Слайд 2Празднование Нового года
У древних народов обыкновенно совпадало
с началом возрождения природы и было приурочено к марту месяцу.
Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем.Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.
Слайд 3 В этот же день было принято дарить
друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали
друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был преподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима.
Слайд 4Считать началом года – 1 сентября
В 1492 году великий князь
Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за
начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.
Слайд 6Встреча Нового года
Один из иностранных современников так описывает виденное им
в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года:
"На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади.
Слайд 8Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре
вышли одни из хода , подошли друг к другу и
поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки". Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь". Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои.
Слайд 9Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года,
проведён был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью
воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий.
Слайд 10Объявление указа Петра Великого (1699) считать "новый год" с 1
января.
Слайд 11Царь Пётр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего
малолетнего сына Алексея и Супруги Царицы Евдокии, одетый уже на
немецкий лад, как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей Царицы Прасковьи Федоровны, сам поздравлял народ с Новым годом.
Слайд 13Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и в
высоких ботфортах. "Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах
и трактатах", Пётр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.
Слайд 15Сколько лет Деду Морозу?
Представьте себе, что предками Деда Мороза в
одних странах считают "местных" гномов. В других ─ средневековых странствующих
жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Слайд 16
Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек.
В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай.
По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.
Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
Слайд 17В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19
декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После
введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз.
Слайд 18Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали
в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным
курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
Слайд 20Великий Устюг - родина Деда Мороза
Слайд 23162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, Почта Деда Мороза.
Слайд 24Используемая литература
www.etost.ru/day/newyear/history.shtml
pochta-dm.ru
Презентацию выполнила Трофименко Оксана Валерьевна – учитель МАОУ «Гимназия №3»
г. Саратова