Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
Лемешкинская средняя общеобразовательная школа
Урок окружающего мира.
Тема: Природные
зоны России.
Пустыни.
Автор: Хоц Надежда Фёдоровна,
учитель начальных классов
Слайд 2
Цели урока: познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений
и животных данной зоны.
Задачи урока:
Cформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы.
Развивать умение работать с географической картой, атласом – определителем, дополнительной литературой. Развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.
Переживаю за товарищей, за себя.
Спокойно на душе.
Что-то беспокоит, тревога.
Я не боюсь за себя и за товарищей.
Мне тепло, хорошо, комфортно, интересно.
Слайд 4?
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Тундра
Лесная зона
Степи
Пустыни
Слайд 5
ПЛАН.
1.Географическое положение. 2.Поверхность земли в пустыне. 3.Растительный мир.
4.Животный мир.
5.Экологические проблемы пустыни.
Слайд 6С.И. Ожегов.
1. «Пустыня» - обширное, обычно безводное пространство со скудной
растительностью или вовсе без неё.
2.Безлюдное необитаемое место.
Слайд 7Географическое положение
В России пустыни занимают небольшую площадь: часть
их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев
Волги, часть – в восточном Предкавказье.
Слайд 10К л и м а т
Это самая засушли –вая
зона России. Летом температура воздуха в тени до +40, +50
C. Осадков выпа-дает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50, +70 С.
Слайд 11 Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью.
Зима короткая, средняя темпера- тура января -10 C, в
отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С.
Слайд 12
Каменистая пустыня
Каменистые пустыни покрыты щебнем
и камнями, образующими россыпи.
Слайд 13
Глинистые и солончаковые пустыни
Слайд 14 Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных
участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при
высыхании растрес - киваются на небольшие многоугольники - такыры.
Слайд 15 Но самую большую территорию на Земле занимают
песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты.
Слайд 16
Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы,
возникают пыльные бури.
Слайд 17Растения пустыни.
Особенность растений пустыни в том, что они должны как
можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине
или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни- верблюжья колючка.
Джузгун-это небольшой кустарник.Его листья зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк.
Слайд 18
Перекати- поле
саксаул
кактусы
Полынь сероземная
Слайд 20 Вдоль рек, в оазисах, где складываются благо- приятные
для растений условия, люди выращи-вают теплолюбивые культуры. Чтобы растения не
испытывали недостатка в воде, построили водохранилища, провели в пустыню каналы.
Слайд 21Животный мир
Песчаный удавчик
Ящерка быстрая
Ящерица - круглоголовка
Ушастый еж
Слайд 22мохноногий тушканчик
песчанка
Змея- эфа
кобра
Слайд 23варан
Самая крупная ящерица нашей фауны. Длина 150см, поэтому варана зовут
пустынным крокодилом. Варан – сильное животное. Гюр-за, кобра, эфа избегают
встреч с ним. Взрослый варан в единоборстве победит любую змею.
Слайд 25 Пустыня, особенно песчаная, богата муравьями, жуками, хрущами
и навозниками. Из паукообразных характерны скорпионы и настоящие пауки (
тарантул и каракурт ).
каракурт
тарантул
Слайд 26 Менее характерны для пустынь птицы. Только в этой
зоне обитают
пустынный и саксаульный воробьи.
Слайд 27Верблюда называют кораблем пустыни. Существуют одногорбые и двугорбые верблюды. Жить
в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах
у него мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь. Он поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя. Может обходится без питья 3-4 дня. В горбах находится запас жира.
Слайд 28
Экологические проблемы пустыни.
Неумеренное орошение
Выпас скота
браконьерство
Слайд 29Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкии создан
заповедник « Чёрные земли». Здесь встречаются все виды животных, а
на озере Маныч- Гудило обитают утки, гуси, лебеди
Слайд 30
Много полезного даёт людям эта земля. Но человек нанёс огромный
вред пустыням.
Осваивая пустыню, люди
должны очень заботливо относиться к их удивительной природе !
Слайд 31Диктант.
Задание: Найти ошибки. Это было в пустыне. Охотники три дня
гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не
выдержали и пали от жары. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили свою жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшего у самой воды. Стали думать, что же делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.
Слайд 32Рефлексия.
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое- что чуть- чуть не ясно.
3.
Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться.
Слайд 33Информационные ресурсы:
1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и допол.
– М.: ВАКО, 2007.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2006.
3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные /Сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения /Сост. П.Р. Ряхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
5. http://www.naturall.ru/node/90 – Пустыня и полупустыня
6.Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 4 класс.