Слайд 1Нарушение звука «Г» («Г’») и способы его коррекции
Слайд 2Артикуляция «г»
1. Губы принимают положение следующего звука.
2. Расстояние между резцами
зависит от следующего за г гласного.
3. Кончик языка опущен и
не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].
Слайд 3Артикуляция «г’»
1. Губы принимают положение следующего звука.
2. Расстояние между резцами
зависит от следующего за г гласного.
3. Кончик языка опущен и
прижат к нижним зубам. Передняя часть спинки языка опущена, средняя и задняя части спинки языка образуют смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].
Слайд 6Нарушения произношения
Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х,
х' объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на
три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.)
Слайд 7Предрасполагающие факторы
слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование
смычки между ним и языком;
слабость отдельных групп мышц языка;
нарушение фонематического
слуха.
Слайд 8Нарушения произношения звука «г»
Отсутствие звука
Искажение звука:
Боковое произношение
Носовое произношение
др. искажения
Слайд 9Паракаппацизмы
Если фонемы к, к’, г, г', х, х' заменяются другими
фонемами, например: к — г (ког — «тот»), г —
д (гном — «дном»), х — г (хата — «тата»), такие нарушения называются паракаппацизмами.
Слайд 10Постановка звука «г» при отсуствии
К моменту закрепления звука к в
предложениях можно переходить к работе над звуком г.
Постановка звука. Обычно
звук г ставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, воспитатель тихо произносит звук к (к-к-к), затем громко звук г (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю к тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю г громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую — к шее воспитателя, который многократно произносит то звук к, то звук г. При произнесении г ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки воспитатель и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.
Слайд 11Постановка звука «г» при отсутствии
Если вызвать звук г по подражанию
не удается, его ставят с механической помощью, так же как
и к, только от звука д. Воспитатель нажимает на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвигает его медленно назад во время произнесения ребенком звуков да-да-да. Постепенно начинают слышаться дя, гя и наконец га.
Слайд 12Автоматизация звука «г»
Подражая гоготанию гусей, ребенок закрепляет полученный слог га,
потом — гы.
Затем воспитатель рисует в его тетради картинки, в
названиях которых есть г.
Слайд 13«г» в начале слова:
газета, галета, газон, гантели, галка, голова,
гора, голубь, голенище, горох, гол, гольфы, губы, гуси, гусеница, гуталин,
глаза, гладиолус, глобус, гном, гвоздь, грабли, грач
Слайд 14«г» в середине слова:
нога, дуга, юнга, тайга, навага, телега,
бумага, белуга, вьюга, фляга, иволга, шпага, штанга, рога, дорога, радуга,
пугало, магазин, ягода, погоны, снегопад, огурец, наган, попугай, вагон, чугун, огонь, шпагат, угол, уголь.
Слайд 15«г» в конце слова
На конце слова звук г оглушается и
произносится как к или х, поэтому слова, заканчивающиеся на г,
для автоматизации этого звука не используются.
Слайд 16Постановка звука «г’» при отсутствии
Постановка звука. Если ребенок хорошо произносит
звук г в словах, можно получить слоги ги, ге. («Маленькие
гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Воспитатель следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке,— это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке артикуляции, необходимой для звука г'.
Если не удается вызвать звук г' по подражанию, его ставят с механической помощью от звука с, как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания да-дя-гя.
Автоматизацию звука г' начинают со слов, где он стоит первым, например: гири, гильза, гитара, Гена, герань, георгин, гриб, гренки. Затем вводят слова со звуком г' в середине, например: ноги, сапоги, утюги, флаги, деньги, брызги, пироги, бегемот и др. С этими словами составляются предложения: Гена надел на ноги сапоги. Гера громко играет на гитаре. Гена видел в зоопарке бегемота и пингвина. Затем воспитатель подбирает детям потешки, стихи, рассказы с данным звуком.
Слайд 17Боковое произношение
Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т. е.
к' г', х’. Их произношение становится боковым. При этом воздушная
струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков к', г', х’ часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков т', д’, н'. Причиной является недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.
При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе воспитатель дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок. Потом ставятся звуки с, з, с', з', ш, ж, ч, щ, т', д’, н’ и закрепляется их правильное произношение. И только после этого можно переходить к постановке к', г', х'.
Постановка звуков. Для получения правильных к', г', х' воспитатель просит ребенка произнести звук к, а затем через паузу — звук и: к — и (или г — и, х — и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, га, хи. Если таким способом получить звуки к', г', х' не удается, их ставят с механической помощью, как при отсутствии этих звуков.
Автоматизация звуков проводится в том же порядке, что и при отсутствии звуков к', г', х'.