”
(1928), “Единство чувств” (1923), “Смех и плач” (1941)
Позициональность -
общая базисная структура любого живого тела, включая человека - способность организма во взаимодействии с окружающей средой (”позициональным полем”) поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии.
Растение – простое “вчленение” в среду.
Животное –определенная самостоятельность по отношению к среде и способность отличать себя от “чужого”.
Человек – «экс- центричность»: способен занять дистанцию по отношению к собственной жизненной среде, способен осознать себя как “тело”, как “я в теле” и как “я”.
Три базисных антропологических закона:
Закон «естественной искусственности» характеризует связь эксцентричности с витальной сферой человека.
Закон «опосредованной непосредственности» раскрывает роль эксцентричности в познавательной и практической деятельности людей.
Закон «утопического местоположения» показывает, что из-за эксцентричности человек нуждается в вере в трансцендентные идеи.
Слайд 12Эрнст Кассирер
«Познание и действительность» (1922)
Социокультурная ветвь философской антропологии
Человек - существо,
определяемое культурой, создатель культуры и ее создание.
Человек живет в символическом
мире.
Культура, язык, мифы, искусство, религия —части символической Вселенной.
Символ – посредник между человеком и миром.
Человек — существо культурное, а культура есть совокупность символов.
При этом символ - продукт человека. Человек созидает символы, символы порождаются фундаментальными структурными элементами самого человеческого чувственного опыта.
Без символов жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами.
Человек — это не столько Homo sapiens, — человек разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический.
Таким образом, человек и вся его общественная жизнь сводится к культуре. Культура выступает самодовлеющим основанием определения человека в теории Э. Кассирера.
Слайд 13Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности
Признаки техногенной цивилизации (по
В.С. Степину):
приоритет науки, техники и технологий;
ориентация на инновацию как важнейшую
ценность общества;
идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир;
установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей;
прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему;
увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей.
Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, от их решения зависит его будущее существование.
Слайд 14Классификация глобальных проблем по сферам их проявления:
Взаимодействие общества и природы.
Взаимодействие
между социальными общностями.
Взаимодействие человека и общества.
Экологические проблемы (охрана окружающей среды,
сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.)
Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов).
Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.)
Демографические (проблема роста народонаселения).
Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний).
Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).
Слайд 15Технократизм
Технологический детерминизм- теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая
из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур.
Представители:
Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.
Слайд 16Теория постиндустриального общества Д. Белла
"Новое американское право" (1955), "Опыт социального
прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976)
Три основные стадии развития человеческого
общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.
Основные черты постиндустриального общества:
центральная роль теоретического знания;
создание новой интеллектуальной технологии;
рост класса носителей знания;
переход от производства товаров к производству услуг;
изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми);
роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости);
наука достигает своего зрелого состояния;
ситусы как политические единицы;
меритократия – власть лучших специалистов в своих областях;
конец ограниченности благ;
экономическая теория информации
Слайд 17Концепция Алена Турена
"Социология действия" (1965), "Движение Мая и коммунистическая утопия"
(1968), "Постиндустриальное общество" (1969), "Производство общества" (1973), "К социологии" (1974),
"После социализма" (1980)
«Социетальный тип»: сдвиги в человеческой деятельности от одного типа общества к другому.
Основной социальный конфликт в программированном обществе: между механизмом производства и управления и самим потребителем.
Постиндустриальное общество на управленческом уровне использует две главные формы: нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику и самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.
Слайд 18Концепция «Третьей волны» О. Тоффлера
"Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973),
"Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и
перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985)
Историческая эволюция осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности.
Источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции.
Три волны (стадии) развития цивилизации:
Первая – переход от доаграрного общества к аграрному.
Вторая – переход от аграрного общества к индустриальному.
Третья – переход к «супериндустриальной» (постиндустриальной и информационной) цивилизации:
знание становится определяющим фактором осуществления власти;
система быстрых и медленных экономик;
множество социальных групп с собственными ценностями и культурой.
Слайд 19Технопессимизм
Технопессимизм – мировоззренческая позиция, в соответствии с которой научно-технический прогресс
объявляется источником и причиной возникновения глобальных проблем.
(Г. Маркузе, Д. Медоуз,
К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен и др.)
Слайд 20Концепция угнетения Геберта Маркузе
«Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» и др.
Синтез
марксизма (классовое угнетение) и фрейдизма (любовь и смерть, эрос и
танатос)
В современном обществе все люди подчиняются одним и тем же желаниям.
Культ потребления стал формой общественного контроля.
Единственный выход – Великий Отказ.