Слайд 2 Пётр I дал сильный тол-чок развитию русского народа. Потребность в
образовании стала ощу-щаться всё сильнее и сильнее. Образованные люди стали
выходить не только из высших слоёв общества, но и из низ-ших. Самым лучшим до-казательством этого слу-жит появление Ломоно-сова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным и поэтом.
Слайд 3 Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка
около села Холмогоры Архангель-ской губернии, в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским
промыслом на собственных судах.
Слайд 4"Быт поморской семьи 18 в."
художник Румянцев А. Я.
Слайд 5 Мальчик начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили
рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности
плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
Слайд 6 В 11-12 лет Михайло начал постигать грамоту. Первым его учителем
стал дьячок местной церкви. Ломоносов прочитал всё, что было под
рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги.
Слайд 7 У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ
по велению Петра I. Ломоносов выпросил их себе в подарок
и с таким усердием читал, что выучил наизусть.
Слайд 8 Ломоносов рано лишился матери, а мачеха стала преследовать и укорять
пасынка за то, что он всё читает и не занимается
делом, не помогает отцу ловить рыбу. Жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась всё сильнее. Он слышал рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах открытых в Москве и Петербурге.
Слайд 9 Ломоносов решил покинуть дом и пробраться в Москву, чтобы там
поступить в школу.
Он тайком от отца выхлопотал себе паспорт,
выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв с собой книги. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору было ему 19 лет.
Слайд 10 Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не
было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане –
ни копейки. Первую ночь он провёл в санях под открытым небом.
Слайд 11 На другой день он встретил земляка, который взял его к
себе и обещал определить в школу при монастыре. Это было
устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка.
Слайд 12 Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был
гораздо старше других учеников, кото-рые потешались над ним и высмеивали
его. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас. Но талантли-вый и трудолюбивый юноша упорно постигал науки.
Слайд 13 Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его. Он
просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше.
С котомкой за плечами и полкой в руках прибыл учёный крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашёл много книг и с жадностью прочитал их все.
Киево-Могиля́нская акаде́мия
Слайд 14 В 1735 году Ломоносова, как одного из лучших учени-ков, отправили
на учёбу в Петербург, где по плану Петра Великого была
учреждена Академия наук. При Академии находилась гимназия,
где учили молодых людей.
Слайд 15 В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик,
был отправлен за границу – учиться у немец-ких профессоров. Ломоносов
прожил за границей около четырёх лет и всё это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям.
Слайд 16 В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.
Он прославился
как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Слайд 17 Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы.
Он открыл атмосферу на
планете Венера с помощью изобретённых им приборов.
Учёный организовал при
Академии первую в России Химическую лабораторию.
Под его руководством построили фабрику цветного стекла.
Слайд 18Ломоносов открывает мастерскую для набора мозаичных картин и сам становится
первым в России человеком, который начал на собственном опыте и
своими руками осваивать технику мозаичного набора.
Портрет Петра I
Слайд 19 Великий учёный много сделал для развития и образования России. По
его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который
по праву носит имя Ломоносова.
Слайд 20 В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы
в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова.
Слайд 21Подведём итоги:
Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все
испытания?
Слайд 22Источники:
http://www.sfu-kras.ru/staff/9069
http://ivmk.net/lithos-gotkr15.htm
http://lomonosov300.ru/pictkonkurs_showfotos_pager-pictkonkurs_set_472.9.html
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/49887/5/
http://blog.rgub.ru/blog/2011/09/k-300-letiyu-m-v-lomonosova/
http://museum-old.lomic.ru/zal1.html
http://fourline.ru/zagadki_istorii/mify_o_rossiia_dikaya_moskoviya.html
http://works.tarefer.ru/44/100409/index.html
http://virtmuseum.aonb.ru/z6/z6_gram2.html
http://proznanie.ru/teacher/?class=7historyRus&content=c31b25414c51abd61127629c52325916
http://lomonosov.aonb.ru/?id=14
http://nnm.ru/blogs/spiridonn/mihail-vasilevich-lomonosov-polnoe-sobranie-sochineniy/
http://www.ukma.kiev.ua/subsite/390rokiv/nekropol/index.php
http://syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/francyzova/index.htm
https://www.russian-belgium.be/node/53633
http://news.emind.ru/news/show/1720
http://img12.nnm.ru/0/0/8/8/0/00880fb0920af660ea656f6094c96f57_full.jpg
http://lenta.ru/news/2010/11/30/prize/
http://aforizmyi.ru/5110-0111s_img36165.html
Слайд 23Панова
Оксана Владимировна
учитель
начальных классов
МАОУ «Гимназия №4»
г. Великого Новгорода
Персональный
сайт:
http://www.panowa-ox.narod.ru/
E-mail: panowa.ox@yandex.ru