Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 2 П.
КЛЕТНЯ БРЯНСКОЙ ОБЛ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА:
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ – ПУТЬ К
СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
НОМИНАЦИЯ (ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ)
Выполнил:
учащийся 9 «Б» класса
МБОУ СОШ № 2
Фролов Александр
Научный руководитель:
учитель технологии
Фролова И. И.
2012 г.
Слайд 2I часть.
Проблема исследования:
По исследованиям учёных,
в нашей стране осталось запасов угля на 30 лет, а
нефти на 70 лет. Что же будет с будущими поколениями? Что каждый из нас как потребитель может сделать для сохранения ресурсов и улучшения экологии?
Объект исследования:
потенциальные потребители (учителя и учащиеся 9 «Б»
класса)
Слайд 3Гипотеза:
Развитие культуры потребления приведёт к формированию психологии потребления,
направленной на бережное отношение к имеющимся благам и рациональное использование
ресурсов.
Цель исследования:
Найти пути развития культуры потребления.
Слайд 4
Задачи исследования:
1. Исследовать уровень потребительской культуры и найти факторы, влияющие
на него.
2. Исследовать поведение потребителей.
3. Исследовать культуру потребления
энергоресурсов на уровне школы.
Методы исследования:
тестирование; социологический опрос;
эксперимент; наблюдение; сравнение; анализ.
Слайд 5II. Основная часть
Культура потребления является одной из самых значимых культур,
т.к. каждый человек является потребителем, стремящимся удовлетворить свои потребности.
Культура
потребления состоит из совокупности потребительских культур отдельных людей и групп, в которые они объединены в результате общего вида деятельности.
Слайд 6Вступление к первому исследованию
Следует выделять три уровня потребительской
культуры: оптимальный,
завышенный и заниженный.
При оптимальном уровне потребительской культуры человек потребляет
материальные и духовные блага в соответствии с уровнем своих возможностей.
При завышенном уровне - потребляет значительно больше своих возможностей, за счет других (т.е. живёт в долг)
При заниженном уровне - потребляет меньше исторически сложившихся норм, чрезмерно экономичен, свои права не отстаивает.
Слайд 7Исследование уровня потребительской культуры
В исследовании участвовали: 20 учащихся и 20
учителей.
Тест «Насколько Вы бережливы?» Было предложено ответить
на 10 вопросов теста, выбрав один из трёх ответов.
1. Сохраняете ли Вы тонкие полиэтиленовые пакеты из-под хлеба?
2. Много ли на Вашем столе авторучек, которыми вы не пользуетесь?
3. Хорошо ли утеплены окна в Вашей квартире?
4. Как Вы моете посуду?
5. Используете ли Вы полуфабрикаты для приготовления пищи?
6. Хранятся ли у Вас журналы, газеты или брошюры середины
1990-х годов?
7. Если в руки Вам попадает лист бумаги, чистый с одной стороны, или школьная тетрадь, исписанная не до конца, стараетесь ли вы отложить эти бумажные резервы на всякий случай?
8. Сохранились ли у Вас ключи от замков, которых уже давно нет?
9. Есть ли у Вас в шкафу одежда, которую вы не надевали несколько лет?
10. Как Вы поступите, если после обеда на столе остались хлебные крошки?
Слайд 8Результат исследования:
У большинства учителей (14 из 20) – заниженный
уровень потребительской культуры. Я считаю, что это из-за
низкой заработной
платы. Никуда не денешься – будешь экономным!
У учащихся – картина наиболее оптимистичная (9 из 20), но в принципе - недалеко ушли.
Примечательно, что ни у кого нет завышенного уровня – все либо сверх меры бережливы, либо во всём знают меру.
Слайд 10Выводы исследования:
Уровень потребительской культуры скорее зависит от психологии людей и
уровня их жизни, чем от возраста, социального положения, образования, жизненного
опыта.
Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню потребительской культуры.
Слайд 11Вступление ко второму исследованию
Культура потребления тесно связана с общей культурой
и менталитетом людей и воспроизводится, передается из поколения в поколение.
С первых дней и до конца жизни человек учится потреблять.
Разумность потребностей не в их ограничении, а в рациональности их удовлетворения.
Слайд 12Социологический опрос
Рассмотрим поведение потребителей с точки зрения рациональности. (В исследовании
принимали участие 20 оптантов: учителя и ученики).
Были заданы следующие
вопросы:
Вопрос: какие факторы оказывают влияние на поведение потребителя?
Вопрос: когда Вы больше потратите денег на продукты – если вы сыты или голодны?
Вопрос: что нужно сделать, чтобы не тратить деньги на ненужные покупки, и не забыть сделать нужные?
Вопрос: в каком магазине Вы будете покупать продукты?
Вопрос: Если Вы приобрели недорогой товар, а он оказался некачественным. Как вы поступите?
Вопрос: когда Вы будете приобретать зимнюю обувь?
Вопрос: куда Вы потратите внезапно свалившиеся на вас деньги?
Вопрос: каким образом можно уменьшить потребление?
Вопрос: считаете ли Вы, что имеете влияние на экологию как потребитель? Что конкретно Вы, делаете для сохранения окружающей среды?
Слайд 13Выводы исследования:
Каждый потребитель выбирает для себя предпочтительный вариант и
должен ориентироваться на свои потребности и уровень доходов.
Не стоит
принимать скоропалительных решений, нужно учиться рационально распределять свои возможности и удовлетворять потребности.
Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития.
У всех людей есть свои потребности и личное дело каждого, в какой приоритетности он их для себя определяет и каким образом удовлетворяет, главное, чтобы это не нарушало законов общества, не ущемляло права остальных его членов и не вредило окружающей среде.
Нет ничего плохого, что люди стремятся жить лучше. Но в любом случае они не должны становится рабами потребления.
Слайд 14Вступление к третьему исследованию
Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет
энергосбережение.
Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Еще 40 лет назад
человечество потребляло только половину той энергии, которую потребляет сегодня.
А может ли отдельный потребитель что-то сделать для уменьшения потребления энергоресурсов?
Слайд 15Исследую ситуацию в моей школе
В школе обучается 609 учащихся, имеется
26 учебных кабинетов. У нас шестидневка, занятия проходят в 2
смены: начинаются в 8.00, заканчиваются в 18.45, в субботу в 13.30.
Слайд 16
Наиболее объективным показателем использования энергоресурсов является расход электроэнергии, который в
школе уменьшается год от года.
за 2009 г. – 46840 кВт/ч;
за 2010 г. – 40839 кВт/ч (экономия – 12, 8 %); за 2011 г. – 37188 кВт/ч (экономия – 8,9 %)
Откуда же взялась экономия? Нет, количество классов у нас не уменьшилось, норма освещения в кабинетах
выдерживается на прежнем уровне – 300-500 лк, и почти в каждом кабинете имеется оргтехника. Дело в том,
что мы рационально используем электроэнергию. В 2010 году лампочки были заменены на
энергосберегающие. Наш директор строго следит за экономией энергии и приучил к этому и наших учителей и нас. Чуть только рассвело - на перемене мы выключаем свет, а вахтер во время уроков следит, чтобы в коридоре не были включены лишние лампочки.
Всё это говорит о развитии культуры потребления электроэнергии в школе.
Слайд 17Вывод исследования:
Развитие культуры потребления на уровне школы привело к уменьшению
потребления энергии, и явилось шагом к сохранению ресурсов.
Так значит, всё-таки,
каждый человек может внести свой вклад в развитие культуры потребления!
Слайд 18III часть. Выводы исследовательской работы
«Мы взяли землю взаймы у
наших потомков». Потомки не простят нам опустошения Земли, надругательства над
тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
За нашей жизнью придёт жизнь тысячи других. Ради них стоит работать, преодолевать, побеждать, чтобы оставить им в наследство эту любимую Землю, великие леса, этот чистейший воздух, богатые поля.
А что же зависит от меня? Могу ли я внести свой вклад в сохранение ресурсов и улучшение экологии? Конечно, могу! Итак, каковы же пути?
Слайд 19Пути развития культуры потребления:
Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню
потребительской культуры.
Нужно учиться рационально распределять свои возможности и удовлетворять потребности.
Потреблять
нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития и ничего лишнего.
Исключить ложные потребности.
Потребляя, не засорять окружающую среду и беречь природные богатства.
Приобретать качественные товары.
Бережно относиться к вещам и имуществу.
Экономить свет, газ, воду.
Рациональность каждого потребителя - капля воды в большом океане культуры потребления, но из них - то он и состоит.
Слайд 20Источники:
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры. Учебник
для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Брянск:
Издательство Брянского педагогического университета, 1997.- 184 с.
Общественно-политическая газета Клетнянского района Брянской области «Новая жизнь» № 21 (6607) от 13 марта 2012 г.
Технология. 8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко/авт. – сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 281 с.
…Мы взяли Землю.. ecology.md›section.php/section.php…
Психология потребления. www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/consuming_psychology.htm
Культура потребления consumers.narod.ruconsumers.narod.ru›lections/consculture.html
http://doloy-fartuk.com/vse-razdely/taynoe/testy
Зачем беречь энергию? test.spareworld.org? test.spareworld.org›rus/enersave/energy…
«Будем экономными» schoolnet.by/~tomkovichi/images/brejn_ring.doc
Программа «Доброе утро» от 14. 03.12 г.