Слайд 1
Как человек познает окружающий мир.
Для чего люди путешествуют.
Что изучает наука
археология.
Окружающий мир
Программа «Гармония»
4 класс
Слайд 2Все – от тополя у забора
До большого темного бора
И от
озера до пруда –
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И
котенок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в пруду отраженья крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя – навсегда! –
Окружающая среда!
Л. Фадеева
Слайд 3 Перед вами предметы окружающего мира.
На какие три группы можно
разделить все предметы окружающего мира?
Слайд 5Что относится к неживой природе?
Назовите небесные тела.
Назовите формы рельефа суши.
Назовите
водоемы.
Слайд 6Вспомните!
– На какие группы можно разделить водоемы?
– Какие природные
явления связаны с неживой природой?
– Какие правила безопасности следует
соблюдать, бывая на природе?
Естественные и искусственные
Облака, ветер, осадки, гроза, радуга, цунами, наводнения, смерч и другие.
Слайд 7Что относится к живой природе?
низшие
высшие
безпозвоночные
позвоночные
Слайд 9Высшие
Хвойные
Мхи
Папоротники
Цветковые
Слайд 10Беспозвоночные
Черви
Моллюски
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Слайд 11Позвоночные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Слайд 12Что мы узнали о человеке?
Что мы узнали об организме человека?
Какие органы информируют человека
о состоянии окружающей среды?
Слайд 13Органы чувств:
орган зрения
орган слуха
обоняние
осязание
вкус
Слайд 14Что мы узнали о человеке?
Назовите важные внутренние органы человека.
Что
такое здоровый образ жизни?
Слайд 16Как человек познает окружающий мир?
Слайд 17 Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных
народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности
рассказать народам друг о друге могли только путешественники.
Слайд 18 Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь
Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов:
Ой вы, гости-господа,
Долго ль
ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Слайд 19 Сначала человек обследовал все вокруг своего жилища: пещеры, хижины и
чума. Он изучал растущие деревья, кустарники, травы и постепенно научился
выращивать культурные растения.
Слайд 20Охотился на животных и учился приручать их.
Слайд 21 Уходя от своего жилища все дальше и дальше, человек узнавал,
что есть края, где растут другие растения, живут другие животные.
Слайд 22 Где царствует вечный холод или всегда тепло; что есть места,
где много воды и где ее не бывает годами.
Слайд 23 Узнавал человек, что на Земле очень много разных народов, которые
говорят на разных языках, разные у них одежда и пища,
обычаи и традиции.
Слайд 24 Если почитать легенды и сказки любого народа, там обязательно будут
путешествия, которые проникли туда из реальной жизни.
О каких путешествиях
рассказывают древнегреческие мифы?
Слайд 25 Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч
со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты
плывут за золотым руном на Кавказ.
Слайд 26А что такое золотое руно?
Руно – это обыкновенная баранья
шкура. Золотой же она становится потому, что жители Колхиды –
Кавказского побережья Черного моря – использовали шкуры при добыче золота.
Слайд 27 Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы
золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы
запутывались в шерсти.
Слайд 28 Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом
выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила
в золотое.
Слайд 30 Путешествуя по просторам нашей Земли, интересно узнать какие были в
прошлом растения и животные; как выглядели, во что одевались народы,
населяющие нашу Землю.
Слайд 31 Археология – наука, которая изучает прошлое человечества, быт и культур
древних народов по вещественным и письменным источникам ( с греч.
«наука о древности»).
Слайд 32 Исследователей древности называют археологами. Они исследуют старинные постройки, могильные курганы,
предметы домашнего обихода и военное снаряжение, изделия ремесел и произведения
искусства.
Слайд 33 В рюкзаке археолога могут оказаться старинные монеты, печати, медали, обрывки
бересты с непонятными знаками, черепки глинной посуды и многое другое.
Слайд 34 Найдя предметы старины, археологи очищают их скребками, ножами или щетками
и кисточками.
Слайд 35 Затем все тщательно упаковывают и везут в лабораторию для исследований.
Слайд 36 В письменных источниках знаний о прошлом находят сведения о знаменательных
событиях народов, о природных катастрофах, о законах, по которым жили
наши предки.
Слайд 37Это интересно:
Каждый государь считал необходимым иметь собрание древностей при своем
дворе. Собирались коллекции вещей, имевших художественную ценность, природные диковинки. Коллекционировались
редкие предметы, имеющие отношение к знаменательным историческим событиям. Такое собрание «Кунсткамера» сохранилось в Санкт –Петербурге со времен Петра I.
Слайд 38Это интересно:
В 1748 году в Италии был отрыт город Помпеи,
засыпанный в 79 году вулканическим пеплом во врем извержения вулкана
Везувий. Раскопки помогли представить это трагическое событие. Русский художник Карл Иванович Брюллов изобразил его на своей картине «Последний день Помпеи»
Слайд 39Это интересно:
В 1951 году в Новгороде была найдена первая берестяная
грамота. Сейчас их насчитывается уже более 800.
Слайд 40Это интересно:
Найдены останки исчезнувших животных: в Сибири – пещерного медведя,
носорога, в вечной мерзлоте Якутии – мамонтенка.
Слайд 41Вопросы для закрепления:
Как бы ты объяснил значение слова «Путешественник»?
Как можно
путешествовать в прошлое?
Что изучает археология?
Какие инструменты используют в своей работе
археологи?
Слайд 42Автор Аксенова Нина Вадимовна
aks1967.67@bk.ru