Слайд 1Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве
Презентация - справочник
Авдеева Светлана Николаевна, учитель
изобразительного искусства,
МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»
г. Дубны
Московской области»
Слайд 2Содержание
Абашевская игрушка
Вышивка
Гжель
Городец
Деревянная посуда
Дымковская игрушка
Изразец
Каргопольская игрушка
Кружево
Лаковая миниатюра
Лубок
Полхов-Майдан
Пряники
Пермогорская роспись
Скопинская керамика
Филимоновская игрушка
Хохлома
Щепная птица
Слайд 3Абашевская игрушка
Глиняные фигурки, с головы до ног плотным слоем покрашенные
масляной краской, а поверх покрыты лаком до блеска..
Однако сохранившиеся
в музеях немногие образцы абашевских игрушек начала нашего столетия дают основание считать, что игрушки не окрашивались, а покрывались глазурью неброских цветовых оттенков.
Слайд 4Абашевская игрушка
Абашевские мастера избегают пользоваться красками открытых цветов — их
палитра представлена цветами более сложными, приглушенными, а это, в свою
очередь, освобождает керамику от присущих детским игрушкам черт простодушия и переводит ее в план скульптуры.
Слайд 5Абашевская игрушка
Изображениям птиц присущ монументальный характер. Ну как не подивиться,
глядя на абашевских кур с утками: батюшки-светы, да за что
же им, худородным, честь такая — словно с герба старинного, с княжеского сошли...
Слайд 6Абашевская игрушка
Прослеживаемый у абашевских гончаров своеобразный культ «венчания» головы животных
распространяется и на птицу — украшения их голов соблазнительно сравнить
с кокошниками.
Слайд 7Абашевская игрушка
В корне природы абашевской пластики лежит удивительное умение ее
мастеров освободить форму от каких бы то ни было признаков
натурализма. Строению изделий своих они, кажется, придают такую устойчивость, что из состояния покоя их не выведешь. Энергичный, островпечатляющий силуэт.
Слайд 8Вышивка
Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности
очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала
хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших.
Слайд 9Вышивка
Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже
в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает
осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи.
Слайд 10Вышивка
Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и
"красном петухе".
Слайд 11Вышивка
К птице как символу Солнца примыкает появившаяся в русской вышивке
в XI веке птица-пава. Скорее всего, пава как узор была
заимствована из искусства Византии - в нем павлин был одним из любимых мотивов.
Слайд 12Вышивка
Длинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически
это - птица-Солнце. При этом иконография павы очень разнообразна -
в разных областях павам меняли пропорции, увеличивали или уменьшали хвост, добавляли хохолок на голове (иногда изображавший Солнечное колесо), и.т.п.
Слайд 13Вышивка
Изображение павы всегда было в профиль, с поднятым крылом и
огромным хвостом.
Слайд 14Вышивка
Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз
в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и
на небесном Древе должны быть свои птицы.
Слайд 15Вышивка
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около
дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни. В русском язычестве
птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.
Слайд 16Вышивка
Изображения водоплавающих птиц (лебедей) на женских и девичьих головных уборах
и одежде в приморских районах севера России связано с почитанием
лебедя.
Слайд 17Вышивка
Кроме того, лебеди парами присутствуют в свадебной символике, например, на
свадебных полотенцах и поясах. Часто "лебядки" дополняются снизу "водным зигзагом",
чтобы уж ни у кого не возникло сомнения в том, что это за птицы.
Слайд 18Вышивка
Еще один вариант "птичьего" узора - "курушки". Курица почиталась славянами
как символ женского плодородия, поэтому курушек вышивали на одежде женщин
детородного возраста.
Слайд 19Вышивка
Встречаются несколько видов композиций с курушками. Это может быть просто
"курица с цыплятами", "утица с утятами". Также есть изображения нескольких
мелких птиц внутри одной большой. И тот, и другой вариант безошибочно читается как заклятие на многочадие.
Слайд 20Вышивка
Довольно часто использовалось и изображение петуха или павлина в тамбурной,
строчевой вышивке: на концах полотенец, подолах рубах.
Слайд 21Вышивка
Изображение птицы Сирин тоже относится к "птичьим" мотивам. Оно появляется
в вышивке в XVIII веке. Видимо, это связано с предшествовавшим
распространением лубочных картинок в XVII веке. Эти картинки создавали зрительный ряд для старинных народных мифологических и сказочных сюжетов.
Слайд 22Вышивка
Мастерицы стали вышивать Сирин золотой нитью на бархатных головных уборах,
тамбурным швом на концах полотенец, строчевым шитьем на подзорах. Часто
фигура Сирин сопровождается растительными мотивами, а то и вышитым текстом с именем мастерицы или цитатой из сказания.
Слайд 23Вышивка
С конца XVIII века в вышивке (преимущественно в городской) появляются
сюжеты с геральдическим двуглавым орлом. Двуглавая птица (вариант "солнечной ладьи")
была привычным мотивом для народной вышивки, поэтому кое-где геральдический орел просто "вписался" в готовый смысловой ряд.
Слайд 24Гжель
Кто из нас не видел посуду, расписанную под гжель?
Между прочим, синяя птица - один из любимых мотивов этой
русской народной росписи.
Слайд 25Гжель
Стиль росписи Гжели напоминает прохладу синих вечеров, голубизну неба и
белоснежные просторы. Кажется, что белая метель синие цветы запорошила, как
в песне поётся.
Слайд 26Гжель
Гжель - это колыбель и основной центр производства русской керамики.
Гжель ассоциируются с красотой и гармонией, сказкой и былью. В
декоре узнаются любимые народом сказочные птицы.
Слайд 27Гжель
Орнаментальные композиции, словно снежное кружево, искрятся на белой поверхности фарфора.
Традиционные гжельские розы, колокольчики и полевые травы - все цветы
России сплетаются в гирлянды и букеты. Персонажи словно обрамлены в фантастически плетеные мотивы.
Слайд 28Гжель
Здесь и сказочная птица Сирин.
Слайд 29Гжель
Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций
синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его
переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого.
Слайд 30Гжель
Художники, создавая свои произведения, берут сюжеты и сцены из окружающей
природы и создают свой самостоятельный декоративный запоминающийся образ.
Слайд 31Гжель
Петух с гжельской посуды, как и гжельские цветы, - воздушный.
Темно-синие мазки, которыми изображены большие перья на крыльях, хвосте и
хохолок, располагаются поверх бледно-синего фона.
Слайд 32Гжель
Это петух гордый и смелый. Его решительная осанка, поднятая голова,
уверенная поступь говорят о характере птицы. Контраст широких синих мазков
и изящных тонких линий растений создает образ романтический.
Слайд 33Городец
Городецкая птица является символом семейного счастья.
Слайд 34Городец
Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и
насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.
Слайд 35Городец
В городецкой росписи распространена цветочная композиция с включением мотива «птица».
Его можно увидеть на блюдах,
Слайд 39Городец
В изделиях с изображением птицы мотивы могут быть симметричны. Они
располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.
Слайд 40Городец
Выполняя композицию на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию
внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок,
то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна.
Слайд 41Городец
Городецкие мастера пишут узоры не только на фоне дерева, но
и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных
и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.
Слайд 42Городец
Вводимый в орнамент зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так,
изображение мотива «петух» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи,
успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Слайд 43Городец
Петух в городецкой росписи может быть густого черного цвета. Его
форма похожа на каплю, как и те белые мазочки-перышки, которыми
украшено его крыло.
Красный хвост больше напоминает плавник; тонкие линии, нарисованные поверх красного фона, делают его колючим.
Слайд 44Деревянная посуда
Ковш скопкарь
Солоница утица
Ложка
Слайд 45Ковш скопкарь
Большой, долбленный из корня сосуд для хмельных напитков выносился
только к праздничному столу. По-видимому, он сохранил древнюю языческую ритуальную
форму. По существу, это настоящая деревянная скульптура, изображающая плывущую по воде птицу.
Слайд 46Ковш скопкарь
Красота пластического образа сочетается с утилитарным назначением предмета. Округлые
линии немного расплюснутой чаши-тулова с краями, чуть наклоненными внутрь, продолжают
свой певучий и плавный ритм в слегка откинутой назад голове птицы, в красивом изгибе огромного клюва, который, как и широкий хвост, служил второй ручкой.
Слайд 47Ковш скопкарь
Роспись, которая покрывает весь скопкарь, прекрасно подчеркивает его форму
и делает предмет еще более парадным. Грудь скопкаря украшает огромная
розетка, край которой образует строй изогнутых в одну сторону листиков. Гибкие растительные побеги вторят плавным линиям сосуда, фантастические птицы, вписанные в узор, очень пластичные по форме, не нарушают общего движения и ритма росписи. Организует всю эту подвижную композицию узкий поясок геометрического орнамента из треугольников, который обегает сосуд по краю.
Слайд 48Солоница утица
Утица для многих районов Архангельской области, в частности, для
всей Северной Двины, была самой распространенной формой солоницы. Образ утицы
когда-то тесно связывался со свадебным обрядом. Ее считали в народе покровительницей семейного счастья.
Слайд 49Солоница утица
Солоница в виде плывущей утицы. Большой утиный клюв соединен
с грудью уточки и образовавшаяся петля служит удобной ручкой. Съемная
спинка (крышка солоницы) укреплена на вертлюге и отводится в сторону. Форма солоницы очень устойчива и монументальна.
Слайд 50Солоница утица
Тонко уловлен основной характер силуэта. Манера резьбы очень уверенная.
Мастер лепит форму крупными массами, достигая большой пластической выразительности. В
спинке утицы сделано углубление для соли, крышки нет.
Слайд 51Ложка
Наиболее древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение. У нее вытянутый,
яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что
придает ей образ плывущей, птицы.
Слайд 53Дымковская игрушка
Дымковская игрушка (вятская игрушка, кировская игрушка) - глиняные лепные
расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек).
Слайд 54Дымковская игрушка
Свистульки - конь, всадник, птица - восходят к древним
магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Вплоть
до XXв. их производство было приурочено к весеннему празднику Свистунья ("свистопляска").
Слайд 55Разнообразно представлен у мастериц мир птиц - кого здесь только
нет: утки,
Слайд 57индюки
“Индюк”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок.
А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной бороды. Чувствуется
какая-то смешная важность этой птицы.
Слайд 58Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Слайд 59Дымковская игрушка
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все
расписаны бока.
Всех нарядом удивил
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем
не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напышен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.
Слайд 60Дымковская игрушка
Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе
обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и
красным гребнем, похожим на причудливый цветок.
Слайд 61Дымковская игрушка
Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его
груди всегда сияет круг -символ солнца.
Слайд 62Изразец
Изразец (кафель) – керамическая плитка для облицовки стен, печей и
т.д.
Слайд 63Изразец
«…Мастеров изразцового искусства в наши дни мало, они буквально наперечет.
Но сказочные керамические картинки – будь то созданные по старинным
образцам или по современным сюжетам – вызывают у неравнодушного зрителя всплеск эмоций.
Слайд 64Изразец
Чудные, необыкновенные по своему разнообразию, созданные талантливейшими людьми изразцовые панно,
печи, кокошники, элементы церковного декора – все это дарит внутреннее
тепло, которого нам так не хватает в наше время.
Слайд 65Изразец
В бесчисленных изображениях животных и птиц проявляется наблюдательность художника, порой
очень тонкое восприятие форм живой природы.
Слайд 66Изразец
С особой любовью на изразцах изображаются птицы и чаще других
— петух, этот извечный в народном искусстве символ бодрости и
пробуждения к труду.
Слайд 67Изразец
Можно встретить нахохлившегося индюка. На изразце помещен индюк с распущенным
хвостом, стоящий на цветке.
Слайд 68Изразец
Изредка можно встретить аиста.
Слайд 69Изразец
Бесчисленны интерпретации двуглавого орла, заимствованного из мотивов геральдики. Здесь и
величественные, с пышным оперением, с державой и мечом в пухлых
лапах.
Слайд 70Изразец
Тощие, с редко торчащими перьями, словно общипанные, и свирепые, с
устрашающе раскрытым клювом и выпущенными когтями. Создается впечатление, будто народные
мастера с присущим им юмором всякий раз по-своему осмысляют символ монархии.
Слайд 74Изразец
Изразец с изображением птицы - "оглядышка". На изразце - профильное
изображение птицы с повернутой назад головою, по народной терминологии -
"оглядышка", стоящей на "шаре" - "яблоке". В клюве птица держит ягоду на длиной ветке. Изображение птицы окружено узорной рамкой растительного характера.
Слайд 75 Изразец
Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы "оглядышка" в
узорной раме, дающей законченную форму, при соединении изразцов. Одной ногой
птица опирается на цветок, другая нога на завитке рамы.
Слайд 76Изразец
Профильное изображение птицы с распущенными крыльями и хвостом, поднимающейся с
ветки и несущей в клюве цветок. Трактовка рельефного изображения реалистическая.
Слайд 77Изразец
На изразце изображен павлин с распущенными хвостом, стоящий на овальном
граненом бутоне цветка.
Слайд 78Изразец
На изразце изображена птица, стоящая на одной ноге на цветке.
Птица клюет яблоко, которое держит в другой ноге.
Слайд 79Изразец
На изразце помещена птица, кормящая двух птенцов (по легендарным данным
пеликан кормил птенцов своим мясом). Ноги птицы опираются на лепестки
цветка.
Слайд 83Каргопольская игрушка
Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том,
как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого
времени, найденную в Каргополе, археологи датируют 15 - серединой 16 в.в.
Слайд 84Каргопольская игрушка
В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и
приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные
формы игрушки. Так возникла обтекаемая компактная форма птички-свистульки.
Слайд 85Каргопольская игрушка
Изменялась со временем и техника обработки поверхности. В конце
19 века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку.
Для росписи использовали натуральные природные красители.
Слайд 86Каргопольская игрушка
Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к
70 годам 19 века. В настоящее время в музейных собраниях
сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.
Слайд 87Каргопольская игрушка
В прошлом каргопольские игрушки отличались архаичностью образов, наивной условностью
лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 - 3
цвета. Фигурки монументальны, неподвижны.
Слайд 88Каргопольская игрушка
В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из
одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены.
Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.
Слайд 89
Каргопольская игрушка
Появление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть
в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся
рунической культуры.
В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.
Слайд 90Каргопольская игрушка
Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны.
Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли
свет, радость и счастье.
Слайд 91Каргопольская игрушка
Слепленная из глины женская фигурка с воздетыми к небу
руками и сидящими в них птицами символизирует моление Матери-сырой земли
о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.
Слайд 92Каргопольская игрушка
И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в своё
время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и
делалось со свистками.
Слайд 93Каргопольская игрушка
Свистульки-утушки в Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой
игрушками.
На Троицу и Иванов день устраивали весёлые гулянья. Под
пение "утушки" водили хороводы, парни выбирали невест, тогда же устраивали и крестьянские свадьбы, а жениха и невесту, величая, называли "селезнем" и "утушкой".
Слайд 94Кружево
Сказочная птица-пава считалась символом счастья, любви и благополучия семейной жизни.
То эта птица счастья была белоснежной, как лебедь, то горела
цветными узорами, как сказочная жар-птица, то она представляла обобщенный образ неведомой птицы, то вдруг приобретала определенные черты домашних птиц.
Слайд 95Кружево
В Ярославской губернии часто изображали небольших птичек около несложного куста
с тремя ответвлениями. Обращает внимание также своеобразное изображение у ярославских
кружевниц двуглавого орла, похожего на цветущее растение.
Слайд 96
Кружево
В Нижегородской губернии птица-пава всегда была большого размера с пышным
распущенным хвостом. Ее ноги часто были подогнуты вперед, как будто
она только что приземлилась около цветущего куста после полета.
Слайд 97Кружево
Двуглавые же орлы четкой прорисовкой почти всегда были близки к
изображению герба государства Российского. Xотя встречаются и другие варианты этого
мотива, где его силуэт приближается к очертаниям рядом стоящих растительных форм и поэтому трудно узнаваем.
Слайд 98Кружево
В Вологодской губернии мастерицы наряду с растительными мотивами также изображали
птиц, что позволяло мастерицам проявлять свое понимание традиционного образа.
Птицы-павы
на вологодских кружевах изображались в спокойных позах. Они неторопливо шагают навстречу друг другу.
Слайд 99Кружево
Красочными и многоцветными были сцепные кружева XVIII — XIX веков
Михайловского и Зарайского уездов Рязанской губернии с изображением птиц-пав.
Слайд 100Кружево
Кружева михайловских мастериц по рисунку резко отличались от кружев других
районов. Птицы здесь были и небольшими, скорее похожими на цыплят,
и крупными, напоминающими нижегородских, но какие-то все ершистые с распущенным в разные стороны оперением.
Слайд 101Кружево
А некоторые двуглавые орлы похожи на цветущий куст, где только
при внимательном рассмотрении начинаешь различать где головы, а где лапы.
Встречаются кружева, где цвет был введен в некоторые формы орнамента, особенно в фигуре птицы-павы, придавая ей более сказочный вид.
Слайд 102Лаковая миниатюра
Палех
Холуйская миниатюра
Федоскино
Слайд 103Палех
Бесконечно разнообразен художественный мир миниатюры. Парочки, пляски, тройки, эпические сюжеты,
русские песни, сказки…
Слайд 104Палех
Сама жизнь отражается на изящных, блестящих лаком шкатулках, ларцах, украшениях.
Слайд 105Палех
Все работы преисполнены ярких красок, очень выгодно смотрящихся на чёрном
фоне – это ещё одна особенность палехской лаковой миниатюры.
Слайд 106Палех
Утончённая роспись золотом подчёркивает детали, заставляет работу светиться и переливаться,
наполняя её каким-то особенно добрым, вечным, земным теплом.
Слайд 107Палех
Золото в сочетании с глубоким чёрным фоном придаёт живописи вневременной,
глубинный смысл.
Слайд 108Палех
Рассматривая тонкую роспись, невольно погружаешься в атмосферу сюжета, чувствуешь всей
душой настроение, которое хотел передать мастер.
Слайд 109Палех
Любая сцена приобретает доселе не познанный характер.
Слайд 110Холуйская миниатюра
Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской
области.
Слайд 111Холуйская миниатюра
Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки,
кубышки, игольницы и т. д.
Слайд 112Холуйская миниатюра
Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого
тонов.
Слайд 113Холуйская миниатюра
Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, фольклору, истории
Слайд 114Холуйская миниатюра
Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж.
Слайд 115Холуйская миниатюра
Живопись Холуя отличается большей конкретностью, точностью рисунка по сравнению
с Палехом и Мстерой.
Слайд 116Холуйская миниатюра
Для Холуя типична более крупная трактовка фигур, скупой орнамент.
Слайд 117Холуйская миниатюра
Холуйские миниатюры более реалистичны, чем у Палеха и Мстеры,
но более декоративны, чем в Федоскино.
Слайд 118Федоскино
«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя.
Слайд 119Федоскино
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед
росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь,
или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.
Слайд 120Федоскино
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается
контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном.
Слайд 121Лубок
Излюбленными сюжетами
рисованного лубок являются изображения сладкоголосых полуптиц-полудев Сирина
и Алконоста.
Слайд 122Лубок
Согласно легенде пение птицедевы Сирин так сладостно, что человек, заслышав
его, забывает обо всем и идет за ней, не в
силах остановиться, пока не умирает от усталости.
Слайд 123Лубок
Художники обычно изображали человека, завороженно слушающего птицу, сидящую на огромном
кусте, усеянном цветами и плодами, а чуть ниже — он
лежал мертвый на земле.
Слайд 124Лубок
Чтобы прогнать птицу, люди пугают ее шумом: бьют в барабаны,
трубят в трубы, стреляют из пушек, на нескольких листах видим
колокольни со звенящими колоколами.
Слайд 125Лубок
Другая райская птица, Алконост, по облику весьма схожа с Сирином,
но имеет одно существенное отличие — она всегда изображена с
руками.
Слайд 126Лубок
Нередко в руке Алконост держит свиток с изречением о воздаянии
в раю за праведную жизнь на земле.
Слайд 127Лубок
По легенде, Алконост своим воздействием на человека близок сладкоголосому Сирину.
«Кто во близости ея будет, той все в мире сем
позабудет, тогда ум от него отходит и душа его от тела исходит...»
Слайд 128Полхов-Майдан
Творческие традиции местного населения в селе Полховский Майдан Горьковской области
имеют по крайней мере вековую историю.
Слайд 129Полхов-Майдан
Здесь создаются яркие, красочные «тарарушки».
Старинное слово «тарара» — язык,
со временем снизило свое смысловое значение до слова «болтовня». Отсюда
«тарарушки» — не для серьезного занятия вещи, а просто для забавы.
Слайд 130Полхов-Майдан
Нарядные веселые матрешки, майданские птички-свистульки, коробочки, декоративные тарелки привлекают внимание
многих любителей народного искусства.
Слайд 131Полхов-Майдан
И форма и характер росписи полхов-майданских изделий необычны. Деревянные птицы-свистульки
расписаны яркими красными, желтыми, малиновыми, синими и зелеными красками.
Слайд 132Полхов-Майдан
Основной мотив росписи — цветы и ягоды. Узор, как правило,
«наведен» (сделан предварительно черный контур), а потом раскрашен.
Среди живописных мотивов
часто встречаются птицы.
Слайд 133Полхов-Майдан
Последнее время все чаще встречаются сюжетные сцены в овале: лебеди
на воде, петухи и куры с цыплятами во дворе.
Слайд 134
Полхов-Майдан
На предварительно загрунтованную крахмалом поверхность деревянных изделий наносят пером или
тушью черный контур растительного орнамента. Затем рисунок ярко расцвечивают.
Слайд 135Пряники
Пряники в России всегда были излюбленным лакомством.
Слайд 136Пряники
Пряники — так назвали их за пряный вкус и аромат
— имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои
вкусовые качества.
Слайд 137Пряники
Когда-то специально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в
виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения, а
потом их можно было съесть.
Слайд 138Пряники
К весенним праздникам выпекали жаворонков как символ весны и пробуждающейся
природы.
Слайд 139Пряники
Богато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе невесте и
имениннику на день рождения.
Слайд 140Пряники
По форме пряники были очень разнообразными. С изображением птиц делали
пряники для детей.
Слайд 141
По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида:
лепные
вырезные
печатные
Слайд 142Лепные пряники
Сегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость, сохранившаяся
на территории русского Севеpa под названием “козули”.
Слайд 143Лепные пряники
Их традиционные персонажи - утица, тетерка с птенцами -
уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии.
Слайд 144Лепные пряники
Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось -
их лепили из теста прямо руками.
Слайд 145Лепные пряники
Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства
пекаря, от его умения в условной декоративной манере передавать самое
характерное.
Слайд 146Лепные пряники
Лепной пряник подчас представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру.
Слайд 147Вырезные пряники
Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой
в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в
тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры.
Слайд 148Вырезные пряники
Появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к
1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники
благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными.
Слайд 149Вырезные пряники
Их широкое распространение, предопределило и разнообразие художественных решений: мягкий,
линейный рисунок, заполняющий плоскость пряника, яркая расцветка сахарной глазурью.
Слайд 150Печатные пряники
Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами - так
называемыми пряничными досками.
Слайд 151Печатные пряники
Иногда на пряниках выполнялись разные надписи.
Слайд 152Печатные пряники
Пряничные доски делали резчики по дереву. Доски были для
одного, двух, четырех и даже для 120 пряников одновременно.
Слайд 153Печатные пряники
Наиболее популярными мотивами досок для "подносных" пряников были двуглавый
орел с атрибутами царского отличия,
Слайд 154Печатные пряники
Сказочные терема с шатровыми крышами, увенчанные двуглавыми орлами
Слайд 155Печатные пряники
Сложные декоративные композиции, насыщенные растительным орнаментом, райскими птицами, цветами,
а также птицы Сирин и Алконоста.
Слайд 156Печатные пряники
Вырезанные на доске птицы выглядят живыми и нарядными
Слайд 158Пермогорская роспись
Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги
нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные
цветы.
Слайд 159Пермогорская роспись
Среди них кустики из округленных листьев, Сирины, нарядные сказочные
птицы.
Слайд 160Пермогорская роспись
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона
и красный основной цвет узора.
Слайд 161Пермогорская роспись
Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными,
сопутствующими.
Слайд 162Пермогорская роспись
Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который
наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на
белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.
Слайд 163Пермогорская роспись
Роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной
росписи: древо Жизни, птица Сирин.
Слайд 164Пермогорская роспись
Круг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик, украшали
деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы.
Слайд 165Пермогорская роспись
Но больше всего расписывались прялки.
Слайд 166Скопинская керамика
Диковинные сосуды, у которых тулово может быть в виде
занятных зверей.
Слайд 167Скопинская керамика
Такие чудо-сосуды народного гончарного искусство продолжают жить и сегодня
в Скопине на Рязанской земле.
Слайд 168Скопинская керамика
Наивысшего рассвета оригинальные изделия Скопина достигли во второй половине
XIX века.
Слайд 169Скопинская керамика
Здесь лепили кумганы в виде птиц.
Кумган – большой кувшин,
сосуд для умывания.
Слайд 170Филимоновская игрушка
Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки – это
птицы.
Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая,
счастливой семьи.
Слайд 171Филимоновская игрушка
Чаще всего изображали куриц и петухов.
Слайд 172Филимоновская игрушка
Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией.
Слайд 173Филимоновская игрушка
Главное в игрушке – свисток, он всегда находится в
хвосте птиц. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу.
В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.
Слайд 174Филимоновская игрушка
В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг
- солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и
плодородия.
Слайд 175Филимоновская игрушка
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, –
ее смелая роспись. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и
роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы стали использовать анилиновые краски. Краски стали более стойкими и яркими
Слайд 176Филимоновская игрушка
Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками
– желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме
того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый.
Слайд 177Филимоновская игрушка
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои
краски. Гамма цветового решения почти не меняется.
Слайд 178Хохлома
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов.
Слайд 179Хохлома
Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения
драгоценного металла и своеобразная растительнотравная роспись.
Слайд 180Хохлома
Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.
Слайд 181Хохлома
Птицы написаны «жаркими» цветами. Они словно сказочные жар-птицы среди волшебных
цветов и плодов.
Слайд 182Хохлома
У петуха в хохломской росписи образ другой. Он имеет скругленные,
мягкие формы, которые похожи на лепестки и украшены плавными завитками.
Слайд 183
Хохлома
Петухи необычайно величавы. Огненными языками разметался пышный хвост и крылья.
Пламенея, взметнулся гребешок, венчающий голову птицы. И чтобы красный цвет
ярче горел, мастер добавляет в роспись цвет чёрный.
Слайд 184Хохлома
А большой ковш "курица" напоминает добрую сказочную птицу. Как жар
горят её причудливые перья, превращаясь в затейливые цветы и узоры.
Огненно-красный цвет ковша и золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые. Они блестят золотистым металлическим блеском.
Слайд 185Щепная птица
Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными
щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы
мирно «дремали» весь день.
Слайд 186Щепная птица
А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом
у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг
оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
Слайд 187Щепная птица
Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом,
где обычно стоял самовар. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь
к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться.
Слайд 188Щепная птица
Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого
- крылья.
Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие
пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура
дерева.
Слайд 189
Щепная птица
Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому
что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем
оно
приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер.
Слайд 190Щепная птица
Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное
очарование:
лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу
изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица
.
Слайд 191При подготовке презентации
использовались
интернет-ресурсы: yandex.ru