Разделы презентаций


Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве

Содержание

СодержаниеАбашевская игрушкаВышивкаГжельГородецДеревянная посудаДымковская игрушкаИзразецКаргопольская игрушкаКружевоЛаковая миниатюраЛубокПолхов-МайданПряникиПермогорская росписьСкопинская керамикаФилимоновская игрушкаХохломаЩепная птица

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве
Презентация - справочник
Авдеева Светлана Николаевна, учитель

изобразительного искусства,
МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»
г. Дубны

Московской области»
Образ птицы в декоративно-прикладном искусствеПрезентация - справочникАвдеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Слайд 2Содержание
Абашевская игрушка
Вышивка
Гжель
Городец
Деревянная посуда
Дымковская игрушка
Изразец

Каргопольская игрушка
Кружево
Лаковая миниатюра
Лубок
Полхов-Майдан
Пряники



Пермогорская роспись
Скопинская керамика
Филимоновская игрушка
Хохлома
Щепная птица

СодержаниеАбашевская игрушкаВышивкаГжельГородецДеревянная посудаДымковская игрушкаИзразецКаргопольская игрушкаКружевоЛаковая миниатюраЛубокПолхов-МайданПряникиПермогорская росписьСкопинская керамикаФилимоновская игрушкаХохломаЩепная птица

Слайд 3Абашевская игрушка
Глиняные фигурки, с головы до ног плотным слоем покрашенные

масляной краской, а поверх покрыты лаком до блеска..
Однако сохранившиеся

в музеях немногие образцы абашевских игрушек начала нашего столетия дают основание считать, что игрушки не окрашивались, а покрывались глазурью неброских цветовых оттенков.


Абашевская игрушкаГлиняные фигурки, с головы до ног плотным слоем покрашенные масляной краской, а поверх покрыты лаком до

Слайд 4Абашевская игрушка
Абашевские мастера избегают пользоваться красками открытых цветов — их

палитра представлена цветами более сложными, приглушенными, а это, в свою

очередь, освобождает керамику от присущих детским игрушкам черт простодушия и переводит ее в план скульптуры.


Абашевская игрушкаАбашевские мастера избегают пользоваться красками открытых цветов — их палитра представлена цветами более сложными, приглушенными, а

Слайд 5Абашевская игрушка
Изображениям птиц присущ монументальный характер. Ну как не подивиться,

глядя на абашевских кур с утками: батюшки-светы, да за что

же им, худородным, честь такая — словно с герба старинного, с княжеского сошли...


Абашевская игрушкаИзображениям птиц присущ монументальный характер. Ну как не подивиться, глядя на абашевских кур с утками: батюшки-светы,

Слайд 6Абашевская игрушка
Прослеживаемый у абашевских гончаров своеобразный культ «венчания» головы животных

распространяется и на птицу — украшения их голов соблазнительно сравнить

с кокошниками.


Абашевская игрушкаПрослеживаемый у абашевских гончаров своеобразный культ «венчания» головы животных распространяется и на птицу — украшения их

Слайд 7Абашевская игрушка
В корне природы абашевской пластики лежит удивительное умение ее

мастеров освободить форму от каких бы то ни было признаков

натурализма. Строению изделий своих они, кажется, придают такую устойчивость, что из состояния покоя их не выведешь. Энергичный, островпечатляющий силуэт.


Абашевская игрушкаВ корне природы абашевской пластики лежит удивительное умение ее мастеров освободить форму от каких бы то

Слайд 8Вышивка
Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности

очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала

хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших.


ВышивкаОбраз птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет,

Слайд 9Вышивка
Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже

в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает

осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи.


ВышивкаСюжет

Слайд 10Вышивка
Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и

"красном петухе".


ВышивкаСолнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и

Слайд 11Вышивка
К птице как символу Солнца примыкает появившаяся в русской вышивке

в XI веке птица-пава. Скорее всего, пава как узор была

заимствована из искусства Византии - в нем павлин был одним из любимых мотивов.


ВышивкаК птице как символу Солнца примыкает появившаяся в русской вышивке в XI веке птица-пава. Скорее всего, пава

Слайд 12Вышивка
Длинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически

это - птица-Солнце. При этом иконография павы очень разнообразна -

в разных областях павам меняли пропорции, увеличивали или уменьшали хвост, добавляли хохолок на голове (иногда изображавший Солнечное колесо), и.т.п.


ВышивкаДлинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически это - птица-Солнце. При этом иконография павы

Слайд 13Вышивка
Изображение павы всегда было в профиль, с поднятым крылом и

огромным хвостом.

ВышивкаИзображение павы всегда было в профиль, с поднятым крылом и огромным хвостом.

Слайд 14Вышивка
Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз

в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и

на небесном Древе должны быть свои птицы.


ВышивкаСюжет

Слайд 15Вышивка
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около

дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни. В русском язычестве

птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.


ВышивкаОднако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Слайд 16Вышивка
Изображения водоплавающих птиц (лебедей) на женских и девичьих головных уборах

и одежде в приморских районах севера России связано с почитанием

лебедя.


ВышивкаИзображения водоплавающих птиц (лебедей) на женских и девичьих головных уборах и одежде в приморских районах севера России

Слайд 17Вышивка
Кроме того, лебеди парами присутствуют в свадебной символике, например, на

свадебных полотенцах и поясах. Часто "лебядки" дополняются снизу "водным зигзагом",

чтобы уж ни у кого не возникло сомнения в том, что это за птицы.


ВышивкаКроме того, лебеди парами присутствуют в свадебной символике, например, на свадебных полотенцах и поясах. Часто

Слайд 18Вышивка
Еще один вариант "птичьего" узора - "курушки". Курица почиталась славянами

как символ женского плодородия, поэтому курушек вышивали на одежде женщин

детородного возраста.


ВышивкаЕще один вариант

Слайд 19Вышивка
Встречаются несколько видов композиций с курушками. Это может быть просто

"курица с цыплятами", "утица с утятами". Также есть изображения нескольких

мелких птиц внутри одной большой. И тот, и другой вариант безошибочно читается как заклятие на многочадие.


ВышивкаВстречаются несколько видов композиций с курушками. Это может быть просто

Слайд 20Вышивка
Довольно часто использовалось и изображение петуха или павлина в тамбурной,

строчевой вышивке: на концах полотенец, подолах рубах.


ВышивкаДовольно часто использовалось и изображение петуха или павлина в тамбурной, строчевой вышивке: на концах полотенец, подолах рубах.

Слайд 21Вышивка
Изображение птицы Сирин тоже относится к "птичьим" мотивам. Оно появляется

в вышивке в XVIII веке. Видимо, это связано с предшествовавшим

распространением лубочных картинок в XVII веке. Эти картинки создавали зрительный ряд для старинных народных мифологических и сказочных сюжетов.


ВышивкаИзображение птицы Сирин тоже относится к

Слайд 22Вышивка
Мастерицы стали вышивать Сирин золотой нитью на бархатных головных уборах,

тамбурным швом на концах полотенец, строчевым шитьем на подзорах. Часто

фигура Сирин сопровождается растительными мотивами, а то и вышитым текстом с именем мастерицы или цитатой из сказания.


ВышивкаМастерицы стали вышивать Сирин золотой нитью на бархатных головных уборах, тамбурным швом на концах полотенец, строчевым шитьем

Слайд 23Вышивка
С конца XVIII века в вышивке (преимущественно в городской) появляются

сюжеты с геральдическим двуглавым орлом. Двуглавая птица (вариант "солнечной ладьи")

была привычным мотивом для народной вышивки, поэтому кое-где геральдический орел просто "вписался" в готовый смысловой ряд.


ВышивкаС конца XVIII века в вышивке (преимущественно в городской) появляются сюжеты с геральдическим двуглавым орлом. Двуглавая птица

Слайд 24Гжель
Кто из нас не видел посуду, расписанную под гжель?

Между прочим, синяя птица - один из любимых мотивов этой

русской народной росписи.


Гжель Кто из нас не видел посуду, расписанную под гжель? Между прочим, синяя птица - один из

Слайд 25Гжель
Стиль росписи Гжели напоминает прохладу синих вечеров, голубизну неба и

белоснежные просторы. Кажется, что белая метель синие цветы запорошила, как

в песне поётся.



ГжельСтиль росписи Гжели напоминает прохладу синих вечеров, голубизну неба и белоснежные просторы. Кажется, что белая метель синие

Слайд 26Гжель
Гжель - это колыбель и основной центр производства русской керамики.

Гжель ассоциируются с красотой и гармонией, сказкой и былью. В

декоре узнаются любимые народом сказочные птицы.


ГжельГжель - это колыбель и основной центр производства русской керамики. Гжель ассоциируются с красотой и гармонией, сказкой

Слайд 27Гжель
Орнаментальные композиции, словно снежное кружево, искрятся на белой поверхности фарфора.

Традиционные гжельские розы, колокольчики и полевые травы - все цветы

России сплетаются в гирлянды и букеты. Персонажи словно обрамлены в фантастически плетеные мотивы.


ГжельОрнаментальные композиции, словно снежное кружево, искрятся на белой поверхности фарфора. Традиционные гжельские розы, колокольчики и полевые травы

Слайд 28Гжель
Здесь и сказочная птица Сирин.

ГжельЗдесь и сказочная птица Сирин.

Слайд 29Гжель
Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций

синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его

переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого.


ГжельБольшое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой

Слайд 30Гжель
Художники, создавая свои произведения, берут сюжеты и сцены из окружающей

природы и создают свой самостоятельный декоративный запоминающийся образ.


ГжельХудожники, создавая свои произведения, берут сюжеты и сцены из окружающей природы и создают свой самостоятельный декоративный запоминающийся

Слайд 31Гжель
Петух с гжельской посуды, как и гжельские цветы, - воздушный.

Темно-синие мазки, которыми изображены большие перья на крыльях, хвосте и

хохолок, располагаются поверх бледно-синего фона.


ГжельПетух с гжельской посуды, как и гжельские цветы, - воздушный. Темно-синие мазки, которыми изображены большие перья на

Слайд 32Гжель
Это петух гордый и смелый. Его решительная осанка, поднятая голова,

уверенная поступь говорят о характере птицы. Контраст широких синих мазков

и изящных тонких линий растений создает образ романтический.


ГжельЭто петух гордый и смелый. Его решительная осанка, поднятая голова, уверенная поступь говорят о характере птицы. Контраст

Слайд 33Городец
Городецкая птица является символом семейного счастья.

ГородецГородецкая птица является символом семейного счастья.

Слайд 34Городец
Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и

насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.

ГородецПтиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная

Слайд 35Городец
В городецкой росписи распространена цветочная композиция с включением мотива «птица».

Его можно увидеть на блюдах,

ГородецВ городецкой росписи распространена цветочная композиция с включением мотива «птица». Его можно увидеть на блюдах,

Слайд 36Городец
разделочных досках,

Городецразделочных досках,

Слайд 37Городец
шкатулках и хлебницах,

Городецшкатулках и хлебницах,

Слайд 38Городец
детской мебели.

Городецдетской мебели.

Слайд 39Городец
В изделиях с изображением птицы мотивы могут быть симметричны. Они

располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

ГородецВ изделиях с изображением птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри

Слайд 40Городец
Выполняя композицию на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию

внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок,

то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна.


ГородецВыполняя композицию на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит

Слайд 41Городец
Городецкие мастера пишут узоры не только на фоне дерева, но

и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных

и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.


ГородецГородецкие мастера пишут узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они

Слайд 42Городец
Вводимый в орнамент зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так,

изображение мотива «петух» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи,

успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.


ГородецВводимый в орнамент зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» трактуется как вестник солнца,

Слайд 43Городец
Петух в городецкой росписи может быть густого черного цвета. Его

форма похожа на каплю, как и те белые мазочки-перышки, которыми

украшено его крыло.
Красный хвост больше напоминает плавник; тонкие линии, нарисованные поверх красного фона, делают его колючим.
 


ГородецПетух в городецкой росписи может быть густого черного цвета. Его форма похожа на каплю, как и те

Слайд 44Деревянная посуда
Ковш скопкарь
Солоница утица
Ложка


Деревянная посудаКовш скопкарьСолоница утицаЛожка

Слайд 45Ковш скопкарь
Большой, долбленный из корня сосуд для хмельных напитков выносился

только к праздничному столу. По-видимому, он сохранил древнюю языческую ритуальную

форму. По существу, это настоящая деревянная скульптура, изображающая плывущую по воде птицу.


Ковш скопкарьБольшой, долбленный из корня сосуд для хмельных напитков выносился только к праздничному столу. По-видимому, он сохранил

Слайд 46Ковш скопкарь
Красота пластического образа сочетается с утилитарным назначением предмета. Округлые

линии немного расплюснутой чаши-тулова с краями, чуть наклоненными внутрь, продолжают

свой певучий и плавный ритм в слегка откинутой назад голове птицы, в красивом изгибе огромного клюва, который, как и широкий хвост, служил второй ручкой.


Ковш скопкарьКрасота пластического образа сочетается с утилитарным назначением предмета. Округлые линии немного расплюснутой чаши-тулова с краями, чуть

Слайд 47Ковш скопкарь
Роспись, которая покрывает весь скопкарь, прекрасно подчеркивает его форму

и делает предмет еще более парадным. Грудь скопкаря украшает огромная

розетка, край которой образует строй изогнутых в одну сторону листиков. Гибкие растительные побеги вторят плавным линиям сосуда, фантастические птицы, вписанные в узор, очень пластичные по форме, не нарушают общего движения и ритма росписи. Организует всю эту подвижную композицию узкий поясок геометрического орнамента из треугольников, который обегает сосуд по краю.


Ковш скопкарьРоспись, которая покрывает весь скопкарь, прекрасно подчеркивает его форму и делает предмет еще более парадным. Грудь

Слайд 48Солоница утица
Утица для многих районов Архангельской области, в частности, для

всей Северной Двины, была самой распространенной формой солоницы. Образ утицы

когда-то тесно связывался со свадебным обрядом. Ее считали в народе покровительницей семейного счастья.


Солоница утицаУтица для многих районов Архангельской области, в частности, для всей Северной Двины, была самой распространенной формой

Слайд 49Солоница утица
Солоница в виде плывущей утицы. Большой утиный клюв соединен

с грудью уточки и образовавшаяся петля служит удобной ручкой. Съемная

спинка (крышка солоницы) укреплена на вертлюге и отводится в сторону. Форма солоницы очень устойчива и монументальна.


Солоница утицаСолоница в виде плывущей утицы. Большой утиный клюв соединен с грудью уточки и образовавшаяся петля служит

Слайд 50Солоница утица
Тонко уловлен основной характер силуэта. Манера резьбы очень уверенная.

Мастер лепит форму крупными массами, достигая большой пластической выразительности. В

спинке утицы сделано углубление для соли, крышки нет.


Солоница утицаТонко уловлен основной характер силуэта. Манера резьбы очень уверенная. Мастер лепит форму крупными массами, достигая большой

Слайд 51Ложка
Наиболее древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение. У нее вытянутый,

яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что

придает ей образ плывущей, птицы.


ЛожкаНаиболее древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся

Слайд 52Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Слайд 53Дымковская игрушка
Дымковская игрушка (вятская игрушка, кировская игрушка) - глиняные лепные

расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек).

Дымковская игрушкаДымковская игрушка (вятская игрушка, кировская игрушка) - глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в

Слайд 54Дымковская игрушка
Свистульки - конь, всадник, птица - восходят к древним

магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Вплоть

до XXв. их производство было приурочено к весеннему празднику Свистунья ("свистопляска").


Дымковская игрушкаСвистульки - конь, всадник, птица - восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими

Слайд 55Разнообразно представлен у мастериц мир птиц - кого здесь только

нет: утки,

Разнообразно представлен у мастериц мир птиц - кого здесь только нет: утки,

Слайд 56куры,

куры,

Слайд 57индюки
“Индюк”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок.

А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной бороды. Чувствуется

какая-то смешная важность этой птицы.


индюки“Индюк”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой

Слайд 58Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы!

Голосисты эти птицы  И нарядны, словно ситцы!

Слайд 59Дымковская игрушка
Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все

расписаны бока. Всех нарядом удивил Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем

не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напышен, горделив. Смотрит свысока вокруг. Птица важная – индюк.


Дымковская игрушка	Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный.  У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом

Слайд 60Дымковская игрушка
Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе

обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и

красным гребнем, похожим на причудливый цветок.


Дымковская игрушкаНародная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим

Слайд 61Дымковская игрушка
Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его

груди всегда сияет круг -символ солнца.

Дымковская игрушкаДымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Слайд 62Изразец

Изразец (кафель) – керамическая плитка для облицовки стен, печей и

т.д.

ИзразецИзразец (кафель) – керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.д.

Слайд 63Изразец
«…Мастеров изразцового искусства в наши дни мало, они буквально наперечет.

Но сказочные керамические картинки – будь то созданные по старинным

образцам или по современным сюжетам – вызывают у неравнодушного зрителя всплеск эмоций.


Изразец«…Мастеров изразцового искусства в наши дни мало, они буквально наперечет. Но сказочные керамические картинки – будь то

Слайд 64Изразец
Чудные, необыкновенные по своему разнообразию, созданные талантливейшими людьми изразцовые панно,

печи, кокошники, элементы церковного декора – все это дарит внутреннее

тепло, которого нам так не хватает в наше время.


ИзразецЧудные, необыкновенные по своему разнообразию, созданные талантливейшими людьми изразцовые панно, печи, кокошники, элементы церковного декора – все

Слайд 65Изразец
В бесчисленных изображениях животных и птиц проявляется наблюдательность художника, порой

очень тонкое восприятие форм живой природы.

ИзразецВ бесчисленных изображениях животных и птиц проявляется наблюдательность художника, порой очень тонкое восприятие форм живой природы.

Слайд 66Изразец
С особой любовью на изразцах изображаются птицы и чаще других

— петух, этот извечный в народном искусстве символ бодрости и

пробуждения к труду.


ИзразецС особой любовью на изразцах изображаются птицы и чаще других — петух, этот извечный в народном искусстве

Слайд 67Изразец
Можно встретить нахохлившегося индюка. На изразце помещен индюк с распущенным

хвостом, стоящий на цветке.


ИзразецМожно встретить нахохлившегося индюка. На изразце помещен индюк с распущенным хвостом, стоящий на цветке.

Слайд 68Изразец
Изредка можно встретить аиста.

ИзразецИзредка можно встретить аиста.

Слайд 69Изразец
Бесчисленны интерпретации двуглавого орла, заимствованного из мотивов геральдики. Здесь и

величественные, с пышным оперением, с державой и мечом в пухлых

лапах.


ИзразецБесчисленны интерпретации двуглавого орла, заимствованного из мотивов геральдики. Здесь и величественные, с пышным оперением, с державой и

Слайд 70Изразец
Тощие, с редко торчащими перьями, словно общипанные, и свирепые, с

устрашающе раскрытым клювом и выпущенными когтями. Создается впечатление, будто народные

мастера с присущим им юмором всякий раз по-своему осмысляют символ монархии.


ИзразецТощие, с редко торчащими перьями, словно общипанные, и свирепые, с устрашающе раскрытым клювом и выпущенными когтями. Создается

Слайд 71Изразец: Птица Сирин

Изразец: Птица Сирин

Слайд 72
Изразец: Птица Сирин

Изразец: Птица Сирин

Слайд 73Изразец: Жар-птица

Изразец: Жар-птица

Слайд 74Изразец
Изразец с изображением птицы - "оглядышка". На изразце - профильное

изображение птицы с повернутой назад головою, по народной терминологии -

"оглядышка", стоящей на "шаре" - "яблоке". В клюве птица держит ягоду на длиной ветке. Изображение птицы окружено узорной рамкой растительного характера.


ИзразецИзразец с изображением птицы -

Слайд 75 Изразец
Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы "оглядышка" в

узорной раме, дающей законченную форму, при соединении изразцов. Одной ногой

птица опирается на цветок, другая нога на завитке рамы.


ИзразецМногоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы

Слайд 76Изразец
Профильное изображение птицы с распущенными крыльями и хвостом, поднимающейся с

ветки и несущей в клюве цветок. Трактовка рельефного изображения реалистическая.



ИзразецПрофильное изображение птицы с распущенными крыльями и хвостом, поднимающейся с ветки и несущей в клюве цветок. Трактовка

Слайд 77Изразец
На изразце изображен павлин с распущенными хвостом, стоящий на овальном

граненом бутоне цветка.

ИзразецНа изразце изображен павлин с распущенными хвостом, стоящий на овальном граненом бутоне цветка.

Слайд 78Изразец
На изразце изображена птица, стоящая на одной ноге на цветке.

Птица клюет яблоко, которое держит в другой ноге.

ИзразецНа изразце изображена птица, стоящая на одной ноге на цветке. Птица клюет яблоко, которое держит в другой

Слайд 79Изразец
На изразце помещена птица, кормящая двух птенцов (по легендарным данным

пеликан кормил птенцов своим мясом). Ноги птицы опираются на лепестки

цветка.


ИзразецНа изразце помещена птица, кормящая двух птенцов (по легендарным данным пеликан кормил птенцов своим мясом). Ноги птицы

Слайд 80Изразец: Сова

Изразец: Сова

Слайд 81Изразец: Птица, смотрящая вверх

Изразец: Птица, смотрящая вверх

Слайд 82Изразец: Птица с виноградом

Изразец: Птица с виноградом

Слайд 83Каргопольская игрушка
Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том,

как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого

времени, найденную в Каргополе, археологи датируют 15 - серединой 16 в.в.


Каргопольская игрушкаИзготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало.

Слайд 84Каргопольская игрушка
В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и

приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные

формы игрушки. Так возникла обтекаемая компактная форма птички-свистульки.


Каргопольская игрушкаВ течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее

Слайд 85Каргопольская игрушка

Изменялась со временем и техника обработки поверхности. В конце

19 века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку.

Для росписи использовали натуральные природные красители.
Каргопольская игрушкаИзменялась со временем и техника обработки поверхности. В конце 19 века для увеличения спроса начинают делать

Слайд 86Каргопольская игрушка
Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к

70 годам 19 века. В настоящее время в музейных собраниях

сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.


Каргопольская игрушкаСамые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В настоящее время

Слайд 87Каргопольская игрушка

В прошлом каргопольские игрушки отличались архаичностью образов, наивной условностью

лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 - 3

цвета. Фигурки монументальны, неподвижны.

Каргопольская игрушкаВ прошлом каргопольские игрушки отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в

Слайд 88Каргопольская игрушка

В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из

одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены.

Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.

Каргопольская игрушкаВ большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного.

Слайд 89
Каргопольская игрушка
Появление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть

в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся

рунической культуры. В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.
Каргопольская игрушкаПоявление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически

Слайд 90Каргопольская игрушка
Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны.

Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли

свет, радость и счастье.


Каргопольская игрушкаПтицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они

Слайд 91Каргопольская игрушка
Слепленная из глины женская фигурка с воздетыми к небу

руками и сидящими в них птицами символизирует моление Матери-сырой земли

о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.


Каргопольская игрушкаСлепленная из глины женская фигурка с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами символизирует

Слайд 92Каргопольская игрушка
И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в своё

время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и

делалось со свистками.


Каргопольская игрушкаИ именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в своё время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило

Слайд 93Каргопольская игрушка
Свистульки-утушки в Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой

игрушками. На Троицу и Иванов день устраивали весёлые гулянья. Под

пение "утушки" водили хороводы, парни выбирали невест, тогда же устраивали и крестьянские свадьбы, а жениха и невесту, величая, называли "селезнем" и "утушкой".


Каргопольская игрушкаСвистульки-утушки в Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой игрушками.  На Троицу и Иванов день

Слайд 94Кружево
Сказочная птица-пава считалась символом счастья, любви и благополучия семейной жизни.

То эта птица счастья была белоснежной, как лебедь, то горела

цветными узорами, как сказочная жар-птица, то она представляла обобщенный образ неведомой птицы, то вдруг приобретала определенные черты домашних птиц.



КружевоСказочная птица-пава считалась символом счастья, любви и благополучия семейной жизни. То эта птица счастья была белоснежной, как

Слайд 95Кружево
В Ярославской губернии часто изображали небольших птичек около несложного куста

с тремя ответвлениями. Обращает внимание также своеобразное изображение у ярославских

кружевниц двуглавого орла, похожего на цветущее растение.


КружевоВ Ярославской губернии часто изображали небольших птичек около несложного куста с тремя ответвлениями. Обращает внимание также своеобразное

Слайд 96
Кружево
В Нижегородской губернии птица-пава всегда была большого размера с пышным

распущенным хвостом. Ее ноги часто были подогнуты вперед, как будто

она только что приземлилась около цветущего куста после полета.
КружевоВ Нижегородской губернии птица-пава всегда была большого размера с пышным распущенным хвостом. Ее ноги часто были подогнуты

Слайд 97Кружево
Двуглавые же орлы четкой прорисовкой почти всегда были близки к

изображению герба государства Российского. Xотя встречаются и другие варианты этого

мотива, где его силуэт приближается к очертаниям рядом стоящих растительных форм и поэтому трудно узнаваем.


КружевоДвуглавые же орлы четкой прорисовкой почти всегда были близки к изображению герба государства Российского. Xотя встречаются и

Слайд 98Кружево
В Вологодской губернии мастерицы наряду с растительными мотивами также изображали

птиц, что позволяло мастерицам проявлять свое понимание традиционного образа.
Птицы-павы

на вологодских кружевах изображались в спокойных позах. Они неторопливо шагают навстречу друг другу.



КружевоВ Вологодской губернии мастерицы наряду с растительными мотивами также изображали птиц, что позволяло мастерицам проявлять свое понимание

Слайд 99Кружево
Красочными и многоцветными были сцепные кружева XVIII — XIX веков

Михайловского и Зарайского уездов Рязанской губернии с изображением птиц-пав.

КружевоКрасочными и многоцветными были сцепные кружева XVIII — XIX веков Михайловского и Зарайского уездов Рязанской губернии с

Слайд 100Кружево
Кружева михайловских мастериц по рисунку резко отличались от кружев других

районов. Птицы здесь были и небольшими, скорее похожими на цыплят,

и крупными, напоминающими нижегородских, но какие-то все ершистые с распущенным в разные стороны оперением.


КружевоКружева михайловских мастериц по рисунку резко отличались от кружев других районов. Птицы здесь были и небольшими, скорее

Слайд 101Кружево
А некоторые двуглавые орлы похожи на цветущий куст, где только

при внимательном рассмотрении начинаешь различать где головы, а где лапы.

Встречаются кружева, где цвет был введен в некоторые формы орнамента, особенно в фигуре птицы-павы, придавая ей более сказочный вид.


КружевоА некоторые двуглавые орлы похожи на цветущий куст, где только при внимательном рассмотрении начинаешь различать где головы,

Слайд 102Лаковая миниатюра
Палех
Холуйская миниатюра
Федоскино


Лаковая миниатюраПалехХолуйская миниатюраФедоскино

Слайд 103Палех
Бесконечно разнообразен художественный мир миниатюры. Парочки, пляски, тройки, эпические сюжеты,

русские песни, сказки…

ПалехБесконечно разнообразен художественный мир миниатюры. Парочки, пляски, тройки, эпические сюжеты, русские песни, сказки…

Слайд 104Палех
Сама жизнь отражается на изящных, блестящих лаком шкатулках, ларцах, украшениях.

ПалехСама жизнь отражается на изящных, блестящих лаком шкатулках, ларцах, украшениях.

Слайд 105Палех
Все работы преисполнены ярких красок, очень выгодно смотрящихся на чёрном

фоне – это ещё одна особенность палехской лаковой миниатюры.

ПалехВсе работы преисполнены ярких красок, очень выгодно смотрящихся на чёрном фоне – это ещё одна особенность палехской

Слайд 106Палех
Утончённая роспись золотом подчёркивает детали, заставляет работу светиться и переливаться,

наполняя её каким-то особенно добрым, вечным, земным теплом.

ПалехУтончённая роспись золотом подчёркивает детали, заставляет работу светиться и переливаться, наполняя её каким-то особенно добрым, вечным, земным

Слайд 107Палех
Золото в сочетании с глубоким чёрным фоном придаёт живописи вневременной,

глубинный смысл.

ПалехЗолото в сочетании с глубоким чёрным фоном придаёт живописи вневременной, глубинный смысл.

Слайд 108Палех
Рассматривая тонкую роспись, невольно погружаешься в атмосферу сюжета, чувствуешь всей

душой настроение, которое хотел передать мастер.


ПалехРассматривая тонкую роспись, невольно погружаешься в атмосферу сюжета, чувствуешь всей душой настроение, которое хотел передать мастер.

Слайд 109Палех
Любая сцена приобретает доселе не познанный характер.

ПалехЛюбая сцена приобретает доселе не познанный характер.

Слайд 110Холуйская миниатюра
Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской

области.

Холуйская миниатюраХолуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области.

Слайд 111Холуйская миниатюра
Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки,

кубышки, игольницы и т. д.


Холуйская миниатюраЛаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Слайд 112Холуйская миниатюра
Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого

тонов.

Холуйская миниатюраГлавным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.

Слайд 113Холуйская миниатюра
Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, фольклору, истории

Холуйская миниатюраХолуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, фольклору, истории

Слайд 114Холуйская миниатюра
Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж.


Холуйская миниатюраОсобое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж.

Слайд 115Холуйская миниатюра
Живопись Холуя отличается большей конкретностью, точностью рисунка по сравнению

с Палехом и Мстерой.

Холуйская миниатюраЖивопись Холуя отличается большей конкретностью, точностью рисунка по сравнению с Палехом и Мстерой.

Слайд 116Холуйская миниатюра
Для Холуя типична более крупная трактовка фигур, скупой орнамент.




Холуйская миниатюраДля Холуя типична более крупная трактовка фигур, скупой орнамент.

Слайд 117Холуйская миниатюра
Холуйские миниатюры более реалистичны, чем у Палеха и Мстеры,

но более декоративны, чем в Федоскино.

Холуйская миниатюраХолуйские миниатюры более реалистичны, чем у Палеха и Мстеры, но более декоративны, чем в Федоскино.

Слайд 118Федоскино
«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя.  

Федоскино«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя.  

Слайд 119Федоскино
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед

росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь,

или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.


ФедоскиноОригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное

Слайд 120Федоскино
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается

контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном.

ФедоскиноВиртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном.

Слайд 121Лубок
Излюбленными  сюжетами  

рисованного   лубок являются изображения сладкоголосых полуптиц-полудев Сирина

и Алконоста.


ЛубокИзлюбленными     сюжетами           рисованного   лубок являются изображения

Слайд 122Лубок
Согласно легенде пение птицедевы Сирин так сладостно, что человек, заслышав

его, забывает обо всем и идет за ней, не в

силах остановиться, пока не умирает от усталости.


ЛубокСогласно легенде пение птицедевы Сирин так сладостно, что человек, заслышав его, забывает обо всем и идет за

Слайд 123Лубок
Художники обычно изображали человека, завороженно слушающего птицу, сидящую на огромном

кусте, усеянном цветами и плодами, а чуть ниже — он

лежал мертвый на земле.


ЛубокХудожники обычно изображали человека, завороженно слушающего птицу, сидящую на огромном кусте, усеянном цветами и плодами, а чуть

Слайд 124Лубок
Чтобы прогнать птицу, люди пугают ее шумом: бьют в барабаны,

трубят в трубы, стреляют из пушек, на нескольких листах видим

колокольни со звенящими колоколами.


ЛубокЧтобы прогнать птицу, люди пугают ее шумом: бьют в барабаны, трубят в трубы, стреляют из пушек, на

Слайд 125Лубок
Другая райская птица, Алконост, по облику весьма схожа с Сирином,

но имеет одно существенное отличие — она всегда изображена с

руками.


ЛубокДругая райская птица, Алконост, по облику весьма схожа с Сирином, но имеет одно существенное отличие — она

Слайд 126Лубок
Нередко в руке Алконост держит свиток с изречением о воздаянии

в раю за праведную жизнь на земле.

ЛубокНередко в руке Алконост держит свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле.

Слайд 127Лубок
По легенде, Алконост своим воздействием на человека близок сладкоголосому Сирину.

«Кто во близости ея будет, той все в мире сем

позабудет, тогда ум от него отходит и душа его от тела исходит...»


ЛубокПо легенде, Алконост своим воздействием на человека близок сладкоголосому Сирину. «Кто во близости ея будет, той все

Слайд 128Полхов-Майдан
Творческие традиции местного населения в селе Полховский Майдан Горьковской области

имеют по крайней мере вековую историю.


Полхов-МайданТворческие традиции местного населения в селе Полховский Майдан Горьковской области имеют по крайней мере вековую историю.

Слайд 129Полхов-Майдан
Здесь создаются яркие, красочные «тарарушки».
Старинное слово «тарара» — язык,

со временем снизило свое смысловое значение до слова «болтовня». Отсюда

«тарарушки» — не для серьезного занятия вещи, а просто для забавы.


Полхов-МайданЗдесь создаются яркие, красочные «тарарушки». Старинное слово «тарара» — язык, со временем снизило свое смысловое значение до

Слайд 130Полхов-Майдан
Нарядные веселые матрешки, майданские птички-свистульки, коробочки, декоративные тарелки привлекают внимание

многих любителей народного искусства.

Полхов-МайданНарядные веселые матрешки, майданские птички-свистульки, коробочки, декоративные тарелки привлекают внимание многих любителей народного искусства.

Слайд 131Полхов-Майдан
И форма и характер росписи полхов-майданских изделий необычны. Деревянные птицы-свистульки

расписаны яркими красными, желтыми, малиновыми, синими и зелеными красками.

Полхов-МайданИ форма и характер росписи полхов-майданских изделий необычны. Деревянные птицы-свистульки расписаны яркими красными, желтыми, малиновыми, синими и

Слайд 132Полхов-Майдан
Основной мотив росписи — цветы и ягоды. Узор, как правило,

«наведен» (сделан предварительно черный контур), а потом раскрашен.
Среди живописных мотивов

часто встречаются птицы.


Полхов-МайданОсновной мотив росписи — цветы и ягоды. Узор, как правило, «наведен» (сделан предварительно черный контур), а потом

Слайд 133Полхов-Майдан
Последнее время все чаще встречаются сюжетные сцены в овале: лебеди

на воде, петухи и куры с цыплятами во дворе.

Полхов-МайданПоследнее время все чаще встречаются сюжетные сцены в овале: лебеди на воде, петухи и куры с цыплятами

Слайд 134
Полхов-Майдан
На предварительно загрунтованную крахмалом поверхность деревянных изделий наносят пером или

тушью черный контур растительного орнамента. Затем рисунок ярко расцвечивают.

Полхов-МайданНа предварительно загрунтованную крахмалом поверхность деревянных изделий наносят пером или тушью черный контур растительного орнамента. Затем рисунок

Слайд 135Пряники
Пряники в России всегда были излюбленным лакомством.

ПряникиПряники в России всегда были излюбленным лакомством.

Слайд 136Пряники
Пряники — так назвали их за пряный вкус и аромат

— имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои

вкусовые качества.


ПряникиПряники — так назвали их за пряный вкус и аромат — имеют чудесное свойство долго не черстветь

Слайд 137Пряники
Когда-то специально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в

виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения, а

потом их можно было съесть.


ПряникиКогда-то специально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые использовались как

Слайд 138Пряники
К весенним праздникам выпекали жаворонков как символ весны и пробуждающейся

природы.


ПряникиК весенним праздникам выпекали жаворонков как символ весны и пробуждающейся природы.

Слайд 139Пряники
Богато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе невесте и

имениннику на день рождения.

ПряникиБогато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе невесте и имениннику на день рождения.

Слайд 140Пряники

По форме пряники были очень разнообразными. С изображением птиц делали

пряники для детей.

ПряникиПо форме пряники были очень разнообразными. С изображением птиц делали пряники для детей.

Слайд 141
По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида:
лепные
вырезные


печатные

По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида:лепные вырезные печатные

Слайд 142Лепные пряники
Сегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость, сохранившаяся

на территории русского Севеpa под названием “козули”.


Лепные пряникиСегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость, сохранившаяся на территории русского Севеpa под названием “козули”.

Слайд 143Лепные пряники
Их традиционные персонажи - утица, тетерка с птенцами -

уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии.

Лепные пряникиИх традиционные персонажи - утица, тетерка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии.

Слайд 144Лепные пряники
Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось -

их лепили из теста прямо руками.

Лепные пряникиНикакого специального оборудования для их формовки не требовалось - их лепили из теста прямо руками.

Слайд 145Лепные пряники
Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства

пекаря, от его умения в условной декоративной манере передавать самое

характерное.


Лепные пряникиКрасота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства пекаря, от его умения в условной декоративной

Слайд 146Лепные пряники
Лепной пряник подчас представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру.

Лепные пряникиЛепной пряник подчас представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру.

Слайд 147Вырезные пряники
Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой

в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в

тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры.


Вырезные пряникиВырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой в виде изогнутой по контурам пряника полоски.

Слайд 148Вырезные пряники

Появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них  относится к

1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники

благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными.

Вырезные пряникиПоявились сравнительно недавно. Первое упоминание о них  относится к 1850 году, но уже к началу ХХ

Слайд 149Вырезные пряники
Их широкое распространение, предопределило и разнообразие художественных решений: мягкий,

линейный рисунок, заполняющий плоскость пряника, яркая расцветка сахарной глазурью.

Вырезные пряникиИх широкое распространение, предопределило и разнообразие художественных решений: мягкий, линейный рисунок, заполняющий плоскость пряника, яркая расцветка

Слайд 150Печатные пряники
Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами - так

называемыми пряничными досками.


Печатные пряникиПечатные пряники печатали на тесте деревянными формами - так называемыми пряничными досками.

Слайд 151Печатные пряники
Иногда на пряниках выполнялись разные надписи.

Печатные пряникиИногда на пряниках выполнялись разные надписи.

Слайд 152Печатные пряники
Пряничные доски делали резчики по дереву. Доски были для

одного, двух, четырех и даже для 120 пряников одновременно.

Печатные пряникиПряничные доски делали резчики по дереву. Доски были для одного, двух, четырех и даже для 120

Слайд 153Печатные пряники
Наиболее популярными мотивами досок для "подносных" пряников были двуглавый

орел с атрибутами царского отличия,

Печатные пряникиНаиболее популярными мотивами досок для

Слайд 154Печатные пряники
Сказочные терема с шатровыми крышами, увенчанные двуглавыми орлами

Печатные пряникиСказочные терема с шатровыми крышами, увенчанные двуглавыми орлами

Слайд 155Печатные пряники
Сложные декоративные композиции, насыщенные растительным орнаментом, райскими птицами, цветами,

а также птицы Сирин и Алконоста.

Печатные пряникиСложные декоративные композиции, насыщенные растительным орнаментом, райскими птицами, цветами, а также птицы Сирин и Алконоста.

Слайд 156Печатные пряники
Вырезанные на доске птицы выглядят живыми и нарядными

Печатные пряникиВырезанные на доске птицы выглядят живыми и нарядными

Слайд 157Пермогорская роспись

Пермогорская роспись

Слайд 158Пермогорская роспись

Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги

нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные

цветы.
Пермогорская росписьОснову пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми

Слайд 159Пермогорская роспись
Среди них кустики из округленных листьев, Сирины, нарядные сказочные

птицы.

Пермогорская росписьСреди них кустики из округленных листьев, Сирины, нарядные сказочные птицы.

Слайд 160Пермогорская роспись
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона

и красный основной цвет узора.

Пермогорская росписьВ цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора.

Слайд 161Пермогорская роспись
Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными,

сопутствующими.

Пермогорская росписьЖелтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими.

Слайд 162Пермогорская роспись
Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который

наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на

белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.


Пермогорская росписьБольшое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда

Слайд 163Пермогорская роспись
Роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной

росписи: древо Жизни, птица Сирин.

Пермогорская росписьРоспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин.

Слайд 164Пермогорская роспись
Круг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик, украшали

деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы.

Пермогорская росписьКруг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик, украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие

Слайд 165Пермогорская роспись
Но больше всего расписывались прялки.

Пермогорская росписьНо больше всего расписывались прялки.

Слайд 166Скопинская керамика
Диковинные сосуды, у которых тулово может быть в виде

занятных зверей.

Скопинская керамикаДиковинные сосуды, у которых тулово может быть в виде занятных зверей.

Слайд 167Скопинская керамика
Такие чудо-сосуды народного гончарного искусство продолжают жить и сегодня

в Скопине на Рязанской земле.

Скопинская керамикаТакие чудо-сосуды народного гончарного искусство продолжают жить и сегодня в Скопине на Рязанской земле.

Слайд 168Скопинская керамика
Наивысшего рассвета оригинальные изделия Скопина достигли во второй половине

XIX века.

Скопинская керамикаНаивысшего рассвета оригинальные изделия Скопина достигли во второй половине XIX века.

Слайд 169Скопинская керамика
Здесь лепили кумганы в виде птиц.
Кумган – большой кувшин,

сосуд для умывания.

Скопинская керамикаЗдесь лепили кумганы в виде птиц.Кумган – большой кувшин, сосуд для умывания.

Слайд 170Филимоновская игрушка

Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки – это

птицы.
Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая,

счастливой семьи.

Филимоновская игрушкаСамая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки – это птицы.Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли,

Слайд 171Филимоновская игрушка
Чаще всего изображали куриц и петухов.


Филимоновская игрушкаЧаще всего изображали куриц и петухов.

Слайд 172Филимоновская игрушка
Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией.





Филимоновская игрушкаИгрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией.

Слайд 173Филимоновская игрушка
Главное в игрушке – свисток, он всегда находится в

хвосте птиц. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу.

В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.


Филимоновская игрушкаГлавное в игрушке – свисток, он всегда находится в хвосте птиц. С его помощью предки-язычники отпугивали

Слайд 174Филимоновская игрушка
В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг

- солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и

плодородия.


Филимоновская игрушкаВ незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки -

Слайд 175Филимоновская игрушка
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, –

ее смелая роспись. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и

роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы стали использовать анилиновые краски. Краски стали более стойкими и яркими


Филимоновская игрушкаГлавное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Поначалу краски разводили “на

Слайд 176Филимоновская игрушка

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками

– желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме

того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый.

Филимоновская игрушкаРасписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и

Слайд 177Филимоновская игрушка
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои

краски. Гамма цветового решения почти не меняется.

Филимоновская игрушкаЛимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется.

Слайд 178Хохлома
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов.



ХохломаЗолотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов.

Слайд 179Хохлома
Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения

драгоценного металла и своеобразная растительнотравная роспись.

ХохломаОсобенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительнотравная роспись.

Слайд 180Хохлома
Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.


ХохломаСимволом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.

Слайд 181Хохлома
Птицы написаны «жаркими» цветами. Они словно сказочные жар-птицы среди волшебных

цветов и плодов.


ХохломаПтицы написаны «жаркими» цветами. Они словно сказочные жар-птицы среди волшебных цветов и плодов.

Слайд 182Хохлома
У петуха в хохломской росписи образ другой. Он имеет скругленные,

мягкие формы, которые похожи на лепестки и украшены плавными завитками.


ХохломаУ петуха в хохломской росписи образ другой. Он имеет скругленные, мягкие формы, которые похожи на лепестки и

Слайд 183
Хохлома
Петухи необычайно величавы. Огненными языками разметался пышный хвост и крылья.

Пламенея, взметнулся гребешок, венчающий голову птицы. И чтобы красный цвет

ярче горел, мастер добавляет в роспись цвет чёрный.

ХохломаПетухи необычайно величавы. Огненными языками разметался пышный хвост и крылья. Пламенея, взметнулся гребешок, венчающий голову птицы. И

Слайд 184Хохлома
А большой ковш "курица" напоминает добрую сказочную птицу. Как жар

горят её причудливые перья, превращаясь в затейливые цветы и узоры.

Огненно-красный цвет ковша и золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые. Они блестят золотистым металлическим блеском.


ХохломаА большой ковш

Слайд 185Щепная птица
Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными

щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы

мирно «дремали» весь день.


Щепная птицаБыл когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к

Слайд 186Щепная птица
А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом

у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг

оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.


Щепная птицаА по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым

Слайд 187Щепная птица
Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом,

где обычно стоял самовар. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь

к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться.


Щепная птицаПодвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Теплый воздух от

Слайд 188Щепная птица
Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого

- крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие

пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева.


Щепная птицаИз одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья.  Самая ответственная операция -

Слайд 189
Щепная птица
Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому

что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем

оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер.
Щепная птицаЩепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому  что именно «живое» дерево благотворно влияет

Слайд 190Щепная птица
Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование:

лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу

изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица .


Щепная птицаРасположение вблизи источника света придает её полету дополнительное  очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя

Слайд 191При подготовке презентации
использовались
интернет-ресурсы: yandex.ru


При подготовке презентациииспользовались интернет-ресурсы: yandex.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика