Разделы презентаций


Глагол

Содержание

Глагол как часть речи6 класс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Глагол
Система уроков
6 класс

ГлаголСистема уроков 6 класс

Слайд 2Глагол
как часть речи
6 класс

Глагол как часть речи6 класс

Слайд 3Неопределенная форма глагола (ИНФИНИТИВ)
что делать? – инфинитив глаголов несовершенного вида.

Примеры: пилить, видеть, стелить, клеить,

гнать.
что сделать? – инфинитив глаголов совершенного вида.
Примеры: выпилить, увидеть, застелить, приклеить, прогнать.

Неопределенная форма глагола (ИНФИНИТИВ)что делать? – инфинитив глаголов несовершенного вида.       Примеры:

Слайд 4Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Слайд 5ГЛАСНЫЕ В БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ
В первом спряжении писать


в БЕЗУДАРНОМ окончании безударную

е и -ут (-ют).
Во втором спряжении писать
в БЕЗУДАРНОМ окончании безударную
и и -ат (-ят).

ГЛАСНЫЕ В БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ В первом спряжении писать   в БЕЗУДАРНОМ окончании безударную

Слайд 6Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Слайд 7Глагол.
Инфинитив.
Вид и спряжение.
2 урок

Глагол. Инфинитив.Вид и спряжение.2 урок

Слайд 8Проверка домашней работы
Упражнение 460.
Выписать все слова с орфограммами.

Проверка домашней работыУпражнение 460.Выписать все слова с орфограммами.

Слайд 9Работа «Исправь ошибки».
Самостоятельная работа с карточками.

Работа «Исправь ошибки».Самостоятельная работа с карточками.

Слайд 10 Исправьте ошибки в тексте.
Сердце замерает от восторга привиде чудесной картины

природы. За селом растелается гладкая озеро, и ниско отнего над

лугом стелеться туман. Трудно пробераца сквозь густыи зарасли кустов. Но вот скоро заблистит сонце на небе, ищезнет туман.

Исправьте ошибки в тексте. Сердце замерает от восторга привиде чудесной картины природы. За селом растелается гладкая

Слайд 11Проверка
Сердце замирает от восторга при виде чудесной

картины природы. За селом расстилается гладкое озеро, и низко от

него над лугом стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

Проверка   Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое озеро,

Слайд 12Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Слайд 13Личные местоимения
Таким образом, спряжение глаголов – это их соотносимость с

каким-либо личным местоимением.

Личные местоименияТаким образом, спряжение глаголов – это их соотносимость с каким-либо личным местоимением.

Слайд 14Проспрягать глаголы
Рисовать
Облетать
Видеть

Проспрягать глаголыРисовать Облетать Видеть

Слайд 15Личные местоимения

Личные местоимения

Слайд 161. Записать сочетания слов, заменить глаголы в личной форме глаголами

в неопределенной форме, указать вид, спряжение. Пример. Обед варится — вариться,

нес. в., II спр.

Зависим от вас, поищем книгу, напрасно тревожатся, поставим палатку, затеем игру, терпят неудачу, ветви не шевелятся, борются за победу, дрова пилят, вертят колеса, родители беспокоятся, ветер стонет, туман стелется, белье сушится, рожь сеют, тележку катят, грядку прополет.

1. Записать сочетания слов, заменить глаголы в личной форме глаголами в неопределенной форме, указать вид, спряжение. Пример.

Слайд 17 Упражнение 2. Указать инфинитив, определить вид и спряжение глаголов.

1. Тону, ув_жаю, стреляю, сож_лею, пр_слушаю, скажу, прот_стую, приз_ваю, пот_ряю,

охр_няю, л_нюсь, лезу.
2. Колышется, расклеит, тревожится, н_чует, шепчется, л_печет, стрекочет, оглохнет, клокочет, з_теет.
3. Задержишься, п_бреешься.
Упражнение 2. Указать инфинитив, определить вид и спряжение глаголов.   1. Тону, ув_жаю, стреляю, сож_лею,

Слайд 18РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ликует день щ_бечут птицы красою блещ_т неб_са.
4

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ  Ликует день щ_бечут птицы красою блещ_т неб_са.4

Слайд 19Разноспрягаемые
глаголы

Разноспрягаемые глаголы

Слайд 20О-Ё после шипящих в корне слова
I. Тяж..лый период.
II.

Борьба с ш..винизмом.
III.  Быть в маж..ре.
IV.  Провинциальный щ..голь.
V. 

Ш..кировать своим поступком.
VI.  Ч..порное поведение.
VII.  Ч..ткий комментарий.
VIII. Взволнованный ш..пот.
IX.  Обширный ож..г.
X.  Прож..г скатерть.

О-Ё после шипящих в корне словаI.   Тяж..лый период.II.  Борьба с ш..винизмом.III.  Быть в маж..ре.IV. 

Слайд 21Е или И?

Е или И?

Слайд 22Зрительный диктант
Весёлый бунтарь, непоседа, повеса,
Ворвись в тишину послезимнего леса! 4


Взломай неподвижность небес

надо мною,
Смочи пересохшее горло земное!
Г.Бушкова
Зрительный диктантВесёлый бунтарь, непоседа, повеса,Ворвись в тишину послезимнего леса! 4 Взломай неподвижность небес

Слайд 23Тема урока
§ 81, стр. 197

Тема урока§ 81, стр. 197

Слайд 24Спряжение глагола хотеть
я хочу


ты

хочешь
он хочет
мы хотим
вы хотите
они хотят



по I спр.

по II спр.

Спряжение глагола хотетья       хочу

Слайд 25Спряжение глагола бежать
я бегу


ты

бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
они бегут



по I спр.

по II спр.

Спряжение глагола бежатья       бегу

Слайд 26Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном

числе

Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе

Слайд 27Спряжение глаголов есть и дать
я ем

дам
ты ешь

дашь
он ест даст
мы едим дадим
вы едите дадите
они едят дадут




Спряжение глаголов есть и датья   ем        дам ты

Слайд 28Являются ли такие окончания типичными для глаголов?
Такие окончания

являются архаичными, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них

однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.
Являются ли такие окончания типичными для глаголов?  Такие окончания являются архаичными, устаревшими, поэтому данные глаголы (и

Слайд 29 Записать глаголы в три столбика: разноспрягаемые, 1 и 2 спряжения.
Колоть,

велеть, хотеть, смотреть, упасть, дышать, бежать, сорить, видеть, делать, клеить,

писать, лежать.
Записать глаголы в три столбика: разноспрягаемые, 1 и 2 спряжения. Колоть, велеть, хотеть, смотреть, упасть, дышать,

Слайд 30ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ
ГЛАГОЛЫ

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Слайд 31 Безударные личные окончания глаголов. Е или И?
Стро_м, пиш_м, купа_м,
кле_м,

стел_м, се_м,
смотр_м, корм_м, сгиба_м,
покрут_м, верт_м, кол_м,
слыш_м, дума_м, руб_м,
заселя_м, знаком_м, зна_м.

Безударные личные окончания глаголов. Е или И?  Стро_м,	пиш_м, 	купа_м,кле_м,	    стел_м, 	се_м,смотр_м,	корм_м,	сгиба_м,покрут_м,	верт_м,	кол_м,слыш_м,	дума_м,	руб_м,заселя_м,	знаком_м,	зна_м.

Слайд 32Разберите предложения по членам. Укажите, каким членом предложения является прилагательное.

Разберите предложения по членам. Укажите, каким членом предложения является прилагательное.

Слайд 33Задание: в предложениях найдите местоимения, подчеркните их как члены предложения,

над каждым местоимением напишите разряд.
1.Чей(то) тон_нький голосок ра_дался прямо над

нами.
2. Были ч_сты мои м_чты.
3. Всякий кулик своё б_лото хвал_т.
4. Этого человека в которого Ольга полност_ю верила я совершенно (не)знал.
5. Весь день мы плыли по реке.
6. Юрий держал (перед)собой ра_крытую книгу но сам н_чего (не)видел.
7. Что день грядущий мне г_товит?

Задание: в предложениях найдите местоимения, подчеркните их как члены предложения, над каждым местоимением напишите разряд.1.Чей(то) тон_нький голосок

Слайд 34ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ

 

Переходные глаголы сочетаются
с им. сущ., им. числит., местоим.

в В. п. без предлога:
 
перех. В.п.
строить (что?) дом,
 
перех. В.п.
встречать (кого?) его;
 
сущ. или мест. может стоять также в Р.п. в двух случаях:
 
1) при отрицании:
перех. Р.п.
не чувствовал (чего?) усталости,
 
2) при указании на часть предмета:
перех. Р.п.
налил (чего?) молока.
ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ          Переходные глаголы сочетаютсяс им. сущ.,

Слайд 35Непереходные глаголы
Непереходные глаголы -

остальные:

неперех.

П.п.
расположиться (где?) в_лесу,

неперех. П.п.
стоять (на чём?) на своём.

Непереходные глаголы      Непереходные глаголы - остальные:неперех.

Слайд 36 ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Переходные глаголы сочетаются
с им.сущ., им. числит., местоим.

в В.п. без предлога:
строить (что?) дом
встречать (кого?) его
 
сущ. или мест.

может стоять при перех. глаголах в Р.п.:
при отрицании
при указании на часть предмета:
не выпить (чего?) молока
налить (чего?) воды
 
Непереходные глаголы-остальные:
расположиться (где?) в лесу

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ Переходные глаголы сочетаютсяс им.сущ., им. числит., местоим. в В.п. без предлога:строить (что?)

Слайд 37Знать: наклонения глагола.
Уметь: различать наклонения глаголов.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Знать: наклонения глагола.Уметь: различать наклонения глаголов.Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Слайд 38Упражнение 481, стр.201
Словарная работа

Упражнение 481, стр.201Словарная работа

Слайд 39Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.

В приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-
под

ударением
пишется О,
без ударения - А.
Рассыпать – россыпь;
рассказывать – россказни;
разыскивать – розыск.

З
с

З
с

Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.   В приставках  РОЗ-, РОС-, РАЗ-,

Слайд 40Разбор предложения
Я _днажды встал тоже до со_нца чтобы

(на)з_ре ра__тавить силки (на)пер_пелок.4

Разбор предложения  Я _днажды встал тоже до со_нца чтобы (на)з_ре ра__тавить силки (на)пер_пелок.4

Слайд 41Проверка

х

зачем?
[Я однажды встал тоже до солнца], (чтобы на заре расставить силки на перепелок).4 (Повест., невоскл., СПП, главн. часть – двусост., распр., прид. часть – односост., распр.)
[ – = ], (чтобы …).

Проверка

Слайд 42Наклонение глагола
изъявительное
(действие реальное,
есть формы времени):

знаю, знал, буду знать.
повелительное
(действие ирреальное,

просьба, приказ):
отрежь, расскажите.
условное
(действие ирреальное,
возможное при определенном условии): знал

бы.
Наклонение глагола	изъявительное(действие реальное,есть формы времени): знаю, знал, буду знать.					повелительное(действие ирреальное, просьба, приказ):  отрежь, расскажите.условное(действие ирреальное,возможное при

Слайд 43Исследование

Исследование

Слайд 44
В пути много бед ждёт перелётных птиц.

Вот стаю ласточек застал ураган над морем – далеко от

берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Держитесь, ласточки! Летите к людям, они вам помогут. (По В. Бианки)

Выборочное списывание

Выписать глаголы, сгруппировав по общим
признакам нового закона.
Дать каждой группе глаголов обобщающее слово .
* Дополнительно: плюс по одному глаголу в каждый столбик



В пути много бед ждёт перелётных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над

Слайд 45Прочитать -


Посидеть –


Сходить –

Делать –

Петь –

Рисовать –

Поставить глаголы в

разные формы наклонения.

прочитаю (и. н.), прочитал бы (у.н.),


прочитай (-те) (п.н.)

посижу (и.н.), посидел бы (у. н.), посиди (-те) (п. н.)


схожу (и.н.), сходил бы (у. н.), сходи (-те) (п. н.)

делаю (и. н.), делал бы (у. н.), делай (-те) (п. н.)

пою (и. н.), пел бы (у. н.), пой (-те) (п. н.)

рисую (и. н.), рисовал бы (у. н.), рисуй (-те) (п. н.)
Прочитать -Посидеть – Сходить –Делать –Петь –Рисовать –Поставить глаголы в разные формы наклонения.  прочитаю (и. н.),

Слайд 46 Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно

в тетрадь:
«Вот если б получить мне «5».
Проверьте работу Пети, помогите

получить «5»

Изъяв. Условн.
Прекращает спор умнейший. Не бойся первой
Изъяв.
ошибки, избегай второй. Трудолюбие
Повел. Услов. Пов.
талант растит. Хочешь дружбы, будь
Изъяв. Изъяв.
другом. Семь раз примерь, один раз отрежь.
Повел. Условн.
Спела бы рыбка песенку, если бы голос был.

.

Изъяв. Повел.
Прекращает спор умнейший. Не бойся первой
Повел.
ошибки, избегай второй. Трудолюбие
Изъяв. Повел. Пов.
талант растит. Хочешь дружбы, будь
Повел. Повел.
другом. Семь раз примерь, один раз отрежь.
Условн. Условн.
Спела бы рыбка песенку, если бы голос был.

Светло и ярко солнце светит,Но загрустил Ошибкин Петя.Глядит мечтательно в тетрадь:«Вот если б получить мне «5».Проверьте

Слайд 47Подведение итогов
О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на

уроке?
В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

Подведение итоговО каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

Слайд 48Домашнее задание
Устно упражнение 481 (подготовка к словарному диктанту).

Домашнее задание Устно упражнение 481 (подготовка к словарному диктанту).

Слайд 49Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Слайд 50Словарный диктант
Контрольный словарный диктант - текст
упражнения 481.

Словарный диктантКонтрольный словарный диктант - текст   упражнения 481.

Слайд 51Особенности склонения имен числительных

Особенности склонения имен числительных

Слайд 52Особенности употребления форм числительных

Особенности употребления форм числительных

Слайд 53
1. Она ухватилась за него обоими руками.

2.

В книге около девяносто страниц.

3. Трое школьниц направлены

на олимпиаду.

4. Успеваемость в классе составляет девяносто

шесть целых пять десятых процентов..

5. Мы проехали около пятиста километров.

6. Пройден тридцатьпятикилометровый рубеж.



Г

е

а

и

ы

а

от

и

Г

Г

Г

Г

Г

1. Она ухватилась за него обоими руками.  2. В книге около девяносто страниц.  3.

Слайд 54ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
ДЕЙСТВИЕ
ПРОИСХОДИТ
Я БЕГУ
ПРОИСХОДИЛО
Я БЕЖАЛ
БУДЕТ ПРОИСХОДИТ
Я БУДУ БЕГАТЬ

ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ДЕЙСТВИЕПРОИСХОДИТЯ БЕГУПРОИСХОДИЛОЯ БЕЖАЛБУДЕТ ПРОИСХОДИТЯ БУДУ БЕГАТЬ

Слайд 55леонтьев.mp3
I спр.
II спр.
Автобус отправляется
Пересекаем улицу
Предупреждает об опасности
Останавливает нарушителей
Ходим по городу
Ездим

на автобусе
Держит курс
Переходит улицу

леонтьев.mp3I спр.II спр.Автобус отправляетсяПересекаем улицуПредупреждает об опасностиОстанавливает нарушителейХодим по городуЕздим на автобусеДержит курсПереходит улицу

Слайд 56Образовать все формы наклонений от глаголов:
Поискать -
запретить -
лечиться -
надеяться -
читать

Образовать все формы наклонений от глаголов:Поискать -запретить -лечиться -надеяться -читать -

Слайд 57Выписать глаголы, определить их наклонение.
Я не то еще

пропел бы – Про себя поберегу, Я не то еще сыграл

бы – Жаль, что лучше не могу. Обогреться, потолкаться К гармонисту все идут. Обступают. - Стойте, братцы, Дайте на руки подуть.
(А.Т.Твардовский)
Выписать глаголы, определить их наклонение.  Я не то еще пропел бы –  Про себя поберегу,

Слайд 58Упражнение 483, стр.202

Упражнение 483, стр.202

Слайд 59Рефлексия

Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня

стало новым... У меня получилось... Я приобрёл...





Рефлексия  Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... У

Слайд 60Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру «Весна наступает», употребив в нём глаголы

в разных наклонениях.

Домашнее задание Напишите сочинение-миниатюру «Весна наступает», употребив в нём глаголы в  разных наклонениях.

Слайд 61… апреля.
Классная работа.
Наклонение глагола.
Условное наклонение.

… апреля.Классная работа.Наклонение глагола. Условное наклонение.

Слайд 62Проверка домашнего задания
Сдать сочинение-миниатюру

«Весна наступает»,


Проверка домашнего задания   Сдать сочинение-миниатюру

Слайд 63ЦЕЛИ УРОКА:
ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛАХ
ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО И ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО
НАКЛОНЕНИЯ

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОБРАЗОВАНИЕМ
ГЛАГОЛОВ УСЛОВНОГО

НАКЛОНЕНИЯ

НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ГЛАГОЛЫ
УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ ОТ ДРУГИХ

ЦЕЛИ УРОКА:ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛАХПОВЕЛИТЕЛЬНОГО И ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГОНАКЛОНЕНИЯПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОБРАЗОВАНИЕМГЛАГОЛОВ УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯНАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ГЛАГОЛЫУСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ ОТ ДРУГИХ

Слайд 64Грамматический поединок
Из 847 вычесть 367.
Спортзал площадью 90 метров.


Поезд с 458 экскурсантами.
Авария на 458 километре.
Альбом с 287 иллюстрациями.
Рисунок

на 287 странице.

В городе около 800 уличных часов.

В декабре 1825 года было восстание декабристов.

По об…им сторонам дороги расстилались поля.

К 2,5 прибавить 0,03.

Счёт

Грамматический поединок Из 847 вычесть 367. Спортзал площадью 90 метров. Поезд с 458 экскурсантами.Авария на 458 километре.Альбом

Слайд 65 Чем различаются значения слова «острый» в следующих словосочетаниях?
Острый

нож, острый язык, острое слово, острый взгляд.

Чем различаются значения слова «острый» в следующих словосочетаниях?   Острый нож, острый язык, острое слово,

Слайд 66 Указать опознавательные признаки орфограмм.
Слыш..т — слыш..л; вид..т — вид..л; сбрасыва..т –

сбрасыв..л; ненавид..т — ненавид..л; кле..т — кле..л; та..т — та..л; чу..т — чу..л.

Указать опознавательные признаки орфограмм.  Слыш..т — слыш..л; вид..т — вид..л; сбрасыва..т – сбрасыв..л; ненавид..т — ненавид..л; кле..т — кле..л;

Слайд 67Разбор предложения

Кто смерти (не)боит_ся того и

пуля ст_ронит_ся.

(Пословица)
 

4

3

Разбор предложения    Кто смерти (не)боит_ся того и пуля ст_ронит_ся.

Слайд 68Проверка
мест.

сущ.

ч. глаг. мест. ч. сущ.
( Кто смерти не боится ), [ того и пуля

глаг.
сторонится ].4
(Повест., невоскл., СПП, гл. и прид. части - двусост., распр.) кого?
(Кто =),[―=].
Проверка      мест.       сущ.

Слайд 69Тема урока
§ 84, стр. 203

Тема урока§ 84, стр. 203

Слайд 70Если бы да кабы
Если бы да кабы

Если бы да кабы Если бы да кабы

Слайд 71грибы
Увиде-ть + Л + БЫ

Съе-сть + Л + БЫ

Собира-ть

+ Л + БЫ

грибыУвиде-ть + Л + БЫ Съе-сть + Л + БЫСобира-ть + Л + БЫ

Слайд 72УВИДЕЛ БЫ
СЪЕЛ БЫ
СОБИРАЛ БЫ

УВИДЕЛ БЫСЪЕЛ БЫСОБИРАЛ БЫ

Слайд 74Я БЫ ПОСТРОИЛ ДВОРЕЦ, ЕСЛИ БЫ…

Я БЫ ПОСТРОИЛ ДВОРЕЦ, ЕСЛИ БЫ…

Слайд 75Я БЫ СШИЛА ПЛАТЬЕ, ЕСЛИ БЫ…

Я БЫ СШИЛА ПЛАТЬЕ, ЕСЛИ БЫ…

Слайд 76Упражнение 486, стр. 204.
Списать стихотворение, затем выписать глаголы

в условном наклонении по образцу, данному в упражнении.

Самостоятельная работа

Упражнение 486, стр. 204.  Списать стихотворение, затем выписать глаголы в условном наклонении по образцу, данному в

Слайд 77Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само

меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне волшебник
Подарил

такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок…

Проверка упр. 486, стр. 204

Если б мыло приходилоПо утрам ко мне в кроватьИ само меня бы мыло –Хорошо бы это было!Если

Слайд 78Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали

б все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь

тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай.
Даже мама перестала б
Говорить, что я лентяй.

Продолжим работу
над стихотворением…

Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали б все свои места –Вот была бы

Слайд 79Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали

б все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь

тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай.
Даже мама перестала б
Говорить, что я лентяй.

Проверим

Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали б все свои места –Вот была бы

Слайд 80 Найти четвёртое лишнее, подчеркнуть его и доказать.
1.
А) Полетел бы

ты на Марс, на Венеру, на Луну?
Б) С Луны звёздные

корабли отправились бы в иные миры.
В) На Марсе ты бы ходил в скафандре.
Г) В составе атмосферы Марса кислород не содержится.

Найти четвёртое лишнее, подчеркнуть его и доказать.  1.А) Полетел бы ты на Марс, на Венеру,

Слайд 81Найти четвёртое лишнее, подчеркнуть его и доказать.
2.
А) Возьми на

себя уход за домашними растениями.
Б) Участвуй в озеленении школы.
В) От

бессонницы трудом лечатся.
Г) Овладевай знаниями в школе для будущей работы.


Найти четвёртое лишнее, подчеркнуть его и доказать.2. А) Возьми на себя уход за домашними растениями.Б) Участвуй в

Слайд 82Домашнее задание
Упражнение 489.

Домашнее задание   Упражнение 489.

Слайд 83Рефлексия

Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... У меня получилось... Я

приобрёл...





Рефлексия  Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... У меня получилось... Я приобрёл...

Слайд 86Разбор предложения

Труд дело чести будь в труде на первом

месте.4

Разбор предложения Труд дело чести будь в труде на первом месте.4

Слайд 87Проверка

Труд – дело чести, будь
в труде на

первом месте.4

Проверка Труд – дело чести, будь в труде  на  первом  месте.4

Слайд 88 Диктант «Проверяю себя».
       Ещё хмурит_ся небо, но в пр_светах обл_ков

проб_вает_ся св_ркающ_м меч_м луч1 со_нца. В_сна наб_рает скор_сть.

Про_сняют_ся дали. Зимн_м3 цвет_м белеют ещё поля, а уже з_ленеют _стровками с_сновые боры.


Диктант «Проверяю себя».        Ещё хмурит_ся небо, но в пр_светах обл_ков проб_вает_ся св_ркающ_м меч_м луч1 со_нца.

Слайд 89Точно призрак ум..рающий,
На степи ковыль кача| |ся

(__________),
Смотр| | (__________) месяц дог..рающий,
Белой тучкой омрача|

| ся (__________).
И блуждают тени смутные
По пространству неоглядному,
И непроч..ные, минутные,
Что-то шепч| | (________) ветру жадному.
И мерцание мелькнувшее
И..чеза| | (_______) за туманами,
Утонувшее минувшее
Возника| | (_______) над курганами.
Месяц меркн| | (__________),
Омрача| |ся (___________),
Дог..рающий и тающий,
И, др..жа, ковыль кача| |ся (__________),
Точно призрак ум..рающий. (К. Бальмонт)
Точно призрак ум..рающий,На степи ковыль  кача|   |ся (__________),Смотр|   | (__________) месяц дог..рающий,

Слайд 90Е или И?
Крикн_те2 (пов. накл.) погромче! Если вы крикн_те2 (изъяв.

накл.) погромче, то вас услышат.
Выйд_те2 (пов. накл.) через калитку. Когда

вы выйд_те2 (изъяв. накл.) через калитку, поверните2 направо.
Перед тем как ложиться спать, выгон_те2 (пов. накл.) всех мух. Когда выгон_те 2 (изъяв. накл.), закройте2 окно.
Вытр_те2 (пов. накл.) ноги. Когда вытр_те2 (изъяв. накл.) – проходите2 в дом.

Е или И?Крикн_те2 (пов. накл.) погромче! Если вы крикн_те2 (изъяв. накл.) погромче, то вас услышат.Выйд_те2 (пов. накл.)

Слайд 91… мая.
Классная работа.
Правописание -тся и -ться в глаголах.

… мая.Классная работа.Правописание -тся и -ться в глаголах.

Слайд 92Словарная работа. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.
Изл…гать, отр…сль, заг…реть,

к…саться, р…сток, к…снулся, изл…жить, з…ря, распол…гались, выж…гать.
а
а
о
О
а
о
о
а
а
Что вы знаете о

выделенных корнях?
Каковы условия выбора гласных в корнях?

и

Словарная работа. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.Изл…гать, отр…сль, заг…реть, к…саться, р…сток, к…снулся, изл…жить, з…ря, распол…гались,

Слайд 93 Соберите пословицы. 

Соберите пословицы. 

Слайд 94 Перестроить предложения, заменив инфинитив формой 3-го лица единственного числа и

наоборот: Он ни о ком не беспокоится. - Ему

не о ком беспокоиться.

Он ни к кому не обратится.
Мне не на что надеяться.
Он ни к чему не стремится.
Ему не с кем поделиться своими планами.
Рассеянный ученик не может ни на чем сосредоточиться.

Перестроить предложения, заменив инфинитив формой  3-го лица единственного числа и наоборот:  Он ни о

Слайд 95Прошедшее время
глагола

Прошедшее время глагола

Слайд 96 Словарная работа указать, чем является фраза: с/с или предложением.

Та_ли тени, увид_шь

небо, пове_ло(бы) холод_м, ре_ли ласточ_ки, услыш_ли(бы) шум, наде_лся на т_варища,

с_бака бы зала_ла, ра_кле_л об_явления.

Словарная работа указать, чем является фраза:  с/с или предложением. Та_ли тени, увид_шь небо, пове_ло(бы) холод_м,

Слайд 97 В изъявительном наклонении глаголы настоящего

или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени.
Например:


Воспитательница позаботится о малышах. — Позаботилась о малышах.
Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевать.— Кто боялся трудностей, тот не научился ...
 
По отношению к глаголу, стоящему в неопределенной форме, такая замена невозможна, потому что глагол в неопределенной форме только называет действие, но не указывает на время его совершения.

В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить

Слайд 98Записать предложения, использую в качестве проверки данный способ подстановки.
1) Придется

ложиться спать.
2) Опять может повториться старая история.
3) Мне

удастся пройти здесь.
4) Хочется возвратиться пораньше.
5) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи.
6) К городу приходится спускаться по отлогому шоссе.
7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

Записать предложения, использую в качестве проверки данный способ подстановки.1) Придется ложиться спать. 2) Опять может повториться старая

Слайд 99Крылов извес_ный
ру_кий басн_пис_ц.
Он являет(?)ся
автор_м более 200
басен.
Записать, вставив пропущенные орфограммы
и

расставив знаки препинания.

Крылов извес_ныйру_кий басн_пис_ц.Он являет(?)сяавтор_м более 200басен.Записать, вставив пропущенные орфограммы и расставив знаки препинания.

Слайд 100 Объяснительный диктант «Басни Крылова»

Объяснительный диктант     «Басни Крылова»

Слайд 101«Белка»
Посмотр_шь на дельца иного:
Хлопоч_т, меч_т(?)ся, ему д_вят(?)ся все:
Он, кажет(?)ся, из

кожи рвёт(?)ся,
Да только всё вперёд не подаёт(?)ся,
Как белка в

колесе.
«Белка»Посмотр_шь на дельца иного:Хлопоч_т, меч_т(?)ся, ему д_вят(?)ся все:Он, кажет(?)ся, из кожи рвёт(?)ся, Да только всё вперёд не

Слайд 102 «Волк и кукушка»
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит

и ропщ_т на людей:
(Не)видит добрых он, куда ни обернёт(?)ся,
А первый

сам ни(с)кем (не) уживёт(?)ся.
«Волк и кукушка»Чем нравом кто дурней,Тем более кричит и ропщ_т на людей:(Не)видит добрых он, куда

Слайд 103«Заяц на ловле»
Над хв_стунами хоть смеют(?)ся,
А часто в дележе им

доли достают(?)ся.

«Заяц на ловле»Над хв_стунами хоть смеют(?)ся,А часто в дележе им доли достают(?)ся.

Слайд 104«Волк и ягнёнок»
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напит(?)ся:
И

надобно ж беде случит(?)ся,
Что около тех мест голодный рыскал волк.

«Волк и ягнёнок»Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напит(?)ся:И надобно ж беде случит(?)ся,Что около тех мест

Слайд 105«Зеркало и обезьяна»
Чем кумушек сч_тать трудит(?)ся,
Не лучше ль на себя

кума оборотит(?)ся?

«Зеркало и обезьяна»Чем кумушек сч_тать трудит(?)ся,Не лучше ль на себя кума оборотит(?)ся?

Слайд 106«Слон и Моська»
Увидевши Слона, ну на него метат(?)ся,
И лаять, и

визжать, и рват(?)ся;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка,

перестань срамит(?)ся,-
Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном возит(?)ся?»
«Слон и Моська»Увидевши Слона, ну на него метат(?)ся,И лаять, и визжать, и рват(?)ся;Ну так и лезет в

Слайд 107«Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянут(?)ся (не) успела, как

зима катит в глаза…
- Не оставь меня, кум милый!
Дай ты

мне собрат(?)ся с силой…
«Стрекоза и муравей»Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,Оглянут(?)ся (не) успела, как зима катит в глаза…- Не оставь меня,

Слайд 108 Творческое задание. Выписать возвратные глаголы и поставить их в неопределённую форму.

(на –тся или –ться).
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался

и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль,- говорит,- средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Творческое задание. Выписать возвратные глаголы и поставить их в неопределённую форму.  (на –тся или –ться).Чижа

Слайд 109 Проверка. Выписать возвратные глаголы и поставить их в неопределённую форму. (на

–тся или –ться).
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и

метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Проверка. Выписать возвратные глаголы и поставить их в неопределённую форму.  (на –тся или –ться).Чижа захлопнула

Слайд 110 Рассмотрите внимательно фотографии и выполните задания:
Придумай и запиши глаголы на

-тся и –ться по этим фотографиям.
Используя глаголы на -тся и

–ться , составь памятку
«Как нужно вести себя у воды летом».

Рассмотрите внимательно фотографии и выполните задания:  Придумай и запиши глаголы на -тся и

Слайд 111Проверка.
Плещутся, купаются, соревнуются, увлекаются, брызгаются, смеются, играются, развлекаются, радуются,

наслаждаются…

Проверка. Плещутся, купаются, соревнуются, увлекаются, брызгаются, смеются, играются, развлекаются, радуются, наслаждаются…

Слайд 112Синтаксический разбор предложения.
 
Что лет_м р_дит_ся то з_мой пригодит_ся.4

Синтаксический разбор предложения.  Что лет_м р_дит_ся то з_мой пригодит_ся.4

Слайд 113Проверка
мест. нареч.

глаг.

мест. нареч. глаг.
( Что летом родится ), [ то зимой пригодится ]. 4


(Что =),[ то =].

Проверка    мест.   нареч.     глаг.

Слайд 114Рефлексия

Рефлексия

Слайд 115Контрольный диктант (материал для учителя)
 
Солнце — самая близкая в нашем космическом

доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко

от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.
Но как их много! Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.4

Контрольный диктант (материал для учителя) 		Солнце — самая близкая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому

Слайд 116Контрольный диктант (материал для учителя)
Спрячьте однажды вечером свои учебники в

стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному

небу.4 Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.
Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Если звезда горячая, то ее цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.
(141 слово)

Контрольный диктант  (материал для учителя)		Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна

Слайд 117Задания
2. Сделать морфологический разбор слов.
Спрячьте 3 – 1 вариант
Поискали

бы 3 – 2 вариант
3. Сделать морфемный разбор слов.

Разд_лили, выбер_те (пов. накл.), выбер_те (изъяв. накл.), маленькие, серебря_ый, соед_нили, легко.

Задания 2. Сделать морфологический разбор слов.Спрячьте 3 – 1 вариантПоискали бы 3 – 2 вариант3. Сделать морфемный

Слайд 118АНАЛИЗ ДИКТАНТА.
Работа над ошибками

АНАЛИЗ ДИКТАНТА.Работа над ошибками

Слайд 119Работа над ошибками
Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.4

[=―],(которым ― =).


Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу.4 [=, = и = ].
Работа над ошибкамиТак появились созвездия, которым ученые дали разные названия.4

Слайд 120Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.4
[=―],(которым ― =).
Спрячьте

однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у

окна и приглядитесь к звездному небу.4
[=, = и = ].

Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.4[=―],(которым ― =).Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите

Слайд 121Орфограмма № 47 стр. 207

Орфограмма № 47 стр. 207

Слайд 122ЗАПОМНИ!

спрячь

спрячь


ТЕ
СЯ

ЗАПОМНИ!       спрячь     спрячь ТЕСЯ

Слайд 123ЗАПОМНИ!

ПОЗНАКОМЬ
ПОЗНАКО МЬ


ТЕ
СЯ

ЗАПОМНИ!    ПОЗНАКОМЬПОЗНАКО МЬТЕСЯ

Слайд 124Исключение
Ляг
Лягте

Исключение ЛягЛягте

Слайд 125Упражнение 494 стр. 208

Упражнение 494 стр. 208

Слайд 126Запомни и говори правильно!
Беги - бегите
Ляг – лягте – прилягте
Клади

– кладите
Положи – положите
Поезжай - поезжайте

Запомни и говори правильно!Беги - бегитеЛяг – лягте – прилягтеКлади – кладитеПоложи – положитеПоезжай - поезжайте

Слайд 127Использованные материалы
Презентация Захаровой Т.А., методиста Рязанского института развития образования.
Презентация учителя

русского языка и литературы Табуновой Е.А., МОУ Шипуновская средняя школа

Алтайский край.


Использованные материалыПрезентация Захаровой Т.А., методиста Рязанского института развития образования.Презентация учителя русского языка и литературы Табуновой Е.А., МОУ

Слайд 128Список литературы
1. Агеев К.А. Наклонение глагола. – М.: Просвещение, 2000.
2.

Джанни Родари. Стихи. – М.: Детская литература,
1986.
3.Интернет-ресурсы: school.ru/Enc.ashx?item=518268raktat.com/language/book/glagol/nag.php

Список литературы1. Агеев К.А. Наклонение глагола. – М.: Просвещение, 2000.2. Джанни Родари. Стихи. – М.: Детская литература,

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика