Слайд 2Тема урока: «Этот удивительный глагол!»
МКОУ «Биазинская общеобразовательная школа-интернат»
Северного района
Новосибирской области
Слайд 3
Эпиграф:
Глагол – самая
огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится
самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!
А. Югов
Слайд 4 Знаете ли вы, что…
На 9 тысяч
слов приходится
2,5 тысячи глаголов.
Слайд 5Теоретическая разминка
«Кто знает о глаголе больше всех?
Что обозначает глагол,
на какой вопрос отвечает?
Виды глагола.
Как изменяется глагол?
Назовите наклонения глаголов.
Каким членом
предложения
может быть глагол?
Слайд 6Игра «Корректор»
Задание: Исправьте ошибки в предложениях.
Наголом сучьке клёна седит
призабавный малинький савёнок.
Белая бирёза подмаим акном пренакрылась снегом, точьно сирибром.
Слайд 7Самопроверка
На голом сучке сидит презабавный маленький совёнок.
Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно
серебром.
Слайд 8Чередование Е – И в корне
-бир- – -бер-
-дир- –
-дер-
-мир- – -мер-
-пир- – -пер-
-блист- –-блест-
-жиг- – -жег-
-тир- –
-тер-
-стил- – -стел-
Слайд 9Игра «Помоги Псу и Коту»
Задание: Исправьте речевые ошибки, связанные
с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды
Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им!
Слайд 10Спряжение глагола
1. Если безуд. окончание,ставим глагол в inf.
2. Если
оканчивается на –ить, то II спр.(кроме , БРИТЬ,СТЕЛИТЬ)
3.Если
оканчивается не на – ИТЬ, то вспомним гл.-исключения
(смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, зависеть, терпеть)
Слайд 12
Игра «Скрытые советы»
Быть внимательным, слушать с интересом
– это значит думать о том, что рассказывают, а думать
– значит задавать вопросы и отвечать на них.
С. Соловейчик
Слайд 13
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных
слов.
Дождь прошёл коротко.
Прошёл – гл., н.ф. –
пройти, невозврат., сов.в., неперех., I спр., в услов. накл., ед.ч., прош.вр., м.р.
Слайд 14
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных
слов.
Береги честь смолоду.
Береги – гл., н.ф. –
беречь, невозврат., сов.в., перех., I спр., в повел. накл., ед.ч., 2-го л.
Слайд 15
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных
слов.
Как были бы мы счастливы.
Были (бы)– гл.,
н.ф. – быть, возврат., несов.в., неперех., I спр., в услов.накл., мн.ч.
Слайд 16
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных
слов.
Вдруг резко потеплело.
Потеплело – гл., н.ф. –
потеплеть, невозврат., безл., сов.в., II спр., в изъяв. накл., ед.ч., прош.вр., ср.р.
Слайд 17Игра «Как член предложения»
Задание: Определите, какими членами предложения
являются глаголы. Будьте внимательны.
Петя любит читать.
Курить – здоровью вредить.
Ребята уехали
отдыхать.
Бесконечна возможность
познавать себя.
Слайд 18Игра «Поставь ударение»
Брал, брала, брало, брали
Взял, взяла, взяло, взяли
Слайд 19
Игра «Правописание -тся и -ться в глаголах»
Инфинитив (-ться)
лениться
добиться
превратиться
смеяться
повеселиться
обижаться
3-е лицо
(-тся)
трудится
сбудется
нравится
полагается
распоряжается
подчиняется
Слайд 20Победю, побежу или побежду?
Однажды встретились два друга
– спортсмена, и один, рассказывая о своих спортивных победах, сказал:
«В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю, нет, побежу…».
- Эх ты, не знаешь, как правильно сказать, надо говорить побежду!
Слайд 21Рефлексия
Чем занимались на уроке?
Всем было легко работать на уроке? Почему?
Как
сделать, чтобы работать на уроке было всегда легко и приятно?
Слайд 22
Домашнее задание:
СХЕМА СИНКВЕЙНА
1 строка – существительное (тема)
2 строка –
2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – предложение (отношение
автора)