Слайд 6 Воздухоплавание (аэронавтика) — управляемые или неуправляемые полёты в атмосфере Земли на
летательных аппаратах легче воздуха
Аэростат (упрощённо —воздушный шар) — летательный аппарат
легче воздуха: газовые —шарльеры, тепловые —монгольфьеры
Дирижабль (от фр. dirigeable — управляемый) — летательный аппарат легче воздуха, аэростат с двигателем, благодаря которому дирижабль может двигаться независимо от направления воздушных потоков.
Основные понятия:
Слайд 7С глубокой древности люди мечтали подняться в воздух, чтобы парить
там подобно птицам. Именно им они подражали в своих первых
попытках оторваться от земли.
Воздушному шару 225 лет, у него сложная и драматичная история
Слайд 8Братья Монгольфье
В 1782 году братья Этьенн и Жозеф Монгольфье решили
продемонстрировать подъём в воздух, наполненной дымом оболочки в виде шара
диаметром 3,5 метра и массой 154 кг. Успех был ошеломляющий. Оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти
300 метров, и пролетела по воздуху около километра.
Слайд 9ПЕРВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПАССАЖИРЫ
Чтобы произвести еще больший эффект, братья
прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и
петуха.
Это были первые пассажиры в истории воздухоплавания. Через восемь минут шар, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю.
Слайд 10Человек поднялся в воздух!
Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал
их к заветной цели - полету человека.
И вот 21 ноября
1783 года человек смог оторваться от земли и совершить воздушный полет.
Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров
Слайд 11ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССОРА ШАРЛЯ
Он изготовили оболочку шара из легкой шелковой
ткани и покрыл её раство-ром каучука и скипидара.
Кроме того,
Шарль был уверен, что Монгольфьеров газ, как называли тогда дымный воздух, - это не лучшее средство для создания аэростатической подъемной силы.
Он считал, что гораздо большие выгоды сулит использование водорода,
так как он значительно
легче воздуха.
Слайд 12Для того чтобы добиться большей послушности аппарата,
Шарль применил несколько
нововведений:
При снижении аэростата использовался клапан,
уменьшающий количество водорода
в шаре.
Балласт (мешки с песком или дробью) сбрасывался, если надо было набрать высоту.
Во время посадки экипаж выбрасывал из гондолы якорь и, тем самым
останавливали полет.
Слайд 13ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ШАРЛЬЕРЕ
1 декабря 1783 года
Шарльер
пролетел 5 км,
забравшись на небывалую для того времени высоту
2750 метров.
Пробыв
в заоблачной
вышине около получаса,
исследователь
благополучно приземлился,
завершив, таким образом,
первый в истории
воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой,
наполненной водородом.
Слайд 14АЭРОСТАТ НАД ЛА-МАНШЕМ
В 1785 году Жан Пьер Бланшар построил
аппарат, крылья которого приводились в движение усилием рук и ног.
У него появилась мысль перелететь на аэростате через Ла-Манш, доказать тем самым возможность воздушного сообщения между Англией и Францией.
Этот исторический перелет, в котором участвовали Бланшар и его друг американский доктор Джеффри, состоялся
7 января 1785 года.
Слайд 15 Воздухоплавание с момента зарождения было признано дворянской привилегией. Известны случаи,
когда простолюдины, поднявшиеся на воздушном шаре, по приземлении были биты плетьми
за дерзость, после чего с соблюдением всех правил возведены во дворянство.
Иллюстрация из архива Библиотеки Конгресса США
коллекция братьев Тиссандье
Слайд 16В апреле 1794 года был издан декрет об организации первой
воздухоплавательной роты французской армии.
Использование французами привязных аэростатов, поднимавшихся на
высоту 500 м, позволяло вести наблюдения в тылу противника. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле.
От мечты к профессии
Слайд 17Наряду с применением
для фотографирования свободных аэростатов, в России делались
многочисленные попытки
использовать
привязные
шары, причем последним
отдавалось явное пред
почтение, так как в
свободном
полете можно
было
фотографировать окрестности,
вышки домов и т.д.
Слайд 18Доставка почты
17 августа 1859 года
из американского
штата Индиана
стартовал воздушный
шар
с необычным для того времени грузом – почтой.
С
тех пор этот день считается
днем рождения авиапочты.
Слайд 19Широкое применение аэростаты нашли в годы Великой Отечественной войны 1941
– 1945 гг.
Аэростаты наблюдения вели артиллерийскую разведку, корректировали
огонь
батарей.
Аэростаты заграждения использовались в системе ПВО городов, промышленных районов, военно-морских баз.
На привязном аэростате в блокадном Ленинграде
был установлен передатчик, транслировавший
первое исполнение 7 симфонии Шостаковича
Слайд 20 Стратостаты – это высотные аэростаты
с герметической гондолой, которые предназначены
для
полётов в стратосферу, т. е. на высоту 10-50 км.
До появления реактивных
самолетов и метеорологических ракет стратостаты
были единственным средством, позволявшими проводить научные исследования в высоких слоях атмосферы.
Первый в мире настоящий стратостат был сконструирован и построен швейцарским учёным Огюстом Пикаром.
В 1931 году в Германии Пикар достиг высоты 15 785 км.
Большая часть стратостатов была спроектирована и совершила полёты в 30-е годы ХХ века.
Рекорд высоты для стратостата
составляет 53 км (Япония, 2002 г.)
Слайд 21В 1852 году французский механик Анри Жиффар
смог превратить "стоящего
в воздухе" в управляемого.
Оболочка его аэростата была уже сигарообразной.
Управлялся
дирижабль с помощью парового двигателя
мощностью 3 л.с. и весом 45 кг.
Слайд 22.
LZ-1 - дирижабль с бензиновым двигателем
Имел двигатель мощностью
16 л.с. и длину 128 метров.
Находился в воздухе 20 минут
с пятью пассажирами на борту.
Аппарат плохо слушался управления и требовал доработки.
"La France" - дирижабль Ш.Ренана и А.Кребса. 1884.
Имел жесткий корпус и электродвигатель
мощностью 1,5 л.с.
Аэростат преодолел
расстояние в 8 км
со скоростью 23,5 км/ч и приземлился на месте старта.
Слайд 23Модель дирижабля Циолковского
Первый технически обоснованный проект большого грузового дирижабля
был предложен в 80-х годах ХIХ века великим русским учёным
Константином Эдуардовичем Циолковским.
Он предлагал построить огромный даже по сегодняшним меркам — объёмом до 500 000 м³ — дирижабль жёсткой конструкции с металлической обшивкой.
Однако дирижабль построить так и не удалось: все работы по дирижаблям из-за многочисленных аварий были свёрнуты во всём мире.
Слайд 24
13 ноября 1899 французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон на своём аппарате
облетел со скоростью чуть более 20 км/час Эйфелеву башню.
Тогда
это посчитали чудачеством.
Однако позднее, в течение нескольких десятилетий,
дирижабль стал одним из самых передовых транспортных средств.
Слайд 25Дирижабль «В-1» мягкой системы и
«В-6» полужёсткой системы
Слайд 26В Советском Союзе первый дирижабль был построен в 1923 году.
Позднее была создана специальная организация «Дирижаблестрой»,
которая построила и сдала
в эксплуатацию более десяти дирижаблей
мягкой и полужёсткой систем.
В 1937 году крупнейший советский дирижабль «СССР-В6»
объёмом 18 500 м³ установил мировой рекорд
продолжительности полёта — 130 часов 27 минут.
Последним советским дирижаблем был «СССР-В12 бис»,
построенный в 1947 году.
Слайд 27Воздухоплавание в наши дни
После 50 лет забвения аэростаты и
дирижабли постепенно возвращаются.
Их используют для геофизической разведки, наблюдения за состоянием
окружающей среды, патрулирования крупных городов, прибрежных и приграничных районов, картографирования, фото- и телесъёмки, рекламы и т.д.
Слайд 28
Воздухоплавание получило распространение в спортивных целях — в состязаниях на
продолжительность, высоту и дальность полёта
Слайд 29Москва
Олимпийские игры XXII
1980 год
Олимпийский мишка стартовал
на воздушных шарах
со стадиона
«Лужники» и приземлился
на Воробьёвых горах
Слайд 30Реклама на
аэростатах и
дирижаблях
Слайд 31Летающие "близнецы" фирмы Festo, уже успели стать мировой знаменитостью
в кругах воздухоплаваталей
Этот "перевернутый" аэростат выглядит
как обычный воздушный шар вверх корзиной.
Но это лишь такой дизайн
Слайд 32 Современные дирижабли, такие как "Цеппелин НТ" длиной 73 м используется
в европейских странах в туристических целях.
Может принимает на борт 12
пассажиров
Слайд 3323 мая 2005 года российская экспедиция на воздушном шаре "Святая
Русь"
за всю историю освоения Арктики впервые достигла Северного
полюса!
Полёт продолжался 38 дней. Шар
преодолел 980 км при температуре –500С.
Воздушный шар "Breitling Orbiter 3" в течение трех недель в марте 1999 г. совершил
беспосадочный полета вокруг земного шара.
Слайд 34Метеозонд
Беспилотный аэростат, предназначенный для изучения атмосферы. Состоит из резиновой или
пластиковой оболочки, наполненной водородом или гелием, и подвешенного к ней
контейнера с аппаратурой.
Приборы позволяют измерять давление воздуха, влажность, температуру и другие параметры.
Замеры перемещения шара позволяют определять скорость ветра на разных высотах.
Высотные метеозонды могут достигать высоты 30—40 км.
Слайд 35 Аэростатные радиолокационные комплексы и сегодня успешно «служат» в ПВО в качестве систем системы
слежения и раннего предупреждения.
В России в 2001 г. был произведен запуск аэростатного
комплекса «БАРС».
Он включал причальное устройство,
радиостанцию и привязной аэростат.
Эта система обеспечивала доступ в Интернет для школ Москвы.
Возможности таких ретрансляторов на порядок превосходят возможности наземных телевизионных башен.
Создание и эксплуатация аэростатного комплекса обходится примерно в два раза дешевле, чем использование наземных кабельных средств.
Слайд 36ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИРИЖАБЛЕЙ И АЭРОСТАТОВ
ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В
ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ
Вода
подаётся на
дирижабль по пожарному
рукаву с земли
Слайд 37
Канадская фирма
SkyHook International
планирует строительство
транспортного Дирижабля
Слайд 38Борьба с контрабандой. Охрана границ. Борьба с
пиратством. Теле и
радио ретрансляция. Коммуникация и связь.
Слайд 39 Современный проект высотного дирижабля. Кто знает, может быть, уже через
несколько лет такие корабли станут самым обыкновенным делом?
Иллюстрация: Lockheed Martin
Слайд 40Fарх = ρгаза∙g ∙ V
F под = Fарх -
(Fтяж. шара + Fтяж. груза + Fтяж. газа)
F ТЯЖ
F арх
Физические
основы воздухоплавания
Шар
поднимается
F архимеда > F тяжести
Шар поднимается, когда
Высота шара не изменяется, когда
Fархимеда = F тяжести
Шар снижается, когда
Fархимеда < F тяжести
Слайд 41Чем меньше плотность газа,
заполняющего воздушный шар
данного объема, тем
больше
подъемная сила.
При нагревании воздуха
от 0 0С до 100 0С
его плотность
уменьшается только в 1,37 раз.
Поэтому подъемная сила шаров, заполненных теплым
воздухом ,оказывается небольшой.
Плотность водорода в 14 раз меньше плотности воздуха,
и подъемная сила шара, наполненного водородом
более чем в три раза превышает подъемную силу
нагретого воздуха того же объема.
Слайд 42Плотность воздуха уменьшается
с увеличением высоты
над уровнем моря.
Поэтому по
мере поднятия воздушного шара действующая
на него архимедова сила
становится
меньше.
Чтобы подняться выше, сбрасывают балласт.
Для того, чтобы опуститься на
землю, силу архимеда надо уменьшить.
Для этого можно уменьшить объем шара.
В верхней части оболочки шара имеется
специальный выпускной клапан, через
который можно выпустить часть газа.
После этого шар начнет опускаться вниз.
ρ атм.уменьш.
F арх. уменьш.
Подъём шара замедляется
Слайд 45С воздушного шара, неподвижно висящего в воздухе,
свободно свешивается лестница.
По ней начал взбираться человек.
Куда при этом подвинется шар:
вверх или вниз?
Шар в покое не останется.
Пока человек взбирается по лестнице,
аэростат будет опускаться.
Лестница, отталкиваемая вниз ногами,
будет увлекать шар к земле.
Перемещение шара во столько же раз
меньше высоты поднятия человека,
во сколько раз шар тяжелее человека.
Слайд 46Аэростат несется ветром в северном направлении.
В какую сторону протягиваются
при этом флаги на его гондоле?
Если аэростат несется течением
воздуха,
то скорость обоих одинакова:
аэростат и окружающий его воздух находятся
в покое один относительно другого.
Значит, флаги должны свисать отвесно, как в неподвижном воздухе в безветренную погоду.
Люди в гондоле такого аэростата не ощущают ни малейшего ветра, хотя бы их мчал ураган.
Слайд 47
Можно ли таким способом изменить направление
полёта воздушного шара?
2. Что
должен сделать Волк, чтобы подняться
на максимальную высоту?
3. Что надо сделать
Волку, чтобы спуститься на землю?
Слайд 48Мог ли Волк подняться на воздушном шаре так высоко?
Нет.
В
безвоздушном
пространстве
внутреннее давление газа
разорвёт шар.