Слайд 1ПУТЕШЕСТВИЕ
В РУКОТВОРНУЮ СКАЗКУ
Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2 класс
Учитель: Щавелёва
Ольга Александровна
-2010-
МОУ Подозерская средняя школа
Ивановская область Комсомольский район
Слайд 2Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не
только удобными, прочными, но и красивыми. Любой природный материал –
глина, дерево, жесть – красив. Но красота открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты.
По всей нашей стране живут художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия.
Места, где живут и работают художники, называются центрами народных промыслов. На уроках м ы познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 3Ремёсел очень много на земле на русской есть
И всех ремёсел
нам сейчас не перечесть!
Слайд 4Дымковская игрушка очень популярна. Ласково и нежно называют её «дымка»,
потому что впервые её начали изготавливать много лет назад в
слободе Дымково, что стоит на высоком берегу реки Вятки.
Дымковская игрушка
Слайд 5Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, а
в пасмурные дни стелется туман от речки, отсюда и название
– Дымковская слобода, и игрушка именуется дымковской.
Слайд 6Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В
ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Слайд 7Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А
гусары-баловни –
Кавалеры наши.
Слайд 8У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
За студёною
водицей,
Как лебёдушка плывёт,
Водоноска-молодица
Вёдра синие несёт.
Слайд 9Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Ждём вас на дорожке,
Разомните ножки.
Ой, люли, люли, люли,
Кони
на лужок пришли.
Кони удалые,
Гордые, лихие.
Слайд 11Роспись глиняных игрушек
Обрати внимание на основные элементы геометрического орнамента игрушки:
круги, овалы, клетки, полоски, точки. На то, как они выстраиваются
в узор, на яркость красок. В росписи используют желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный цвета.
Слайд 12Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг
в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрёшка
Слайд 13Русская деревянная кукла матрёшка родилась около 100 лет назад под
Москвой. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в
руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилась её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.
И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира.
Слайд 14Почему матрёшка нам нравится?
В чём секрет успеха и долгожития
матрёшки?
Почему матрёшка стала русским сувениром за рубежом?
Слайд 15Эстетическое представление о женщине часто неотделимо от образа птицы –
древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава», «утушка» - слова,
которыми величают женщин в русской народной поэзии. Эти своеобразные черты женского образа прекрасно воплотились в красочном народном костюме.
Слайд 16Облик матрёшки воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры,
и элементы традиционного народного костюма. Суть русской матрёшки во все
времена остаётся прежней – дружба и любовь, пожелания счастья и благополучия.
Слайд 18Хохлома, хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Хохломская
роспись
Слайд 19Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают
из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки
и сказочные ковши-утицы, а еще мебель детскую. Прежде на ярмарку возами такой товар возили. Почему же так охотно покупали хохломские изделия?
Слайд 20Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия.
В чем секрет золотого узора, да и каков он сам?
Слайд 21Любимые цвета — красный да черный и совсем немного желтого
и зеленого для мелкой прорисовки —приписок. А золото-то откуда? В
этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета — и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?
Слайд 22Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные.
Природа вокруг какая: глаз не оторвешь!
Слайд 23Ещё раз присмотрись к этому чуду. Говорят, хохломская посуда ни
воды, ни жары не боится. Как ты думаешь, почему?
Слайд 24Впервые Каргополь упомянут в год Куликовской битвы. Знаменит он шедевром
древнерусского зодчества – Христорождественским собором XVI века. Места здесь дивные,
незабываемые: река Онега, простор земли, ширь неба. Одним словом – Русский Север!
Каргопольская игрушка
Слайд 25Здесь родилась глиняная игрушка. Завелась она по избам окрестных деревень,
по городским домам, глубоко выразив народный характер, став настоящим художественным
явлением.
Слайд 26Лепят игрушку руками, как пирожок, сушат, обжигают в русской печи,
раскрашивают немудреными красками. Делают основательно и умело, как и всякую
другую работу.
Слайд 27Авторы каргопольских игрушек – люди в основном пожилые, но не
стареющие сердцем.
Слайд 28После напряженного трудового дня в темную зимнюю пору или в
пасмурную осень посмотришь на эти рукотворные чудеса – и словно
побеседуешь с хорошим и отзывчивым другом. Станет на душе и легче, и радостнее, в самом пробудится художник, и мир расцветится радугой.
Слайд 29Роспись глиняных игрушек
Посмотри, как выразительна роспись каргопольской игрушки, которая сохраняет
прочную связь с древними мотивами.
Каждая мастерица всегда вносит элемент
творчества в это яркое, весёлое искусство.
Слайд 30Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников
вырастил Палех!
Сколько диковин красою затмил!
Палехская миниатюра
Слайд 31Испокон веков палешане писали образа. От поколения к поколению передавалось
их древнее мастерство. Славилось и процветало село, шла о нём
молва по всей Руси.
После революции 1917 г. ведущие художники Палеха организовали новый промысел, творчески переработали художественные традиции и приёмы, унаследованные от глубокой древности.
Слайд 32Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на
преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур,
подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
Особенности палехской живописи
Слайд 34В настоящее время в селе работают Художественно-производственные мастерские, есть художественное
училище, открыт музей.
Слайд 35Произведения художников из древнего русского села принесли Палеху мировую известность
и славу.
Они неизменно с большим успехом демонстрируются на многочисленных выставках
в нашей стране и за рубежом.
Слайд 36Гжель, гжель, сказочная гжель - песня задушевная, хорошая, словно белая
метель, словно белая метель синие цветы запорошила.
Искусство Гжели
Слайд 37Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Издавна
здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных
глин.
Слайд 38В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой
и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь
в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».
Слайд 39Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад,
когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины
с многоцветной росписью по белому. Это майолика.
Слайд 40Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта
посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а
сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Слайд 41Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику –
забавные скульптурки людей, животных сценки из жизни и многое другое.
Слайд 42Основные элементы гжельской росписи
Слайд 43ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - русский художественный промысел лаковой росписи по металлу,
сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от
подмосковных Мытищ.
Роспись по металлу
Слайд 44Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного
села Жостова.
Слайд 45На сверкающей лаком чёрной, синей, красной поверхности подноса хороши и
подмосковные пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты,
осенние мотивы ягод и листьев.
Слайд 46Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок.
Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной
принцип жостовской живописи.
Слайд 47Обычно о жостовских изделиях говорят как об искусстве ярком. Да,
краски его звучны, но не терпят пестроты, назойливости.
Им к лицу
плавное, мелодичное письмо, гармоничная композиция, нежные, тонко подобранные тона цвета.
Слайд 48Присмотрись к росписи подносов.
Букеты у них плотные, почти нигде не
видны стебли.
А какие цветы!
Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие
формы.
Слайд 49Даже в самом чудесном саду не увидишь таких роз, как
на жостовских подносах.
Любя природу, человек украшает её неповторимыми образами своей
фантазии.
Слайд 50Этапы росписи жостовского подноса
Слайд 51Деревня Филимоново в Тульской области – знаменитый центр производства этих
игрушек. Никто уже не помнит, когда здесь впервые стали делать
замечательные игрушки. Но и сейчас этот промысел живёт, а с ним продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев.
Филимоновская игрушка
Слайд 52У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят
стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из вязкой, податливой белой, с
синеватым оттенком глины.
Слайд 53Любимые цвета игрушек – малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Расписывают игрушки,
как и раньше, куриным пёрышком.
Слайд 54Роспись глиняных игрушек
Необычайно ярка игрушка в своих пёстрых декоративных «одеждах»
- узорах, нанесённых прямо на поверхность обожжённой глины. Сплошную окраску
дополняют чередующиеся радужные полосы.
Слайд 55Искусство городецкой росписи зародилась в заволжском крае близ г.Городца, недалеко
от Нижнего Новгорода. В окрестных селах этого края крестьяне
издавна украшали
удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки – настоящее произведение искусства.
Городецкая роспись
Слайд 56На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития,
охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены
диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелёными веточками.
Слайд 57В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают,
по поверью, особые цветы
и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
Слайд 58В чём же волшебство городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя,
зелёная, немного жёлтой, а чёрная и белая для оживки. Всё
дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Слайд 59Роспись купавок и розанов
Сначала делается замалёвок – цветные пятна круглой
формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем форма цветка
усложняется, делается серединка и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
Слайд 61Источники:
Animashky.ru c 2006-2008
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
www.google.ru.
Учебно-воспитательная работа в
начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
Учебно-воспитательные занятия в
группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005