Слайд 2Вспомни!
Живая природа
Неживая природа
животные
растения
бактерии
почва
вода
камни
горы
звезды
Слайд 3ИСКУССТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ
Часть окружающих предметов создал сам человек. К
ним относятся, например:
Слайд 4
Дикие животные выживают в природе, так как имеют для этого
множество специальных приспособлений, позволяющих им жить в экосистемах, к которым
они приспособились.
Почему дикие звери
живут сами по себе?
Слайд 5В ВОДЕ ИХ ЗАЩИЩАЕТ ОТ ХОЛОДА ТОЛСТЫЙ СЛОЙ ПОДКОЖНОГО ЖИРА
И ВОДООТТАЛКИВАЮЩАЯ ШУБА. ГУСТОЙ МЕДВЕЖИЙ МЕХ С ЧУТЬ ЖЕЛТОВАТЫМ ОТТЕНКОМ
ОТЛИЧНО
СЛИВАЕТСЯ С ЗАСНЕЖЕННОЙ МЕСТНОСТЬЮ И
СОСТОИТ ИЗ ПЛОТНОГО ПОДШЕРСТКА.
ДАЖЕ ПОДОШВЫ ЛАП ПОКРЫТЫ ШЕРСТЬЮ, ПОЗВОЛЯЯ
МЕДВЕДЮ УВЕРЕННО СТУПАТЬ ПО СКОЛЬЗКОМУ ЛЬДУ.
Слайд 6С ПОМОЩЬЮ БИВНЕЙ СЛОН ПОДРЫВАЕТ КОРНИ И СДИРАЕТ С ДЕРЕВЬЕВ
КОРУ. ГОЛОВА СЛОНА ДЕРЖИТСЯ
НА КОРОТКОЙ, НО МАЛОПОДВИЖНОЙ ШЕЕ. ИЗ-ЗА ЭТОГО
ОН НЕ МОЖЕТ ДОТЯНУТЬСЯ РТОМ ДО ЗЕМЛИ. ХОБОТ СНАБЖЕН ТЫСЯЧАМИ МЫШЦ И СПОСОБЕН ВЫПОЛНЯТЬ САМЫЕ РАЗНЫЕ ФУНКЦИИ - СРЫВАТЬ ПЛОДЫ, ВТЯГИВАТЬ ВОДУ ИЗ ВОДОЕМА, ОБРЫВАТЬ ВЕТКИ И ВЫРЫВАТЬ С КОРНЕМ ДЕРЕВЬЯ. ХОБОТ ЧУТКО УЛАВЛИВАЕТ ЗАПАХИ И
ПРИКОСНОВЕНИЯ, И С ЕГО ПОМОЩЬЮ СЛОНЫ ИЗУЧАЮТ НЕЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
Слайд 7У ВСЕХ ЕЖЕЙ ОСТРЫЕ ВЫТЯНУТЫЕ МОРДОЧКИ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО РЫТЬСЯ
В ГУСТОМ ПОДЛЕСКЕ В ПОИСКАХ КОРМА. ВСЕ КОЛЮЧИЕ ЕЖИ ЗАЩИЩЕНЫ
ГУСТЫМ ИГЛИСТЫМ ПАНЦИРЕМ. ИГОЛКИ ПОКРЫВАЮТ СВЕРХУ И С БОКОВ ВСЕ ТЕЛО И ЧАСТЬ ГОЛОВЫ. МОРДОЧКА И БРЮШКО ЗВЕРЬКА ЗАРОСЛИ ГРУБЫМИ ВОЛОСАМИ. ПРИ МАЛЕЙШЕЙ ОПАСНОСТИ ЕЖ С ПОМОЩЬЮ ОСОБЫХ ПРОДОЛЬНЫХ И КОЛЬЦЕВИДНЫХ МЫШЦ СВОРАЧИВАЕТСЯ В ПОЧТИ НЕУЯЗВИМЫЙ КОЛЮЧИЙ ШАР, ОЩЕТИНИВШИСЬ ГРОЗНЫМИ ИГЛАМИ.
Слайд 8
Выводя домашних животных, человек заботился о тех признаках, которые выгодны
ему. Поэтому выведенные породы домашних животных не приспособлены к самостоятельной
жизни в природе.
Почему за домашними животными
нужно ухаживать?
Слайд 9Что получает человек от каждого животного?
Слайд 10
Животные имеют разум, но
это совсем другой разум, чем тот, которым обладает человек. Иногда
звери совершают высокоразумные поступки, но им недостает главнейшего фактора – речи, т.е. умения разумно и последовательно излагать свои мысли. Им недостает способности отвлекаться от сиюминутного внешнего раздражения. И еще им недостает умения записывать свои мысли и наблюдения, а без этого невозможно накапливать знания. Собака, которую мы сегодня встретили на улице, ничуть не разумнее той собаки, которая охраняла жилище первобытного человека.
Чем человек отличается от животных?
Слайд 11“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”
А.Экзюпери
Слайд 13ГИПОТЕЗА
ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ПРИРОДУ
Слайд 15Словарь исследователя
Порода - группа животных, обладающая определенными признаками, передающимися по
наследству.
Сорт – группа культурных растений, которые в результате селекции обладают
определенным набором характеристик.
Селекция – наука о методах создания и улучшения пород животных, сортов растений.
Слайд 16 Селекция (от лат. selectio, seligere – отбор) –
это наука о методах создания высокопродуктивных сортов растений, пород животных
и штаммов микроорганизмов. По образному выражению Н.И. Вавилова, «…селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека».
Слайд 17 Учение о современной селекции было сделано
нашим выдающимся соотечественником – агрономом, ботаником, географом, путешественником, всемирно признанным
авторитетом в области генетики, селекции, растениеводства, иммунитета растений, крупным организатором сельскохозяйственной и биологической науки в нашей стране – Николаем Ивановичем Вавиловым (1887–1943).
Многие хозяйственно-полезные признаки являются генотипически сложными, обусловленными совместным действием многих генов и генных комплексов. Необходимо выявить эти гены, установить характер взаимодействия между ними, иначе селекция может вестись вслепую. Поэтому Н.И. Вавилов утверждал, что именно генетика является теоретической основой селекции.
Слайд 18Культурные растения и домашних животных выращивают для:
получения продуктов
питания
изготовления
одежды
производства
лекарства
производства
кормов
езды
и как
тягловая сила
украшения
жилища
Слайд 19Зачем человек много лет занимается выведением сортов растений и пород
домашних животных?
Человек полностью
зависит от животных
и растений, которые
он выращивает. Ведь
всю
пищу – хлеб и
крупы, молоко и мясо,
сахар и масло – все
это люди получают
из выращенных ими
растений и животных.
Слайд 20Как человек может вывести сорта растений и породы животных, отличающиеся
от своих диких предков?
ОВОЩИ ЧЕЛОВЕК НАЧАЛ «ПРИРУЧАТЬ» ДАВНО. УЖЕ БОЛЕЕ
4 ТЫСЯЧ ЛЕТ НА ОГОРОДАХ ВЫРАЩИВАЮТ КАПУСТУ, ОГУРЦЫ, РЕПУ, СТРУЧКИ БОБОВ. . БОЛЬШИНСТВО ОВОЩЕЙ ПОЯВИЛИСЬ В ТЕПЛЫХ ЮЖНЫХ КРАЯХ, И ЧЕЛОВЕКУ ПРИШЛОСЬ ИХ «ВОСПИТЫВАТЬ», ЧТОБЫ МОГЛИ ХОРОШО РАСТИ И НЕ БОЛЕТЬ В БОЛЕЕ ПРОХЛАДНОМ КЛИМАТЕ. СРЕДИ ОВОЩЕЙ ПОСТОЯННО ПОЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ НОВЫЕ СОРТА: МОРОЗОСТОЙКИЕ, УСТОЙЧИВЫЕ К БОЛЕЗНЯМ, ВЫСОКОУРОЖАЙНЫЕ, СКОРОСПЕЛЫЕ. ВНАЧАЛЕ ПОМИДОРЫ СЧИТАЛИСЬ НЕСЪЕДОБНЫМИ И ДАЖЕ ЯДОВИТЫМИ, И ВЫРАЩИВАЛИСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАК ДЕКОРАТИВНОЕ РАСТЕНИЕ: В ГОРШОЧКАХ НА ПОДОКОННИКАХ И В ВИДЕ ЖИВОГО ОГРАЖДЕНИЯ ДЛЯ САДОВЫХ БЕСЕДОК И ОРАНЖЕРЕЙ. НА РУСИ ПОМИДОРЫ ТАКЖЕ СПЕРВА ПРИВЛЕКАЛИ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СВОИМ КРАСИВЫМ КРАСНЫМ ПЛОДАМ, НЕБОЛЬШИЕ КУСТИКИ ПОМИДОРОВ ДАРИЛИ ВОЗЛЮБЛЕННЫМ В ЗНАК ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ. ТОЛЬКО НА РУБЕЖЕ 18-19 ВЕКОВ ТОМАТЫ БЫЛИ ПРИЧИСЛЕНЫ К ЧИСЛУ ОВОЩНЫХ СЪЕДОБНЫХ КУЛЬТУР.
Слайд 21Как человек может вывести сорта растений и породы животных, отличающиеся
от своих диких предков?
ПРЕДКОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ СОБАК ЯВЛЯЮТСЯ ВОЛКИ. 15
- 20 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ПРЕДКИ СОБАК НАЧАЛИ ПОМОГАТЬ ЧЕЛОВЕКУ В ОХРАНЕ ЖИЛИЩА И ОХОТЕ. ЗА МНОГИЕ ВЕКА ПРИРУЧЕННЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ ВОЛКИ СИЛЬНО ИЗМЕНИЛИСЬ. ИНДИЙСКИЕ ВОЛКИ СТАЛИ РОДОНАЧАЛЬНИКАМИ ЛЕГАВЫХ, ГОНЧИХ, БОРЗЫХ, ТЕРЬЕРОВ И БОЛОНОК, ШПИЦЕВ И ПУДЕЛЕЙ. ЛАЙКА ВНЕШНИМ ВИДОМ НЕМНОГО НАПОМИНАЕТ СВОЕГО ДИКОГО РОДСТВЕННИКА — ВОЛКА.
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА
ИХ ИЗМЕНЕНИЯ –
ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР
(ВЫБОР И ДАЛЬНЕЙШЕЕ
РАЗМНОЖЕНИЕ
РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ,
ОБЛАДАЮЩИХ ЦЕННЫМИ
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИЗНАКАМИ).
СФОРМИРОВАЛАСЬ
НАУКА О ВЫВЕДЕНИИ
СОРТОВ И ПОРОД –
СЕЛЕКЦИЯ.
Слайд 22На какие свойства человек обращал внимание, выводя породы собак?
охранные
пастушеские
охотничьи
декоративные
Физически
крепкие,
острый
слух и чутье,
недоверчивые к
посторонним
людям.
.Бесстрашные,
сильные,
крепкая хватка,
злобность.
Резвость,
зоркость,
мастерство,
жадность к
зверю.
Маленькие,
подвижные,
умные.
Слайд 26Подведем итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Зачем человек одомашнил
растения и животных?