Слайд 1ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Выполнила студентка 442 группы
…
Слайд 2Умственно отсталый ребенок в процессе овладения чтением проходит те же
ступени, что и нормальный школьник.
Однако умственно отсталые дети, по
данным.Г.Я. Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме.
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова).
Слайд 3Большую трудность для этих детей представляет:
усвоение букв из-за недоразвития фонематического
восприятия,
неумения различить оппозиционные звуки,
несформированности пространственных представлений, зрительного анализа
и синтеза,
слияние звуков в слоги.
Слайд 4У умственно отсталых детей в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности
восприятия не существует доминирующих букв.
способность звуко-слогового синтеза снижена
замедленное
узнавание и понимание прочитанного слова.
ещё большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текста.
Слайд 5Смысловые догадки:
Г.Я.Трошин отмечает, что у умственно отсталых гораздо чаще наблюдается
чтение слов по догадке, чем у нормальных детей.
По мнению
же М.Ф.Гнездилова, смысловые догадки в процессе чтения проявляются у умственно отсталых детей очень слабо.
Оба автора указывают на большое количество, по сравнению с нормальными детьми, ошибок в процессе чтения.
Слайд 6Букварный период во вспомогательной школе занимает более длительный отрезок времени.
в массовой школе букварный период заканчивается в декабре
во вспомогательной
он длится до конца учебного года, а иногда усвоение букв продолжается и во 2-м классе
не все умственно отсталые дети овладевают навыком чтения слов, предложений по букварю.
Слайд 7Среди школьников 1-2-х классов вспомогательных
школ отмечается большое количество детей со
специфическими стойкими нарушениями чтения.
по данным
К.Аверино-Жакке, почти у 70% детей
с умственной отсталостью в степени средней дебильности обнаруживаются дислексии
Слайд 8По данным отечественных учёных:
у 62%. учеников 1-х классов вспомогательной школы
отмечаются нарушения чтения
Во 2-х шассах 25% детей имеют дислексии
Таким образом, во 2-х классах нарушения чтения встречаются в 2,5 раза реже, чем в 1 -х.
Слайд 9Ошибки чтения, встречающиеся у учеников 1-го класса
Полное незнание букв.
Полное незнание
букв, словами, начинающимися с соответствующих звуков
Незнание большого количества букв
Замены сходных по начертанию букв
Недифференцированные замены букв, например
Слайд 10При чтении изолированных слогов могут быть следующие ошибки:
Побуквенное чтение слогов
без последующего слияния с последующим слиянием звуков
Замены слогов другими слогами,
отличающимися лишь гласными звуками, при этом слоги читаются слитно, замены слогов слогами с гласным, при этом согласный звук слога воспроизводится правильно
Замены согласного звука в слоге гласный звук воспроизводится правильно, слоги читаются побуквенно с последующим слиянием, все буквы читаемого слога называются правильно. Однако при последующем слитном их воспроизведении согласный звук слога заменяется.
Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками
Слайд 11При чтении слов наблюдаются следующие нарушения:
Побуквенное чтение слогов в слове
с последующим слиянием их воспроизведения. Прочитанное таким способом слово осмысливается.
Побуквенное
чтение слов с последующим слиянием, но без их осмысления.
Слоговое чтение и понимание только фонетически простых слов
Слово читается правильно, но воспроизводится
повторно какой-то бессмысленный слог, включающий некоторые звуки данного слова
При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующим
напечатанному
Не читается конечная согласная слова, конечная гласная
Слайд 12
В словах, как и в слогах, твердые согласные заменяются мягкими.
В конце слова после согласного добавляется гласный звук.
Пропуски согласных
при их стечении или слово заменяется другим, более простым
Добавления гласных звуков между согласными при их стечении
Перестановки звуков в обратных слогах
Неустойчивое искаженное прочтение слова, когда читаемое слово воспроизводится неправильно и заменяется другим словом или звукосочетанием, сходным по звуко-буквенному составу
Замедленное чтение, когда забываются звуки и слово воспроизводится искаженно
Побуквенное чтение слогов слова без последующего слияния: называются буквы, составляющие слово, само слово не осмысливается.
Побуквенное чтение с хорошим пониманием прочитанного
Побуквенное чтение с последующим слитным воспроизведением, но не адекватным напечатанному, а лишь содержащим некоторые звуки, входящие в состав предъявленного слова.
Перестановки слогов при воспроизведении слова, прочитанного побуквенно
Замены слова при чтении бессмысленными сочетаниями, включающими звуки предъявленного слова
Затруднения в осмысливании правильно прочитанных слов. В этом случае слово узнается лишь после многократного его повторения.
Слайд 13При чтении предложений и текста отмечаются следующие ошибки:
Замедленное и искаженное
воспроизведение читаемого, вследствие чего нарушается понимание прочитанных предложений.
Побуквенное чтение при
хорошем понимании читаемого текста.
Затрудненное понимание текста при послоговом способе чтения, а также при технически правильном.
Неправильное воспроизведение прочитанных предложений при послоговом чтении. При повторении предложения дети воспроизводят лишь последнее его. слово.
Слайд 14Ошибки чтения, встречающиеся у учеников 2-го класса
В результате несформированности синтеза
слогов в слово невозможность чтения слогов и слов при усвоении
всех букв.
Побуквенное чтение с правильным слитным последующим повторением слов и с хорошим пониманием прочитанного.
При побуквенном чтении прочитанное слово в предложении не соотносится с его значением, при повторении заменяется другим словом, в какой-то степени сходным по звучанию
Замены слов другими словами
Вставки согласных звуков
Добавление гласного звука между двумя согласными при стечении
Опущение конечной гласной
Перестановки звуков
Замены гласных при чтении
Взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих
Пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова бессмысленными звукосочетаниями
Нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу: слово со стечением согласных заменяется фонетически более простым словом
Слайд 15Таким образом, нарушения чтения у учащихся 1-2-х классов вспомогательной школы
можно представить в виде следующих типичных проявлений:
неусвоение букв
побуквенное
чтение
искажения звуковой и слоговой структуры слова
нарушения понимания читаемого.
Слайд 16Общие выводы
Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в
процессе формирования навыка чтения. Особенно многочисленны нарушения чтения у учеников
1 -2-х классов.
Основные проявления нарушений чтения у учеников вспомогательных школ могут быть представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного.Характер проявлений нарушений чтения определяется как механизмом, видом дислексии, так и этапом формирования навыка чтения у детей.
Нарушения чтения у умственно отсталых детей обусловлены различными этиопатогенетическимй факторами. Так,
у детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи,
лексики, грамматического строя речи. В зависимости от зтйопатогенетических факторов можно выделить следующие виды
дислексии: фонематические, оптические, мнестические, семантические, аграмматические.
Слайд 17
Фонематические дислексии в зависимости от их
патогенеза подразделяются на дислексии, связанные
с несформироваиностью слухопроизносительной дифференцации фонем, и дислексии, связанные с недоразвитием
функции фонематического анализа. Основными факторами, вызывающими оптические дислексии, являются нерасчлененность зрительного восприятия, трудность узнавания и различения сходных форм, несформированность пространственных представлений. Семантические дислексии обусловлены неумением устанавливать синтаксические связи
между словами в предложении, а также несформированностью звуко-слогового синтеза. Мнестические дислексии
вызываются нарушениями памяти. Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматического строя. Наиболее распространенными среди умственно отсталых школьников являются фонематические дислексии.
Дислексии у умственно отсталых детей не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями, письма.
Нарушения, чтения не являются статическими, а
имеют характер функционально динамических отклонений
в развитии ребенка.