Слайд 1…Она мила – весны и лета просинь ,
Как отдыха и
песен бытие …
Но грязная и сумрачная осень
Воспоминанье лучшее моё.
А.И.Ахматова.
Слайд 2Мониторинг зеленых насаждений, определение состояния окружающей среды по листьям многолетних
растений.
Работу выполнила ученица 9а класса Пчелина Надежда, г.Орлов 2008 .
Слайд 3 Пыль на листьях растений. Хорошо или плохо?
Слайд 4Можно ли
Определить состояние окружающей среды по листьям многолетних
растений?
Слайд 5Цель:
Изучить воздействие пыли на растительный мир.
Слайд 6Тема исследования:
Определение запыленности воздуха микрорайона школы по листьям деревьев и
кустарников.
Слайд 7Согласно закону РФ “Об охране природной среды”(1992г) зеленые зоны городов
и населенных пунктов относятся к особо охраняемым природным территориям.
Значение растений
огромно:
1.Образуют кислород. Поглощают 170 млрд.т.углекислого газа.
2.Создают в год 100 млрд.т.органических веществ.
3. Вовлекают в синтез млрд.т.фосфора и серы.
4.Гибель одного вида растений означают угрозу существования 10 и более (до 30) видов живых существ.
5. Чем больше разнообразие растений в той или иной экосистеме, тем более устойчива она, выше ее возможность приспособления к изменяющимся условиям.
6. Богатство растительного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека.
Слайд 8Общая характеристика биогеоценоза микрорайона школы:
Исследуемый участок находится на правом берегу
реки Вятки. На данной территории большое количество дорог и тропинок,
поэтому растения в основном придорожные, но со всех сторон школы, особенно с восточной и северной, часто встречаются растения суходольного луга, по низинам становятся обильными осоки.
План-схема микрорайона школы:
Слайд 9Методика исследования:
1.Подготовительный этап: цель, подготовка материалов и оборудования, составление плана-схемы.
2.Проведение
исследования: инструктаж, снимается копия плана-карты, деление территории на условные учетные
участки (улицы Ленина ,Степана-Халтурина - опытные; Воровского, Набережная – контрольные) , берутся пробы на фоновых и опытных участках, проводится эксперимент, делаются расчеты, заполняется таблица, делаются выводы.
3.Составление паспорта зеленых насаждений.
Слайд 13Диаграмма сравнения уровня запылённости за два года
Слайд 14Выводы :
1.Средняя масса пыли на 1 м на опытном участке
5,64 г ,а на контрольном участке – 1,43 г, т.е.
запыленность листьев на загрязненном участке в 3,9 раза больше, чем на чистом участке.
2.Более всего оседает пыли на листьях липы. Пыль вредит не только процессу фотосинтеза, но и вредна человеку, т.к. содержит химические вещества , например, оксид кремния |v или атомы свинца, но и микрофауну – возбудителей болезни, пыль способна порождать аллергию, оседая на слизистой глотки, попадает в легкие, затормаживая дыхательные движения, теряется эластичность легких и т.д.
Слайд 15Так же из диаграммы видно, что за год уровень запыленности
поднялся на 1,14. Эта цифра кажется незначительной, но если с
каждым годом уровень запылённости будет подниматься даже на 1,14, то уже примерно за 15 каких – то лет Земля превратится в настоящий «пыльный мешок»!
Слайд 16Посмотрите,
какая красивая зелёная трава,
какая природа. . .
Так давай
же сохраним эту красоту!!!
Слайд 17Трудности, с которыми столкнулись :
1.Брали фильтры разной массы.
2.Большая погрешность при
взвешивании на ученических весах из-за малого разнообразия гирек.
Слайд 18 Библиографический список :
1.Экология Кировской области. Ашихмина Т.Я. “ Киров-Вятка
“ 1996 г.
2. Школьный определитель высших растений. Новиков В.С., Губанов
Н.А. Москва “Просвещение” 1991 г.
3. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы. Бондарук м.м., Ковылина Н.В.,Волгоград. 2007 г.
Слайд 20Эксперимент:
Нами взяты по одной пробе в трех вариантах с липы,
сирени, черемухи. На высоте 1,5 м со стороны дороги с
каждого дерева сорвали по 5 листьев и поместили в чистую банку с крышкой.
Слайд 21В другую банку таким же образом собрали листья с контрольных
деревьев.
Листья в банках залили водой, затем кисточкой смыли пыль с
поверхности каждого листа.
Воду с пылью профильтровали.
Взвесили массу осадка после сушки.
Слайд 22Расчеты:
1. S= m1xP\5 (ДМ)
2.
затем определили, сколько
пыли осаждается на 1 м поверхности листвы (m пыли на
1 м2) при помощи пропорции: на S (м2)------m пыли (г), на 1 (м2)------Х (г)
---------------------------
m1- масса вырезанных бумажных проекций листа.
m2- масса бумажных квадратов 10x10 см P- общее количество обмытых листьев.
Поверхность обмытых листьев
S -
m2