Слайд 1Приобщение дошкольников
к народной культуре в разных видах музыкальной деятельности»
Музыкальный
руководитель МБДОУ «ДСКВ №3»
Платошина Ирина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3»
Слайд 2
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других
народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»
Д.С. Лихачев
Слайд 3Краткая аннотация
Моя работа направлена на активное приобретение
детьми культурного богатства русского языка. Она основана на формировании чувства
причастности детей к наследию прошлого. Я знакомлю детей с истоками народной культуры с традициями народа, его жизнью.
Изучаем устное народное творчество, песенное творчество, изучаем многообразие старинных музыкальных инструментов, плясок, хороводов.
Рассматриваем быт русского народа, одежду, которую носили наши предки. Одним из самых ярких результатов моей работы являются народные праздники, где дети, родители и педагоги показывают все то, что узнали в ходе занятий.
Слайд 4Цель: Приобщение детей
к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Формирование
у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе знакомства детей
с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными народными праздниками;
Использование малых форм фольклора для развития речи у детей, развития музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления);
Развитие коммуникативных качеств детей посредством народных танцев, игр, забав;
Создание условий для проведения детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа;
Формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, движения.
Слайд 5Условия развития творческого начала дошкольников средствами музыкального фольклора:
Систематическое использование фольклора в образовательном процессе;
Учет возрастных
и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
Создание комфортных психолого – педагогических условий для становления гармонично развитой личности.
Слайд 7Направление по теме: «Приобщение детей к
истокам
русской народной культуры»
Русская народная культура
Народные
игры
Русская
народная
песня
Быт старины и занятия людей
Обогащение предметно развивающей среды
Устное народное творчество
Связь с музеем
Центр краеведения
Декоративно – прикладное искусство
Традиционные и обрядовые праздники
.
Слайд 8Создание развивающей среды
Мини – музей
Слайд 9Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить
– не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Слайд 10
Печь греет и варит,
Печет и жарит.
Она накормит, обсушит
И порадует душу.
Слайд 11Хлебом - солью привечаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем
не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Слайд 12МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес.
Детское музицирование расширяет
сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к занятиям музыкой, способствует
развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Слайд 13 Для многих детей игра на музыкальных инструментах
помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не
только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, поэтому этой работе в ДОУ уделяется большое внимание
Слайд 14В работе применяю разнообразные методы и приемы:
Показ иллюстраций,
Игрушек,
Использование музыкально
– дидактических игр,
Имеется большая база детских музыкальных инструментов.
Слайд 15Занимаемся устным народным творчеством.
В центре краеведения показываю детям предметы быта.
Показывая
детскую люльку, разучиваем колыбельные песни.
Ай, люлю, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на
кровать.
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать
Стала мама засыпать.
Котя, котенька, коток
Котя –серенький хвосток
Приди, котя, ночевать.
Приди Ванечку качать.
Ух, как я тебе, коту.
За работу заплачу –
Дам кусок пирога –
И кувшин молока.
Слайд 16Домовой за печкой жил
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он
развлекал.
Он за печкою сидит.
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой
Самый лучший
домовой.
Слайд 17Связь с музеем
В этом году мы начали работать с музеем.
Ежемесячно
работники проводят с детьми встречи по приобщению детей к русской
народной культуре.
Слайд 18На занятиях я разучиваю с детьми частушки, хороводы.
Шире круг, шире
круг.
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать
Нас идет четыре!
Слайд 20
В процессе поиска эффективных методик для
эмоционального и творческого развития детей меня заинтересовала музыкально – педагогическая
система «элементарного музицирования» Карла Орфа, и я стала использовать ее элементы, как обязательный компонент непосредственно образовательной деятельности.
Я в своей работе опираюсь на разработанные Орфом упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Дети с большим удовольствием играют на нетрадиционных музыкальных инструментах, иллюстрируя музыкальный рисунок музыкального произведения.
Слайд 21 В старшем дошкольном возрасте я с детьми провожу
беседы на следующие темы – « Звуки вокруг нас», «Что
ты слышишь?», «В этом мире все поет».
Дети совершенствуя тембровый и звуковысотный слух, различают шумовые и музыкальные звуки. Например в игре «Веселый старичок», «Дедушка шум», «Чашки и блюдца»,»Пошуршу, до постучу», «Шапка да шубка» и др.
Развивая воображение и образное мышление дети активно участвуют в играх « Найди похожий звук», «Повтори, что слышишь ты».
Для развития чувства ритма я провожу игры: «Следы зверей», «Повтори ритм», «Волшебные палочки» и др.
Слайд 22 При разучивании музыкально- дидактических игр, потешек, маленьких
стихотворений мной проводится работа над выразительностью речи: громко – тихо,
быстро – медленно, высоким или низким тембром голоса. Параллельно с этим выполняются задачи по развитию ритмического, тембрового, звуковысотного и динамического слуха.
Одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками являются пальчиковые игры,
Которые я также использую во время непосредственно музыкальной образовательной деятельности с детьми. Пальчиковые игры – хорошие помощники и для того, чтобы развить координацию движений.
В работе я использую следующие пальчиковые игры: «Где мой пальчик», «Строим домик», «Птички», «Здравствуй солнце золотое», «Смехота», «Жучки» и др.
Слайд 23Заключение
Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие
предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты,
любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа.
Слайд 24ПРИГЛАШАЕМ В ГОСТИ К НАМ,
РАДЫ, РАДЫ МЫ ГОСТЯМ!