Разделы презентаций


Дополнение 8 класс

Содержание

1) расширение представления о дополнении, способах его выражения;2) формирование умения различать прямые и косвенные дополнения; 3) формирование умения использовать дополнения для придания речи точности, ясности, выразительности;4) развитие орфографической и пунктуационной грамотности.Цели

Слайды и текст этой презентации

Слайд 18 класс
Дополнение

8 классДополнение

Слайд 21) расширение представления о дополнении, способах его выражения;
2) формирование умения

различать прямые и косвенные дополнения;
3) формирование умения использовать дополнения

для придания речи точности, ясности, выразительности;
4) развитие орфографической и пунктуационной грамотности.

Цели урока:

1) расширение представления о дополнении, способах его выражения;2) формирование умения различать прямые и косвенные дополнения; 3) формирование

Слайд 3Синтаксический разбор предложения.
Пусть это послужит 3 нам уроком! 4

Синтаксический разбор предложения.Пусть это послужит 3 нам уроком! 4

Слайд 4Синтаксический разбор предложения.  Проверка
Пусть это послужит нам уроком! 4
(Побуд.,

восклиц., прост., двусост., распр., полное, неосложн.)
[= –]!
(Идиома послужить уроком =

научить, предостеречь; пусть послужит уроком – идиома, стоящая в повелит. наклонении,  это ПГС).

ПГС

Синтаксический разбор предложения.  ПроверкаПусть это послужит нам уроком! 4(Побуд., восклиц., прост., двусост., распр., полное, неосложн.)[= –]!(Идиома

Слайд 5Тема урока
§ 16, стр. 85

Тема урока§ 16, стр. 85

Слайд 6
Дополнение, способы его выражения.
Дополнение — второстепенный член предложения с предметным значением.
Дополнение

отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями

речи, что и подлежащее:



1)существитель-ным или местоимением в косвенных падежах с предлогом или без предлога:
Я читаю письмо и думаю о тебе.


2) любой частью речи в функции существитель-ного:
Он посмотрел на вошедшего.



3) инфинитивом:
Все просили её спеть.



4) числитель-ным:
Разделите десять на два.




5)фразеологичес-ки свободным, но синтаксически связанным сочетанием:
Я купил пять книг.
Он сбросил с себя часть ответствен-ности.


6) фразеологически связанным словосочетанием:
Я прошу тебя не вешать нос.

Дополнение, способы его выражения.Дополнение — второстепенный член предложения с предметным значением.Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается

Слайд 7Типы дополнений
ПРЯМОЕ —
это дополнение,
обозначающее объект,
на который

действие
направлено
непосредственно
(прямо).

КОСВЕННОЕ —
это дополнение,


обозначающее объект,
на который
действие направлено опосредованно
(косвенно).

Типы дополнений  ПРЯМОЕ — это дополнение, обозначающее объект, на который действие направлено непосредственно(прямо).    КОСВЕННОЕ

Слайд 8Прямые дополнения
выражаются
существительным или местоимением,
которое относится к переходному

глаголу и стоит:
в винительном падеже без предлога

(отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? без предлога):
Ель рукавом мне тропинку завесила. (Фет)

в родительном падеже при выражении «частичного объекта» (в случае, если надо показать, что действие направлено не на весь предмет, а на его часть), т. е. для обозначения части целого:
Он налил в стакан ландышевых капель.

в родительном падеже при глаголе с отрицанием:
На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести.
(Паустовский)

Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое относится к переходному глаголу и стоит:в винительном падеже без предлога

Слайд 9Примечание
Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как

при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является

косвенным.
Сравним :
Мне не хватает (чего?) денег. –
Мне хватает (чего?) денег. (косв. дополнение)

НО! Он не чувствовал вины. Он чувствовал вину.
(прямое дополнение)

Р.п.

Р.п.

Р.п.

В.п.

Примечание  Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то

Слайд 10Косвенные дополнения —
это дополнения,
выраженные всеми
другими формами
косвенных падежей без

предлогов и с предлогами,
в том числе винительным падежом с предлогом.
Например:
В этом

утре уже было предчувствие длинного лета, теплых ливней... (Паустовский)
Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. (Есенин).
Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным

Слайд 11Примечание
Дополнение,
выраженное инфинитивом,
не имеет категории падежа:
Я просил его уехать.

Поэтому

такие дополнения не характеризуются
ни как прямые, ни как косвенные.


ПримечаниеДополнение, выраженное инфинитивом, не имеет категории падежа:Я просил его уехать.Поэтому такие дополнения не характеризуются ни как прямые,

Слайд 12БЮЛЛ ТЕНЬ
КОМИС
Ю
ИЯ
вин
И
грет
Найдите ошибку

БЮЛЛ   ТЕНЬКОМИС ЮИЯвинИгретНайдите ошибку

Слайд 13 Словарная работа

Словарная работа

Слайд 14§ 16, упр. 163
ДомашнЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 16, упр. 163ДомашнЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 152 урок
Дополнение

2 урокДополнение

Слайд 16§ 16, упр. 163
ПРОВЕРКА
ДомашнЕй РАБОТЫ

§ 16, упр. 163ПРОВЕРКА ДомашнЕй РАБОТЫ

Слайд 17 Побудительные предложения с восклицательной интонацией часто начинаются частицами да,

давай, пусть, пускай (они образуют форму повелительного наклонения глагола).
Разберите по

членам предложения.
1 в. Да пр_снятся тебе самые лучш__ 3 самые красив__ сны! (А. Чехов)
2 в. Пусть будут на речках да светлые воды пусть плавают в речках гусей хор_воды 2. (М. Исаковский)
 Побудительные предложения с восклицательной интонацией часто начинаются частицами  да, давай, пусть, пускай  (они образуют

Слайд 18 Проверка

1 в. Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые

сны! (А. Чехов)
[ = , =

– ]!
2 в. Пусть будут на речках да светлые воды, пусть плавают в речках гусей хороводы. (М. Исаковский)
[ 1) = –], [ 2) = –].

СИС

СИС

СИС

ПГС

 Проверка1 в. Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны! (А. Чехов)   [ =

Слайд 19По аналогии
Зима будет теплая. (СИС)
Зима пусть будет теплая. (СИС)
Зима пусть

придет теплая. (СИС)
Зима пусть настанет снежная. (СИС)
Жизнь пусть сложится счастливая.

(СИС)
Жизнь пусть будет счастливая. (СИС)
Жизнь будет счастливая. (СИС)



По аналогииЗима будет теплая. (СИС)Зима пусть будет теплая. (СИС)Зима пусть придет теплая. (СИС)Зима пусть настанет снежная. (СИС)Жизнь

Слайд 20Упражнение. Определите тип дополнения.
Писал письмо, (не)писал письма, пусть напиш_т маме.


Прочитай 2 роман, (не)прочитаеш_ романа, заинтересовался (бы) роман_м.
Выпил(бы) молока, с_ел

вин_грета, поешьте 2 вин_грета, нал_жил (бы) салата, выпей 2 компота.
(Не)вып_сали рецепта, уш_л на бюлл_тень, оформ_л бюллетень, (не)оформ_л бюллет?ня.
Давайте опиш_м рощу, (не)увид_л (бы) рощи.

Упражнение. Определите тип дополнения. Писал письмо, (не)писал письма, пусть напиш_т маме. Прочитай 2 роман, (не)прочитаеш_ романа, заинтересовался

Слайд 21 Проверка. Упражнение. Определите тип дополнения. П и К.
Писал письмо,

(не)писал письма, пусть напиш_т маме.
Прочитай 2 роман, (не)прочитаеш_ романа,

заинтересовался (бы) роман_м.
Выпил(бы) молока, с_ел вин_грета, поешьте 2 вин_грета, нал_жил (бы) салата, выпей 2 компота.
(Не)вып_сали рецепта, уш_л на бюлл_тень, оформ_л бюллетень, (не)оформ_л бюллет?ня.
Давайте опиш_м рощу, (не)увид_л (бы) рощи.

 Проверка. Упражнение. Определите тип дополнения. П и К. Писал письмо, (не)писал письма, пусть напиш_т маме. Прочитай

Слайд 22Определите тип дополнения.
2. Покажите на карт_ Индийский океан.
3. Многие

страны мира ведут т_рговлю с Китаем.
4. Мы еще (не)пос_щали цирка.
5.

Многие из нас не вид_ли выхода из сл_живш_йся ситуац_и.
6. Уч_ники начали соб_рать материалы для соч_нения.

Определите тип дополнения. 2. Покажите на карт_ Индийский океан.3. Многие страны мира ведут т_рговлю с Китаем.4. Мы

Слайд 23 План разбора дополнения
Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
Указать, какой морфологической

формой выражено дополнение.

План разбора дополнения Указать тип дополнения (прямое – косвенное).Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Слайд 24 Образец разбора
Я прошу вас говорить по существу дела.(М. Горький)
Вас –

прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога.
Говорить

– дополнение, выраженное инфинитивом.
Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
Ночь не принесла прохлады. (А.Н. Толстой)
Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Образец разбора  Я прошу вас говорить по существу дела.(М. Горький)Вас – прямое дополнение, выраженное

Слайд 25 Самостоятельная работа. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите тип сказуемого. Выделите овалом

дополнения, укажите их тип (прямое или косвенное).
1. Он углубился

в чтение моего пространного заявления. (Гайдар)
2. Помню я эту осень отлично. (Паустовский)
3. Не видал я до той поры такой осени. (Паустовский)
4. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк. (Пушкин)
5. Он приказал мне выехать на полигон. (Федосеев)
6. Разноплемённая толпа обычна для южных приморских городов. (Шолохов)
7. Он расспрашивал чуть ли не о каждой из вещей. (Тургенев)
8. Митя посоветовал Мирону закупить в деревнях муку и продавать рабочим. (М. Горький)
9. Он сделал это незаметно для других. (Паустовский)
10. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (Лермонтов)

Самостоятельная работа.  Подчеркните грамматические основы предложений, укажите тип сказуемого. Выделите овалом дополнения, укажите их тип

Слайд 26§ 16, упр. 166 (п.), 167 (у.)
ДомашнЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 16, упр. 166 (п.), 167 (у.)ДомашнЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 27http://www.licey.net/russian/syntax/r1_2_2
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
Загоровская

О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B
Груздева

Е. Н. Русский язык. Проверочные работы: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Е. Н. Груздева. — М. : Издательство «Экзамен», 2015. (Серия «Учебно-методический комплект»)




Использованные ресурсы:

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_2_2Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьниковЗагоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика