Слайд 1Деепричастия несовершенного вида
Цель урока: знакомство со способами образования деепричастий
несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.
Слайд 2Проверка домашнего задания
Прочитайте из упр. 173 деепричастные обороты.
Прочитайте из
упр. 173 глаголы с частицей не.
Прочитайте из упр. 174
все причастия с частицей не. Объясните их написание.
Слайд 3Выпишите из упр. 174 все причастия с частицей не. Объясните
их написание.
Выпишите из упр. 174 прилагательные и существительные с
не.
Объясните их написание.
Слово непривычно пишется слитно. Это правило вы будете изучать позже.
Слайд 4Выпишите из упр. 174 остальные слова с орфограммами.
6. Запишите деепричастный оборот
не претендуя на успех.
Составьте с ним предложение устно.
Слайд 5Знакомство с новым материалом.
1. Рассмотрите таблицу на с. 82
(§ 29).
От основ каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида?
С
помощью какого суффикса образуются деепричастия несо
вершенного вида?
Слайд 6Что оказывается после суффикса деепричастий несовершенного вида, если они образованы
от основы возвратного глагола?
Прочитайте правило после таблицы на с.
82.
Как образуется деепричастие несовершенного вида от глагола быть?
На какой вопрос отвечает деепричастие несовершенного вида?
На что оканчивается деепричастие несовершенного вида?
Слайд 7Тренировочные упражнения.
Выполните упр. 174.
— Запишите деепричастия ржа’вея, че’рпая, балу’ясь с ударениями.
Устно выполните упр. 175. От каких глаголов нельзя образовать
деепричастий?
Слайд 8Спишите высказывание Л. Толстого. Назовите деепричастия
несовершенного вида. От каких основ
каких глаголов они образованы?
Нужно писать начерно, не обдумывая места и
правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражений
Слайд 9Почему во втором предложении не стоит запятая перед союзом и?
Какие
знаки препинания вы добавите, если оформить этот
текст как прямую речь,
включив слова автора?
Слайд 10Словарные слова: бассейн, дистанция, сиять.
Бассейн (фр. bassin «бассейн, таз, миска»).
1. Искусственный водоём, сооруженный для плавания, купания. 2. Совокупность притоков
реки, озера, а также площадь стока поверхностных и подземных вод в водоем. 3. Область залегания полезных ископаемых.
Слайд 11Дистанция (польск. distancja, лат. distantia «расстояние, промежуток»). 1. Расстояние, промежуток
между чем-нибудь. 2. Участок на путях сообщения, а также участок,
где происходят спортивные соревнования.
Слайд 12Сиять (искон.) 1. Испускать сияние. 2. перен. Блестеть, выражая какие-нибудь
радостные чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о
лице).
Слайд 13 Задание на дом: § 29, выучить словарные слова; упр.
Слайд 14Какую тему рассматривали сегодня на уроке?
От чего образуются деепричастия несовершенного
вида?
С помощью каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида?
Слайд 15Самостоятельная работа.
1. Прочитайте текст.
Слайд 16 Выпишите деепричастия несовершенного вида и покажите способ их образования.
Человек, «глотающий»
книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.
Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником.
Слайд 17Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой
и прекрасный мир...
Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей
своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.
(К. Паустовский)