Слайд 1далее
г. Екатеринбург 2004 год
подполковник вн. службы Беспалов О.В.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ
НА
САМОЛЕТАХ
И В АЭРОПОРТАХ
Слайд 2ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джафаров М.А. «Обеспечение пожарной безопасности
на аэродромах гражданской авиации».
Кимстач И.Ф. «Пожарная тактика».
Повзик Я.С. «Пожарная тактика».
Повзик Я.С. «Пожарная тактика в примерах».
Слайд 3Характеристика пожарной опасности самолётов..
Особенности развития и тактика тушения пожаров
на
воздушных судах.
Проведение аварийно-спасательных работ.
План пожаротушения на воздушных судах.
ВЫБЕРИТЕ ВОПРОС
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ :
Закончить занятие.
Оперативно-тактическая характеристика аэродрома.
Организация тушения пожаров в ангарах и аэро- вокзалах.
Пожарная техника.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ САМОЛЕТА
оперение
крыло
фюзеляж
шасси
силовые
установки
Слайд 5ПРИЧИНЫ ПОЖАРООПАСНОСТИ
САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ):
большой запас на борту горючих жидкостей
(керосин, моторные масла, гидрожидкость);
применение в качестве декоративно-отделочных
материалов пассажирских салонов пластмасс,
синтетических материалов, обладающих высокими
токсичными свойствами;
большое количество людей (от 30 до 720 человек);
ограниченные размеры эвакуационных путей;
малый предел огнестойкости обшивки фюзеляжа.
Слайд 6 ОСНОВНЫЕ ПОЖАРООПАСНЫЕ ЗОНЫ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Слайд 7 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ
НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
отказ отдельных систем и агрегатов;
потеря прочности самолёта при ударе его о землю
во время взлёта и посадки;
выкатывание самолёта за пределы взлётно - посадочной
полосы;
нарушение правил заправки горючим.
далее
Слайд 8 ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОДРОМА
(«Кольцово»)
«Кольцово» - аэропорт
международного значения,
способный принимать все виды авиационной техники отечественного и зарубежного производства.
Основные типы самолетов, используемые в системе пассажирских перевозок: АН-12, АН-24, АН-26, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-86, БОИНГ-737, С-130, вертолеты - МИ-2, МИ-6, МИ-8.
Слайд 9 Аэродром «Кольцово» имеет две взлётно-посадочные полосы асфальтобетонного покрытия протяженностью 1700
и 2700 метров, шириной 60 метров. По международной системе классификации
аэродром относится к 8 классу ДЭ.
Класс аэродрома зависит от геометрических размеров (размах крыльев, длина фюзеляжа) летательных аппаратов, которые способен принять аэродром.
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОДРОМА
(«Кольцово»)
Слайд 10 Все рулежные, магистральные дорожки, а также стоянки летательных аппаратов выполнены
из аэродромных плит ПАГ-18Ю длиной 8 м, шириной 1.8 м,
весом до 6 тонн, с уложенным на них сверху асфальтовым покрытием.
Вдоль ВПП, МРД, РД, а также стоянок устроена ливневая канализация для сбора и утилизации атмосферных осадков (дождевая вода, талый снег).
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОДРОМА
(«Кольцово»)
Слайд 11 Для указания направления движения оборудована световая сигнализация напряженностью 127-220 В,
также возможно аварийное включение автономных источников.
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОДРОМА
(«Кольцово»)
Слайд 12Водоснабжение - система водопровода на хозяйственно-питьевые нужды, а тем более
на противопожарные нужды отсутствует.
Аэропорт находится в районе обслуживания 9-ПЧ.
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОДРОМА
(«Кольцово»)
Слайд 13СХЕМА АЭРОДРОМА С КООРДИНАЦИОННОЙ
СЕТКОЙ
далее
Слайд 14 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ НА
ВОЗДУШНЫХ
СУДАХ
На современных воздушных судах пожары
классифицируют:
пожары в отсеках топливных баков
и разлитого топлива
на месте авиационного происшествия;
пожары в пассажирских салонах;
пожары в отсеках силовых установок;
пожары шасси;
пожары в особых условиях.
Слайд 15ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРА
РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
(Повзик Я.С. «Пожарная тактика», стр. 259,
262-263)
Характеристика топливных баков:
взрывы фюзеляжных топливных баков могут сопровождаться
выбросом топлива и факела внутрь пассажирских салонов;
взрывы мягких топливных баков в плоскости самолёта носят локальный характер и не сопряжены с разбросом частей кон- струкций крыла и выбросом топлива;
взрыв кессонных крыльевых баков сопровождается разруше-нием конструкции крыла и топливной системы, что приводит к одновременному выбросу большого количества топлива с по-следующим вытеканием его из разрушенных топливных баков.
Слайд 16 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРА
РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
быстрое распространение огня на всю площадь;
высокая температура в зоне горения (10000 С);
высокая плотность теплового потока.
НАИБОЛЬШАЯ ОПАСНОСТЬ:
быстрое прогорание обшивки фюзеляжа и проникновение пожара во внутренние полости ;
угроза взрыва неразрушенных топливных баков;
воспламенение шин шасси и барабанов колёс, выполненных из магниевых сплавов ;
взрыв амортизационных стоек шасси, так как они находятся под высоким давлением.
Слайд 17 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
При аварии самолёта топливо может растекаться
на значительную площадь. Площадь розлива топлива зависит от его количества,
длины самолета, диаметра фюзеляжа.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТУШЕНИЯ:
разведка пожара ;
сосредоточение сил и средств на решающем направлении;
охлаждение фюзеляжа и крыла;
тушение розлива авиатоплива.
Слайд 18 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
РАЗВЕДКА ПОЖАРА
Начинается при движении
пожарных автомобилей к месту
пожара.
Определяются следующие основные факторы:
место
и характер пожара;
наличие людей и степень угрозы им ;
параметры пожара;
направление распространённого огня;
место наибольшей угрозы пожара для фюзеляжа;
влияние метеоусловий на развитие пожара.
Слайд 19 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ
НА РЕШАЮЩЕМ НАПРАВЛЕНИИ:
локализация за минимальное
время пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла;
создание эвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна.
Слайд 20 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
ОХЛАЖДЕНИЕ ФЮЗЕЛЯЖА И КРЫЛЬЕВ САМОЛЁТА:
Производится
пеной или раствором пенообразователя.
Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0,2 (м
2с).
На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно
производить из лафетных стволов пожарных автомобилей,
подавая огнетушащее средство на нижние
поверхности крыла и фюзеляжа самолёта.
Слайд 21 СХЕМА ТУШЕНИЯ ОДНОСТОРОННЕГО ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
1 - пожарные
автомобили;
2 - зона горения;
3 - пути эвакуации экипажа и пассажиров.
Слайд 22СХЕМА ТУШЕНИЯ КРУГОВОГО ПОЖАРА
РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА
1 - пожарные автомобили;
2 -
зона горения.
Слайд 23 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА
(Повзик Я.С. « Пожарная тактика»,
стр. 260, 263-264 )
ОСНОВНАЯ ПОЖАРНАЯ НАГРУЗКА:
искусственные и натуральные материалы
обивки и
наполнения кресел;
ковровые покрытия;
пластмассовые изделия.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
быстрое нарастание концентрации отравляющих веществ
продуктов горения;
термическое разложение горючих материалов;
плотное задымление;
высокая температура (до 900 градусов).
Слайд 24 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:
наличие
или отсутствие людей внутри самолёта;
место расположения очага пожара:
- пассажирский салон;
- кабина экипажа;
- бытовые помещения;
- багажные отсеки.
Слайд 25 ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА:
снижение температуры и плотности задымления в салоне;
локализация пожара с помощью распылённых струй.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРА
ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА
На борт воздушного судна должно подниматься не менее 2-х человек личного состава ГПС с КИП.
У входа в задымлённое помещение организуются посты безопасности.
Слайд 26 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПАСАЖИРСКОГО САЛОНА
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОГНЕТУШАЩИЕ СРЕДСТВА:
вода
(в виде распылённых струй, водного раствора
пенообразователя);
углекислота (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и
высокой герметичности горящих отсеков);
пена низкой и средней кратности.
Слайд 27СХЕМА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ВНУТРИ
ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА
1 - пожарные автомобили; 2
- высокотемпературная зона;
3 - низкотемпературная зона; 4 - плоскость равных
давлений.
Слайд 28ТУШЕНИЕ ПОЖАРА СИЛОВЫХ УСТАНОВОК
(Повзик Я.С., « Пожарная тактика», стр. 260-261, 264-265)
СВЯЗАНО С
ГОРЕНИЕМ: авиатоплива, масла, гидрожидкости.
Наибольшую опасность представляют пожары при работающем
двигателе, так как они могут быть связаны с горением распы-
лённых жидкостей под высоким давлением (0,5 - 0,9 МПа). По-
этому необходимо выключить двигатели, перекрывая подачу
топлива к ним. Этот вид пожара носит интенсивный характер
развития.
При неработающем двигателе пожар носит локальный характер
и развивается менее интенсивно.
Слайд 29ОСНОВНЫЕ ОГНЕТУШАЩИЕ СОСТАВЫ:
- пены низкой и средней кратности
- порошковые составы
- газовые составы объёмного тушения
ТУШЕНИЕ ПОЖАРА СИЛОВЫХ УСТАНОВОК
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:
оценить обстановку и расставить пожарные автомобили на
исходные позиции, учитывая силу и направление ветра;
выключить двигатели летательного аппарата;
Слайд 30ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ручными
стволами, подающими огнетушащее средство непосредственно в
очаг пожара через специальные люки или
возможные прогары капотов.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРА СИЛОВЫХ УСТАНОВОК
Слайд 31 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА СИЛОВЫХ УСТАНОВОК
Установки объёмного пожаротушения следует использовать
немедленно, если есть
возможность доступа к горящему двига-
телю или после того, как пожар будет локализован пенными
струями.
Для тушения силовых установок, смонтированных в хвостовой части воздушного судна (ТУ- 134, ТУ- 154, ИЛ- 62 и др.) рекомендовано использование пожарных лестниц (приставных и выдвижных, верхних поверхностей автомобилей).
Слайд 32СХЕМА ТУШЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО
ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ
1
- пожарные автомобили; 2 - зона горения; 3 - пути
эвакуации
пассажиров и экипажа
Слайд 33 СХЕМА ТУШЕНИЯ ДВУХ ДВИГАТЕЛЕЙ
И КРЫЛА
1 - пожарные автомобили; 2
- зона горения; 3 - пути эвакуации
пассажиров и экипажа
Слайд 34ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ
(Повзик Я.С. «Пожарная тактика»,
стр. 262, 265-266)
Пожары шасси в основном
возникают при посадке самолёта
и связаны главным образом с горением трёх видов материалов:
- резины
- гидрожидкости
- магниевых сплавов
ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА: принять все необходимые меры для
предотвращения распространения пожара
в нише шасси и на воздушное судно в
целом.
Слайд 35 ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ
ТУШЕНИЕ
ГИДРОЖИДКОСТИ И РЕЗИНЫ КОЛЁС:
Используется раствор пенообразователя или пена
низкой
кратности, подаваемые ручными стволами.
Тушение должно вестись интенсивно чтобы предотвратить воспламенение магниевых сплавов барабанов колёс.
При тушении колёс шасси может произойти разрыв пневматиков, во избежание чего водный раствор пенообразователя подают в виде тонкораспылённых струй с короткими импульсами продолжительностью 5-10 секунд. Струи должны подаваться под острым углом к тележке шасси, ствольщики должны находиться на расстоянии не ближе 2-3 м.
Слайд 36 ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ
ТУШЕНИЕ
МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ: рекомендуется применять 4-6 процентный водный раствор пенообразователя, подаваемый
стволами РС-70 со снятыми насадками при давлении 0,15- 0,2 МПа.
Эффективное тушение магниевых сплавов достигается огнетушащими порошками, подаваемыми из ручных стволов автомобиля порошкового или комбинированного тушения. При тушении порошком на горящей поверхности образуется слой спекшейся корочки, который прекращает горение. Потушенную поверхность охлаждают водным раствором пено-образователя или пеной низкой кратности.
Слайд 37 СХЕМА ТУШЕНИЯ ШАССИ
1 - пожарные автомобили;
2 - зона
горения.
Слайд 38 ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
В
повседневной подготовке личного состава ГПС необходимо знать и учитывать то,
что на время следования и боевого развёртывания большое влияние могут оказать внешние
условия, такие как:
(Джафаров М.А., « Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской
авиации » , стр.178-181 )
отрицательные температуры
окружающего воздуха;
ограниченная видимость;
сильный ветер и т.д.
Слайд 39 ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ
ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА:
замена личного состава при длительной работе, смазывание
лица, рук, ног вазелином или специальными мазями;
применение прорезиненных или латексных рукавов больших
диаметров утепление рукавов снегом;
наблюдение за напорными рукавами, немедленное устранение
свищей во избежание обледенения;
пункты обогрева и медицинской помощи для личного состава;
использование страховки при передвижении по обледенелым
конструкциям, при работе со стволами с лестниц тщательно
закреплять рукавные линии и закрепляться самим.
Слайд 40 ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
ТУШЕНИЕ ПРИ
СИЛЬНОМ ВЕТРЕ:
расстановка пожарной техники и личного состава с навет-
ренной стороны, но с учётом решающего направления;
использование компактных струй водного раствора пено-
образователя, а так же струи воздушно- механической пены
низкой кратности ;
обеспечить необходимый запас огнетушащего состава и
резерв пожарной техники путём привлечения сил и средств
взаимодействующих организаций, в связи с увеличением
расхода огнетушащих составов.
Слайд 41ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ:
использование осветительных приборов (индивидуальные и групповые пожарные фонари, фары
и прожекторы пожарных автомобилей;
контроль за соблюдением членами пожарных расчётов требований правил охраны труда.
далее
Слайд 42 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ
Пожарная опасность ангаров
Одни
из наиболее пожароопасных сооружений и объектов предприятий гражданской авиации -
ангары авиационно- технических баз и самолётно- ремонтные корпуса ремонтных заводов ГА, предназначенные для технического обслуживания и ремонта ВС.
(Джафаров М.А. « Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации» , стр. 200-211; Кимстач И.Ф. «Пожарная тактика» стр. 510-520)
Слайд 43 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ
Основное помещение ангаров
- самолётно-ремонтная часть, располагаемая в центральных осях сооружения и состоящая
из одной или нескольких секций.
Вспомогательные помещения ангара - производственные, административные, подсобные и прочие размещаются в одно-, двух- или трёхэтажной пристройке по бокам и сзади самолётно- ремонтной части сооружения.
Передняя часть ангара представляет собой раздвижные ворота, состоящие из нескольких секций по всей длине и высоте самолётно- ремонтной части.
Слайд 44 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ
Ангары
могут иметь сгораемые несущие (колонны, балки) и ограждающие (многослойные панели
со сгораемым наполнителем) конструктивные элементы.
Пожарная опасность: - производственные вспомогательные участки ангара (покрасочные, смывочные, аккумуля-
торные, ремонтно- строительные);
- наличие резины ;
- наличие декоративно-отделочных материалов.
Слайд 45 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ
Задачи тушения пожаров
в ангарах:
эвакуация людей;
эвакуация авиационной техники и технологического оборудования;
защита несущих ферм покрытия в случае отсутствия или
неисправности дренчерной установки пожаротушения;
защита вспомогательных участков первого этажа.
Слайд 46Огнетушащие составы:
вода;
водный раствор пенообразователя;
воздушно-механическая пена различной кратности;
твердая и газообразная двуокись углерода.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
В АНГАРАХ
Слайд 47 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ
Этапы тушения пожаров в ангаре:
открывание основных ворот ангара;
эвакуация людей и негорящих воздушных судов;
разведка смежных помещений пристроечной части ангара по всем её этажам;
включение дренчерных установок или охлаждение несущих ферм покрытия струями воды.
Слайд 48Ввод внутрь ангаров пожарной техники не допускается, в связи с
опасностью обрушения несущих ферм и самого покрытия.
В случае угрозы жизни
людей все силы и средства пожарно- спасательных подразделений сосредоточиваются на защите путей эвакуации и обеспечении безопасности эвакуирующихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ
Слайд 49 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
В АЭРОВОКЗАЛАХ
Здания аэровокзалов предназначены для
обслуживания пассажиров и имеют специфическое объёмно - планировочное решение, независимо
от от числа обслуживаемых людей.
В каждом аэровокзале имеются:
зал ожидания;
кассовый зал;
комната матери и ребёнка;
ресторан и буфеты;
служебные помещения для обслуживающего персонала.
Состав людей весьма различен как по возрасту
(престарелые, пожилые, молодые, дети ), так и
по состоянию здоровья ( больные,инвалиды и т.д.).
(Джафаров М.А. « Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации » , стр.207- 211)
Слайд 50 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
В АЭРОВОКЗАЛАХ
Здания аэровокзалов могут быть от
II до V степени огнестойкости.
Современные аэровокзалы сооружаются в большинстве своём
из бетона, стекла, металла, что резко снижает их пожарную опасность.
Пожарная опасность:
разветвлённая электрическая сеть ;
система кондиционирования;
система вентиляции;
горючая отделка мягкой и полумягкой мебели;
декоративно- отделочные материалы;
размещение в подвальных помещениях камер
хранения багажа и туалетов.
Слайд 51 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ
План эвакуации составляет и подписывает
руководство аэровокзала, затем согласует его с подразделением военизированной охраны аэропорта
и утверждает у руководства авиапредприятия (направление действий обслуживающего персонала аэровокзала).
Оперативный план тушения пожара составляется начальником подразделения военизированной охраны аэропорта, согласуется с оперативным штабом пожаротушения УГПС ГУВД данного региона и утверждается руководителем авиапредприятия (основной оперативный документ предварительного планирования боевых действий подразделений ГПС).
Оперативный план тушения пожара в аэровокзале должен проигрываться каждым караулом не реже 1 раза в квартал (делается отметка в оперативном плане с указанием даты учения и замечаниями о действиях личного состава).
Слайд 52 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
В АЭРОВОКЗАЛАХ
При
возникновении горения в помещениях аэровокзала:
первый увидевший пожар сообщает в
пожарную охрану аэропорта;
силами членов ДПД аэровокзала организуется эвакуация пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей
при возникновении пожара на первом этаже аэровокзала пожарный автомобиль, прибывший первым устанавливают ближе к месту пожара и подают РСК- 50 или РС- Б непосредственно в зону горения, остальные автомобили подключают к водоисточникам, и от них прокладывают магистральные рукавные линии;
параллельно с этим РТП проводит разведку помещений, смежных с горящим;
если имеющихся сил и средств недостаточно для одновременного тушения пожара и проведения безопасной эвакуации людей , то основные силы караула направляются на эвакуацию людей, а часть его личного состава обеспечивает безопасность
путей эвакуации.
Слайд 53 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ
Пожар в аэровокзале
может развиваться по нескольким направлениям:
при пожаре в одном или
нескольких этажах стволы подают в первую очередь непосредственно в горящее помещение, затем в смежные помещения, а так же в выше- и нижерасположенные этажи;
при значительном развитии пожара в нескольких помещениях тушение проводят одновременно во всех горящих помещениях, а если не хватает сил и средств, то поочерёдно, начиная с крайних горящих помещений и перемещаясь к центру пожара;
в случае распространения горения по технологическим коммуникациям ( вентиляционные короба, шахты лифтов, короба электросистемы, мусоропроводы и т.д.) стволы вводят в зону горения, в выше- и нижерасположенные этажи и смежные помещения.
Слайд 54 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ
Перед подачей водопенных
огнетушащих составов в обязательном порядке обесточивается электрическая сеть, питающая горящие
помещения. Отключение производится с помощью выключателей, рубильников, автоматических выключателей и других отключающих устройств. При невозможности такого отключения электрическая сеть напряжением 220 В отключается с помощью специальных ножниц. Электрические сети напряжением более 220 В обесточиваются работниками электрослужбы аэропорта. При обесточивании внутренних помещений аэровокзала необходимо обеспечить их освещение при помощи индивидуальных и групповых электрических фонарей, находящихся на вооружении пожарно- спасательных подразделений аэропорта.
далее
Слайд 55 ПРОВЕДЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Для выполнения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома приказом
начальника предприятия ГА создается в каждой смене аэропорта аварийно-спасательная команда
(АСК).
Состав АСК:
- стартовый пожарно-спасательный расчет;
- пожарно-стрелковый расчет;
- расчет медицинской службы;
- расчет инженерно-авиационной службы;
- расчет службы спецтранспорта;
- расчет аэродромной службы;
- расчет службы перевозок;
- подразделение милиции аэропорта;
- поисково-спасательная группа.
(Джафаров М.А. « Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации » , стр.190-200)
Слайд 56 Пожарная техника и личный состав АСК размещаются на аварийно-спасательных станциях
(АСС). Место расположения станции должно обеспечивать прибытие расчетов к торцам
взлетной полосы за время, не превышающее 3 минуты. Кроме того, АСС должны иметь наблюдательные вышки, дежурные помещения, устойчивую связь со службами аэропорта.
ПРОВЕДЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Работу всех расчетов АСК возглавляет и координирует руководитель аварийно-спасательных работ, который назначается в каждой смене приказом начальника предприятия ГА.
далее
Слайд 57ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ
В каждом аэропорту разрабатывается план тушения
пожаров на воздушных судах. План согласовывается с начальником УГПС ГУВД
области.
Примерный план содержит следующие разделы:
1. Характеристика аэропорта (данные об удаленности от
ближайших частей МВД, время их прибытия), характеристика
водопровода, характеристика дорог, краткие характеристики
воздушных судов, эксплуатирующихся на данном аэродроме.
2. Характеристика пожарной охраны, технических средств и
огнетушащих составов, имеющихся на вооружении аэропорта.
(Повзик Я.С. « Пожарная тактика» , стр.266-267)
Слайд 58ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ
3. Расчет сил и
средств водится к определению следующих
параметров:
Слайд 59ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ
Слайд 60ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ
Требуемое количество аэродромных пожарных автомобилей определяют
из условия обеспечения требуемого расхода раствора и требуемого количества пенообразователя,
вывозимого к месту пожара.
Слайд 61ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ
4. Характеристика трех групп, принимающих участие
в
ликвидации аварии:
1 группа
- группа тушения пожара и создания условий для
спасания людей;
2 группа - группа по спасанию людей из воздушного судна;
3 группа - группа по доставке огнетушащих составов.
Приводятся сведения о том, какие силы и средства придаются
каждой из групп, кто является руководителем группы.
5. Рекомендации по организации тушения пожаров.
6. Меры техники безопасности при проведении аварийно-
спасательных работ.
далее
Слайд 62ПРИМЕНЕНИЕ СТВОЛА-ПРОБОЙНИКА ДЛЯ
ТУШЕНИЯ ПОЖАРА
Слайд 63УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
(УТПС)
1 - коллектор;
2 - блок устройства;
3 -
насадок НРТ;
4 - генератор ГПС-600.
Слайд 64ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА АЦ-40 (375) - Ц-1А
1 - лафетный ствол; 2
- пенал для всасывающего рукава; 3 - боковые отсеки
для размещения
оборудования; 4 - кабина боевого расчета;
5 - всасывающий патрубок насоса; 6 - напорный патрубок насоса.
Слайд 65ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
АА-40 (131) - 139
1 - лафетный ствол; 2
- кабина боевого расчета; 3 - отсеки для
оборудования; 4 -
насосный отсек; 5 - пенал для всасывающего рукава.
Слайд 66ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
АА-60 (7310) - 160.01
1 - лафетный ствол; 2
- цистерна для воды; 3 - емкость для пенообразо-
вателя; 4
- отсек мотор-насосного агрегата; 5 - кабина боевого
расчета; 6 - кабина водителя.
Слайд 67ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
АА-70 (7310) - 220
1 - лафетный ствол; 2
- емкость для порошка; 3 - цистерна для воды;
4 -
емкость для пенообразователя; 5 - отсек мотор-насосного агрегата;
6 - кабина боевого расчета;
7 - кабина водителя.
Слайд 68ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
АА-40 (43105) - 189
1 - лафетный ствол; 2
- УТПС; 3 - отсеки для оборудования; 4 - пожарное
оборудование;
5 - площадка для оператора
Слайд 70ВЫХОД
ЗАНЯТИЕ
Просмотр авиационной техники
ЗАКОНЧЕНО