Слайд 1Православные праздники
Выполнили:
студентки II курса 21 группы Шубина Анастасия
Токарева Анна
Самара, 2013 г.
Слайд 2Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и
семейной жизни.
Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак.
Слайд 3Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот
день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова,
прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Слайд 4К установленным православным вероучением праздникам относились Пасха с двунадесятыми, то
есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери,
и храмовые — местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы.
Слайд 5Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый праздник православной церкви, который празднуется
7 апреля (25 марта по старому стилю). В этот день, согласно
Библии, архангел Гавриил возвестил Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа – Спасителя мира.
В народном календаре Благовещение было одним из самых почитаемых праздников. Его нередко сопоставляли с Пасхой: "Каково Благовещение, таково и Светлое Христово Воскресение", в народе говорили, что "на Благовещение даже грешников в аду не мучают".
Благовещение
Слайд 6Этот день старались провести в радостном, спокойном состоянии духа. Рано
утром, нарядившись в лучшую, непременно чистую, одежду, все отправлялись в
церковь на службу, а после возвращения садились обедать. В этот день делалось послабление в посте и разрешалось есть рыбу.
В Благовещение считалось грехом заниматься хозяйственными делами. Девушки даже косы не заплетали, а хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее. В народе говорили, что "на Благовещение даже птица гнезда не вьет", а "кукушка за то без гнезда, что завила его в Благовещение". Работающего в этот праздничный день человека могли ожидать неудачи, несчастья и даже смерть: "Кто не чтит праздника, с огнем за работой сидит, у того убьет летом молнией близкого родственника". Из уст в уста передавалась легенда о непослушной девице, которая села в праздник прясть, и Бог превратил ее в кукушку, птицу, у которой нет даже своего гнезда.
Слайд 7В народе считали, что покровительство Богоматери распространялось на все работы,
которые после Благовещения начинались в каждом крестьянском дворе, на полях
и огородах. Потому так высоко и чтилась память о Божией Матери в этот день.
Благовещение открывало сезон полевых работ. Русские крестьяне говорили: "Бог благословил землю на сеяние"
Особое значение для успешного сева и будущего урожая имела благовещенская просфора. Эту просфору крестьяне получали в церкви после праздничной службы и сохраняли до первого сева, когда ее, предварительно измельчив, добавляли к семенам, которыми шли засевать, а затем разбрасывали вместе с ними по полю. Кое-где на Благовещение приготовляли благовещенскую соль: соль пережигали в печи и использовали для лечения человека и скота от разных болезней.
Слайд 8Рождество Христово
На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X
веке, с тех пор как на русской земле распространилось христианство.
Рождество и зимний древнеславянский праздник в честь духов-предков (святки) тесно сплелись между собой. Поэтому в Рождество часто проводят "святочные" обряды.
Слайд 9День, перед Рождеством, называется Сочельник или Сочевник. Название произошло от
слова "сочиво" (букв. «растительное масло"). Сочиво - это каша с
растительным маслом и овощами. Ее полагалось есть накануне Рождества и никакой другой пищи вплоть до сумерек, есть не разрешалось. Такой запрет сохранялся вплоть до восхода Вифлеемской звезды – звезды, под которой родился Иисус Христос.
Утром в Сочельник, в избах было принято мыть потолки и стены, скоблить пол и натирать его можжевельником. Затем все шли париться в жаркую баню. А вечером пели коляду. Ее пели собравшись большими компаниями, разукрасив лицо, вывернув одежду, и посадив на сани Коляду. Так звалась кукла или девушка, одетая поверх шубы в белую рубашку.
Слайд 10Дети гуляли по деревне с звездой, сделанной из лучины и
бумаги и напевали под окнами (или зайдя в дом) колядки
- песни, восхвалявшие хозяев, за что получали разные подарки: конфеты, пирожки, деньги.
Обрядовой пищей, которую готовили в Сочельник утром, были кутья и взвар. Кутья - это каша, блюдо, используемое при поминании умерших, а взвар - напиток, который варится и употребляется при рождении ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символизируют вечность жизни, рождение и смерть Христа, непрерывность человеческого существования. Кутью ставили под иконой на сено – это было знаком рождения Иисуса Христа в яслях.
Слайд 11Молодые девушки гадали. Способы гадания были разными. Например, на стол,
покрытый соломой и скатертью, ставили кутью и свечку. Из-под скатерти
вынимали соломинку: если досталась длинная - родится хороший хлеб, короткая - будет неурожай.
Были и интересные обычаи. Например, в Рождество утром перед рассветом пастух заходил в дом и бросал овес на все стороны с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье". Это называлось «обсевание». Или, например, чтобы изгнать нечистую силу из дома обваривали углы кипятком подметали крапивным веником.
Слайд 12В день Рождества соблюдались разные запреты. Например, нельзя было шить,
иначе в семье кто-то ослепнет. Нельзя плести лапти - окривеешь.
А в лесу нельзя охотиться до самого Крещения, не то с охотником случится несчастье.
Были также разные приметы. Солнце играет - темные силы отгоняет. А посмотреть, как оно "играет" ходили всей деревней!
Если в этот день тепло — весна будет холодная
Если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут.
Слайд 13После Рождества начинаются святки - праздники, которые продолжаются до Крещения
(19 января). В это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения,
хождение ряженых по дворам и улицам. Ряженые выворачивали наизнанку шубы, одевали в маски или мазали сажей лица и ходили по домам, напевая песни и показывая различные преставления за вознаграждение.
Слайд 14По поверью, в это время бесятся ведьмы и черти устраивают свои
потехи, стремясь побольше навредить людям. Поэтому православные ходили ряжеными, чтобы
показать, что место занято и нечисти здесь делать нечего.
Девушки в это время также гадали. Например, если девушка, пробравшись в дровяной склад, возьмет гладкое полено - муж будет ласковым; если с сучками, то злой и вредный.
Если перед зеркалом поставить графин с водой, зажечь вокруг свечи и посмотреть сквозь графин, то можно увидеть суженого.
Также иногда девушка становилась между листом бумаги, горящим на блюде и стеной, а все смотрели на стену. Что на стене привидеться, то и произойдет.
Слайд 15Сороки
22 марта Православная церковь поминает Сорок Мучеников Севастийских, пострадавших за
веру Христову. Предание свидетельствует, что все они были воинами, отличались
силою и храбростью и приняли мученическую смерть за христианские свои убеждения в Севастии Армянской при императоре Лицинии (IV век). Их поставили раздетыми в покрытое льдом озеро, а, чтобы страдания воинов были еще тяжелее, на берегу озера для соблазна была построена теплая баня. Один из горемычных, не выдержав пытки, попытался было до нее добраться, да не добежал, умер.
Ночью свет озарил мучеников, пали на их головы 39 венцов, а вода в озере чудесным образом согрелась. Пораженный мужеством и стойкостью воинов, один из стражников, Аглай, уверовал во Христа и, сойдя в воду, присоединился к страдальцам. На следующее утро оставшимся в живых разбили молотами голени, тела сожгли, а кости в озеро бросили.
Сердобольный русский народ, почитая погибших в страданиях воинов севастийских (Сороков), в их честь и в память о подвиге, ими совершенном, возвел в Москве сорок сороков церквей.
Слайд 16Хотя день Сорока мучеников считали началом весны, по народным приметам,
он предвещал холода и заморозки. Крестьяне говорили: "Сорок мучеников торят
путь-дорогу сорока утренникам", "Сорок мучеников – сорок утренников", полагая, что настоящее весеннее тепло наступит только через 40 дней. При этом смотрели, пройдут ли 40 утренних заморозков подряд, тогда ожидали теплое лето.
Слайд 17На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок
шариков и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
"Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!" Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их повседневных весенних работах.В этот период беспокоились и о скотине. Хозяйки пекли 40 "мушленников" или "мусленников" (булочки из пресного теста) и по одному относили каждый день в хлев, чтобы скот был здоров.
Слайд 18Средокрестье
Праздник «Средокрестье» - это середина Великого Поста, установленного церковью в
память сорокадневного пребывания Иисуса в пустыне.
Основным обычаем на Средокрестье было
приготовление обрядового печенья в форме крестов. Печенье "кресты" пекли из ржаной муки, обычно в среду. В народе считали, что эти "кресты"
имели особенную силу – благотворно влияли на семена, предназначенные к посеву, на будущий урожай, на здоровье людей и животных, а также обрядовое печенье должно было способствовать плодородию полей и приплоду животных. Обычно пекли по одному "кресту" на каждого члена семьи и еще несколько дополнительно.
Слайд 19Великий Пост
В жизни русской деревни Великий пост был особым временем.
С его началом менялся и привычный ход жизни, и внешний облик
деревни. Крестьяне надевали скромную одежду, прекращались молодежные посиделки, гулянья, пение песен, игра на музыкальных инструментах, не было свадеб. Вводились строгие ограничения в пище: скоромного – мяса, рыбы, молока, яиц и т.п. – не вкушали. Основной пищей были ржаной хлеб, щи, каши, овощи, разные соления, квас, моченые ягоды. Через пост, строгое воздержание, молитву, покаяние человек достигал очищения души и духовно совершенствовался. Идея поста – очищение от греха – соотносилась с древними представлениями крестьян-земледельцев, которые приступали к весенним полевым работам, предварительно очистившись от всего вредоносного.
Слайд 20Вербное воскресение
Вербное Воскресенье символизирует Вход Господа. Праздничная церковная служба в
этот день заканчивалась старинным обрядом, заимствованным у византийцев, повторяющим евангельские
события. В России эта традиция существовала до 1697 года, после чего ее отменили. А заключалась она в том, что после праздничной службы из Храма Василия Блаженного на Соборную площадь Московского Кремля выходила процессия, во главе которой ехал патриарх на коне, наряженном в осла. Под уздцы коня-осла вел сам царь всея Руси. Это праздничное действие называли «шествие на осляти».
Слайд 21Есть поверье, что освященная верба может помочь в исцелении от
недугов. Так, чтобы избавиться от лихорадки, нужно было съесть девять
сережек вербы. Для того чтобы бесплодная женщина могла понести, нужно было есть палочки вербы. При купании больного младенца в воду опускали веточку освященной вербы. Иногда сережки вербы запекали в хлеб или выпекали с ними небольшие булочки, по форме очень их напоминающие.
Освященной вербе приписывалось и магическое значение. Так, есть поверье, согласно которому ветка вербы может защитить от попадания молнии. А если бросить ветку вербы в пламя пожарища – пламя быстро уймется.
Слайд 22Накануне Вербного Воскресенья и в сам праздник повсюду работали вербные
ярмарки, царило веселье, музыка и смех. Вербные базары больше всего
любили ребятишки, поскольку на них, кроме книг, можно было купить сладости на любой вкус и игрушки. И, конечно, на вербных ярмарках продавались пучки вербы, украшенные маленькими фигурками вербных херувимов.
Поскольку праздник Вербного Воскресенья приходится на время Великого Поста, в этот день тем, кто соблюдает пост, разрешается употреблять в пищу растительное масло и рыбу.
Слайд 23Чистый четверг
Чистый четверг – это день, когда состоялась Тайная вечеря
– последняя трапеза Христа с учениками до его распятия. Почему
четверг назван «Чистым»? Дело в том, что именно на Тайной вечере Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, преподав, таким образом, им урок братской любви и смирения. И именно на Тайной вечере был установлен обряд Святого Причастия.
На Руси Чистый четверг символизировал начало подготовки к Пасхе. И главной целью чистого четверга у православных считается духовное и физическое очищение. Именно с этой целью и связаны все обычаи Чистого четверга.
Слайд 24В народе говорили: "Если в Чистый четверг вымоешь, весь год
чистота в избе водиться будет". В этот день старались перемыть
всю посуду, все перестирать. Крестьяне говорили, что празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется.
В Чистый четверг также было принято стричь волосы, а у детей, которым исполнился год, впервые состригали волосы именно в Чистый четверг. Женщины же, которые хотели, чтобы их волосы стали гуще, но подстригать их было еще рано, на Чистый четверг специально отрезали хотя бы немного волос на кончиках. Считалось, что после этого волосы должны стать сильнее.
Слайд 25Несмотря на то, что православная Церковь отрицательно относится к гаданиям,
начиная с Чистого четверга и до самой Пасхи специальные пасхальные
гадания не возбранялись. И, конечно же, особенно притягательны они были для незамужних девушек, озабоченных устройством своей личной жизни.
Основными атрибутами пасхальных гаданий были, конечно же, куличи и крашеные яйца. Кстати, пасхальные яйца, как считалось, обладают целебным эффектом, и если пасхальное яйцо покатать по телу больного – он исцелится.
Слайд 26Пасха
Название праздника происходит от еврейского слова "песах", что означает "прохождение,
переход, исход". Ветхозаветный праздник Пасхи был установлен иудеями в память
об исходе из египетского плена.
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти Его на Кресте и Его Воскресении. В Евангелии говорится о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере. В ночь с субботы на воскресенье несколько женщин вместе с Марией Магдалиной, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, увидели, что пещера пуста. Вдруг перед ними предстали два "мужа" в блистающих одеждах и сказали им: "Что вы ищете живого между мертвых?" Именно в праздничную пасхальную ночь и произошло Воскресение Христа.
Слайд 27На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века.
У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда "душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира". Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома - праздник разливался по Руси.
Слайд 28Главным событием праздника является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба
начинается в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть
называется полунощница. Во время службы из середины храма в алтарь вносят плащаницу. В полночь раздается колокольный звон (благовест), в церкви зажигаются все свечи и паникадила. Священники в праздничном светлом облачении выходят из алтаря под песнопения прихожан, и начинается крестный ход вокруг церкви. Затем открываются царские врата, что символизирует открытие Христом врат рая, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы. После заутрени начинается торжественная литургия, в конце которой освящается артос – особый хлеб с изображением креста и тернового венца. Этот хлеб в конце Пасхальной недели раздают верующим.
После окончания торжественной службы в храме прихожане поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением, трижды целуются и произносят при этом слова, которые говорили друг другу апостолы, когда узнали о Воскресении Христа: "Иисус воскресе!" – "Воистину воскресе!"
Слайд 29Утром вся семья собиралась за пасхальной трапезой. Обязательно на столе
были освященные в церкви яйца, кулич, творожная пасха. Начинал трапезу старший
в семье, обычно отец. Он клал пасхальное яйцо на божницу, молился, а затем разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого распределялись кулич и другие угощения. Утром дети собирались группами по 10–20 человек и шли "христосоваться". Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: "Христос воскресе!", те отвечали: "Воистину воскресе!" и одаривали их яйцами, пирогами, куличом.
Слайд 30Яйцо было символом Пасхи, оно считалось образом гроба Господня, в
котором возникает жизнь. А красный цвет являлся символом возрождения верующих кровью
Христа. На Пасху было принято обмениваться крашенными яйцами в знак победы Иисуса Христа над смертью и злыми силами. Но и в древних земледельческих обрядах яйцо символизировало зарождение новой жизни, и его соприкосновение с землей должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить.
Слайд 31В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие
о Воскресении, тут же все освещалось огнем. В разных местах
зажигали костры или поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах.
С первого дня Пасхи и до субботы разрешалось всем звонить в колокола, поэтому колокольный звон не смолкал с раннего утра и до вечера. В сельской местности в Пасхальную неделю священники обходили Крестным ходом все дома, святили куличи и яйца, кропили все вокруг святой водой, окуривали помещения ладаном кадила. До их прихода не полагалось петь, громко смеяться и веселиться, т.к. это время считалось святым.
Слайд 32Традиционной забавой молодежи во время пасхальных праздников было качание на
качелях. Формы качелей были разные. Когда-то в древности это был обряд,
в котором подпрыгивание, подъем вверх должны были способствовать росту посевов. Сообща где-нибудь на околице устанавливали качели, около которых тот же час собирались девушки, бабы с ребятишками, молодые парни с гармониками. Качались, как правило, парами: девушка садилась на качели, а парень ее раскачивал. Иногда девушек качали до тех пор, пока они не назовут имени понравившегося им парня. В благодарность парней одаривали крашеными яйцами.
Слайд 33Красная горка
Народный праздник "Красная горка", или "Фомино воскресенье", отмечается в первое
воскресенье после Пасхи и завершает собой пасхальные праздники.
Свое название этот
день получил по имени апостола Фомы, единственного из апостолов, который не поверил в чудо Воскрешения Христова. Тогда, чтобы рассеять его сомнения, перед "неверующим Фомой" явился сам Иисус. В этот день в церкви последний раз служат литургию и закрывают царские врата.
В многих губерниях Красная горка была праздником молодежи. Целый день, с восхода до заката, в окрестностях деревень проходили гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. При этом считалось обязательным, чтобы в празднике принимали участие все парни и девушки, достигшие брачного возраста. В ряде мест на Красную горку игрались свадьбы, так как этот день считался счастливым для заключения браков.
Слайд 34В народе во многих местах Красная горка считалась девичьим праздником.
В этот день девушки, одетые в праздничные наряды, выходили на улицу, где
проходили смотрины невест. Где-нибудь на берегу реки или в саду они водили хороводы или, собравшись вокруг костра, жарили яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Девушки и парни собирались на улице и играли в игру "А мы просо сеяли". Они становились друг напротив друга в два ряда, во время исполнения куплета песни оба ряда сходились, а затем отходили обратно на свое место. В песне пелось, что одни просо посадили, а другие угрожают его вытоптать конями. Чтобы этого не произошло, им предлагают различные подарки, но они соглашаются только тогда, когда им обещают в качестве выкупа отдать девушку в невесты.
Считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого они могут не жениться и не выйти замуж, или с ними может приключиться несчастье.
Слайд 35Вознесение
Двунадесятый праздник православной церкви. Вознесение Господне отмечается на сороковой день после
Пасхи.
Евангелие повествует, что Иисус Христос после своего Воскресения пробыл на
земле еще сорок дней, совершая чудеса, встречаясь с апостолами и рассказывая им о Царствии Божием. На сороковой день он пришел со своими учениками в Иерусалим, дошел до Вифании и поднялся на Елионскую гору. Там Иисус дал своим ученикам последнее благословение и вознесся на небо.
Слайд 36В народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения Христос с
учениками по земле ходит, а потом улетает". Во многих северорусских губерниях
существовали предания о том, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окну и слушает, что люди говорят и делают. В этот период запрещалось плевать и мусорить на улицах, полагалось заботиться об обездоленных и подавать нищим, ведь неизвестно, в каком обличии ходят святые по земле. На Руси к нищим и убогим людям всегда относились душевно, помогали, кто чем мог, т.к. считалось, что нищие – это божьи люди, которым Господь велел ходить по земле, славить его и получать за это пищу и кров.
Слайд 37По народным представлениям в праздник Вознесения весна заканчивалась, начиналось лето,
говорили: "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел".
В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, говорили так: "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают – Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесение считалась соловьиною, верили, что в эту ночь соловьи громче и звонче поют.
Слайд 38Семик-Троица
Семик – старинный народный праздник, который отмечался за три дня до
Троицы или в седьмой четверг после Пасхи (откуда и происходит его
название).Троица, или "Пятидесятница", – один из наиболее важных праздников православной церкви – отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Она была введена в обрядовую практику православной церкви в начале XV в. Сергием Радонежским. В этот день церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа.
Слайд 39В Семик девушки совершали обряд завивания березки. Они шли в лес
и скручивали ветки в виде венка, заплетали их в косички,
перевязывали лентами, пригибали ветки к земле и приплетали к траве, или связывали вместе верхушки двух молодых березок, иногда заламывали макушку березы.
Завивая березу, девушки загадывали о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет, исполнится ли желание или нет. Через несколько дней, на Троицу, девушки приходили развивать березки и смотрели, сохранились ли венки или развились. Считалось, что если венок завял или развился, то девушка умрет, но в некоторых местах это означало, что она выйдет замуж.
Слайд 40В Семик при завивании березок совершался обряд кумления. Кумление было
особой формой посестримства или своеобразным посвящением девушек, достигших возраста вступления
в брак. Покумившиеся девушки становились как бы кровными сестрами, обещали дружить всю жизнь: "Покумимся, кума, покумимся, – пели девушки, – чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться". Под пение этой песни две девушки, лучшие подруги, подходили с двух сторон к завитому на березе венку и троекратно целовались через него. При этом обе кумы обменивались платками, лентами, бусами, кольцами, иногда крестами. Через неделю, когда расплетали березку, происходил обратный обряд, девушки возвращали друг другу подарки, и узы, связывающие покумившихся девушек, распадались.
Слайд 41Первый спас
14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается праздник
"Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня". В этот день вспоминают о
трех христианских святынях: Кресте Господнем, образе Спасителя и иконе Божьей матери, которые помогли византийскому императору Мануилу одержать победу над язычниками, а Андрею Боголюбскому завоевать волжских булгар в 1164 г. Кроме того, в этот день в 988 г. было совершено крещение Руси Владимиром Мономахом. На Руси в народе этот праздник называли по-разному: первым, мокрым, медовым, хлебным Спасом.
Слайд 42Первый Спас именовали медовым, потому что в этот день в
церковь приносили мед для освящения. Считалось, что с этого дня
пчелы перестают производить мед. Вернувшись из церкви, крестьяне разговлялись свежим освященным медом. Ели также огурцы, макая их в мед или намазывая медом половинки разрезанного огурца. А в Древней Руси на первом меду пекли огромный хлеб-пряник из муки нового урожая.
В этот день в церквях торжественно выносили крест и совершали крестные ходы к водоемам (рекам, озерам, прудам, источникам), где происходило освящение воды, благодаря чему праздник и получил название Мокрый Спас, или Спас на водах. После освящения купались, чтобы защититься от лихорадки и сглаза. Также купали лошадей и другую скотину, чтобы защитить животных от разных болезней, а лошадей окропляли святой водой.
Слайд 43В районах, где к этому времени собрали овощи и хлеба, было
принято освящать в церкви венки, сплетенные из колосьев, и первые
плоды нового урожая. В день Первого Спаса начинался ранний сев озимой ржи. Перед посевом часть семян освящали в церкви. С Первым Спасом связывали проводы лета и окончание летних хороводов. В народе говорили: "Пришел Первый Спас, держи шубу про запас".
Слайд 44Второй спас
19 августа (6 августа по старому стилю) православная церковь
отмечает праздник Преображения Господня, который связан с библейской легендой о том,
что, находясь в Галилее, Иисус со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном Богословом отправились помолиться на гору Фавор, где на глазах учеников совершилось чудо. Апостолы увидели своего преображенного учителя и двух ветхозаветных пророков Моисея и Илью, говоривших с ним о последних днях его земной жизни.
В народе этот праздничный день называли Вторым Спасом, но чаще "яблочным". К этому дню поспевали яблоки и другие плоды и овощи. Их несли для освящения в церковь, после этого плоды разрешалось есть.
Слайд 45Яблоки, освященные в день Преображения, назывались "спасовскими". При разговлении ими
молодежь загадывала о своей судьбе: желание, задуманное при съедании первого
куска яблока, должно было обязательно исполниться. Спасовскими яблоками угощали нищих и больных. После обедни совершали благодарственные молебны в садах. Затем начинался сбор яблок и их продажа. В некоторых губерниях на Второй Спас приходились первые "осенины", т.е. первая встреча осени.
Слайд 46Третий спас
29 августа (16 августа по старому стилю) православной церковью
отмечается праздник, посвященный Нерукотворному образу Иисуса Христа, чудесным образом возникшему
на полотенце, которым он отер свое лицо. Это полотенце как святыня было перенесено в Константинополь из Месопотамии. По древнему преданию в этот день Авгарь, властитель города Едессы, где хранилось священное полотенце, исцелился от проказы, едва прикоснувшись к нему. В народе этот праздник назывался еще "холщовым", "хлебным" или "ореховым" Спасом.
Слайд 47Третий Спас называли "ореховым", так как к этому дню поспевали лесные
орехи и начинался их сбор. Так, в Зарайском уезде Рязанской губернии
в лес сначала отправлялась старостиха для пробного сбора орехов. Количество орехов, которое ей удавалось собрать за один день, считалось мерою для остальных женщин деревни. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.
Третий Спас назывался "хлебным", потому что в некоторых местах к этому дню дожинали хлеб и совершали обряды, связанные с последним именинным снопом. Говорили: "Третий Спас – хлеба припас". В этот день впервые пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая.
Слайд 48Воздвижение
"Воздвижение" – народное название православного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста
Господня, который отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). В
IV в. святая Елена, мать римского императора Константина, нашла Крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест оказался животворящим, и, так как каждый хотел увидеть его, патриарх Макарий "воздвиг" крест, т.е. поднял его над головами молящихся. В память этого события и был учрежден праздник Воздвижения.
По народному преданию, на Воздвижение происходит битва между "честью" и "нечестью", поднимаются ("воздвигаются") одна на другую две силы: "правда" и "кривда". Победу одерживает "правда" с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня. В день Крестовоздвижения полагалось задуматься о своих грехах и поститься. Говорили: "Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается".
Слайд 49С давних пор на Воздвижение совершались крестные ходы вокруг селений,
чтобы защитить их на целый год от беды. Служились молебны, подымались
иконы, и происходил обход полей с молитвой о будущем урожае. Молились и о больных, говорили, что Животворящий Крест и со смертного ложа поднимет. В этот день принято было водружать кресты на строящиеся храмы, устанавливать придорожные кресты, в честь праздника возводить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви.
Слайд 50Воздвижение еще называли капустным праздником, потому что с этого дня
начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму. "На Воздвиженье первая барыня –
капуста", – говорили в народе. С этого дня начинались так называемые "капустники", когда девушки в нарядных одеждах ходили из дома в дом помогать рубить капусту, туда же приходили парни высматривать себе невест. После работы устраивали особенный стол с закусками, молодежь веселилась, водили хороводы, пели песни.
Слайд 51Большой православный праздник, посвященный памяти апостолов Петра и Павла, самых
известных проповедников христианства, приходился на 12 июля (29 июня по старому
стилю). Апостол Петр был ближайшим учеником Иисуса Христа. Он присутствовал при его Преображении на горе Фавор и первым провозгласил его "Христом, сыном Божьим". После Воскресения Иисуса Христа Петр стал проповедником его учения и возглавил одну из первых христианских общин, за что был распят на кресте во времена императора Нерона (ок. 65 г.). По церковному преданию святой Петр владеет ключами от Царства Небесного.
Петров день
Слайд 52"Петров день" – народное название праздника, который был особо почитаем среди
рыбаков, так как святой Петр был рыбаком и поэтому считался
покровителем рыболовства. Иногда этот день называли "рыбацким праздником". В этот день в рыбацких деревнях устраивали крестные ходы и молебны на реках и озерах, все собирали деньги на мировую свечу, которую ставили в храме перед образом святого. Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы.
Слайд 53Петров день также был началом сенокоса. Считалось, что до Петрова
дня луга цветут, а после – сохнут. "С Петрова дня трава не
растет", – говорили в народе. В этот день крестьяне шли на луга делить, кому какой участок достанется для покоса.
Перед тем как начать косить, крестьяне молились, крестились на все четыре стороны, а затем говорили: "Коси, коса, пока роса, роса долой, коса домой", с таким же благоговением крестьяне заканчивали покос. В есенинских местах косцы собирались вместе по окончании покоса, становились на колени, молились Богу, просили друг у друга прощение, потом звонили в косы, т.е. били коса об косу, и с песнями возвращались домой.
Слайд 54Семенов день
14 сентября (1 сентября по старому стилю) по церковному
календарю отмечается день святого Симеона Столпника. Этот христианский подвижник V
века вел исключительно аскетический образ жизни. В 18 лет он стал иноком. Сначала он жил на дне высохшего колодца, затем в каменной пещере, а потом в келье, на вершине четырехметрового каменного столба. Сорок лет провел он, не выходя из этой кельи, в молитвах и постах, проповедуя учение Христа приходившим к нему паломникам.
По Семенову дню определяли последующую погоду: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла", "Сухая осень, если на Семен-день сухо".
Слайд 55В этот день совершался обряд первой встречи осени – "осенины". Женщины
собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов
встречать Матушку-Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывали на куски по числу собравшихся, и этим хлебом кормили домашний скот. Этот обрядовый хлеб должен был помочь сберечь скот в предстоящую зиму.
Считалось, что с этого дня начиналось настоящее или "старое" бабье лето (продолжавшееся всю неделю до праздника Рождества Богородицы), последний теплый и солнечный период перед начинающимися холодами. Это было время осенних женских работ: женщины мяли и трепали коноплю и лен, мыли в воде и расстилали по лугам. В Семенов день женщины начинали прясть и ткать. С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры.
Слайд 56С Семенова дня начинались засидки, т.е. молодежные вечерние посиделки. При этом было
принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на
утренней заре зажечь новый огонь.
В этот день в крестьянских семьях существовал обычай постригать мальчиков по исполнении трех лет и сажать на коня. Этот обряд символизировал переход мальчика от младенчества к отрочеству. Волосы, выстриженные у младенца, зашивали в ладанку и хранили до самой смерти.
Слайд 57В Семенов день устраивали шутливый обряд похорон мух и тараканов.
Девушки надевали свои лучшие наряды, в небольшие гробики, сделанные из
репы, моркови, свеклы, укладывали пойманных насекомых, и с торжественностью, иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Считалось, что этот обряд должен был способствовать уничтожению этих насекомых. Но главное, это были своеобразные смотрины, на которых парни высматривали себе невест. С Семенова дня начинались свадебные недели, которые продолжались до Рождественского поста.
Слайд 58Рождество Богородицы
Православный праздник Рождества Богородицы, или Аспасов день, Богородичен день,
Малая Пречистая Оспожинка, отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Церковное
предание сообщает, что у Иоакима и Анны долгое время не было детей, и они очень скорбели об этом. Анна горячо молилась Богу и обещала, что, если у нее родится ребенок, она его посвятит Богу и отдаст на воспитание в Иерусалимский храм. И вот ангел предстал пред Анной и затем пред Иоакимом и сказал, что у них родится ребенок, о котором будут говорить во всем мире. Так родилась Дева Мария.
Слайд 59В этот день в народе отмечали праздник урожая – день окончания
жатвы: ходили друг к другу в гости, каждый хотел показать свое
хлебосольство, все весело гуляли, пели песни. Особым обычаем было посещение новобрачных родными и знакомыми. Гостей угощали праздничным обедом, подносили им пиво, поэтому этот день еще называли "Поднесеньев".
День Рождества Богородицы совпадал с днем осеннего равноденствия, когда было принято обновлять в избах огонь – гасили старый и зажигали новый. В этот день в южнорусских губерниях совершали обряд второй встречи осени, первый раз осень встречали на Второй Спас или в Семенов день. В этот день девушки и женщины шли к реке, озеру или ручью "встречать осень". Там они устраивали праздничную трапезу, состоявшую из овсяного киселя и хлеба, а затем веселились, пели песни, плясали, играли в игры.
Слайд 6014 октября (1 октября по старому стилю) православная церковь отмечает
праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник был установлен в память явления Богородицы
в храме в Константинополе, когда город был осажден врагом. Богородица простерла над молящимися свой покров – омофор (головной плат) и молилась Господу о спасении людей. Благодаря молитвам и заступничеству Божией Матери город был спасен.
Покров
Слайд 61Для крестьянина Покров был одним из самых важных осенних праздников,
который был связан с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Говорили
так: "На Покров до обеда осень, а после обеда зима", "На Покров земля снегом покрывается". Примечали, что какова погода на Покров, такова будет и зима.
К этому дню полагалось убрать весь урожай с полей и большую часть урожая с огорода.
В этот день для предохранения от зимней простуды детей обливали на пороге дома водою сквозь решето.
На Покров в деревню возвращались мужики и парни с летних отхожих промыслов или, наоборот, уходили на заработки в город. С этого дня женщины много времени проводили за прялкой, шитьем, обработкой льна.
Слайд 62Понятие "покров" в народном сознании связывалось одновременно и с покрывалом,
которым покрывали невесту во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался
девичьим праздником. Говорили: "Придет Покров, девке голову покроет", "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб". Сами девушки просили: "Покрой землю снежком, а меня платком". Рано утром они спешили в церковь, так как существовало поверье: кто раньше поставит свечу, та раньше и замуж выйдет.
Девушки старались провести праздник Покрова весело. "Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь", – говорили они. В этот день они одевались в нарядную одежду, собирались в специально отведенном для этого доме, танцевали, пели песни, устраивали игры.