Слайд 1 Повторение и обобщение по теме «Имя числительное»
Тема урока
Слайд 2Цели урока:
ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ И СКЛОНЕНИЯ ИМЕН
ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ, ОСОБЕННО В УСТНОЙ
ЕЁ ФОРМЕ, В СООТВЕТСТВИИ С НОРМОЙ.
РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ
Слайд 3Эпиграф
Как обойтись бы
без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен!
Слайд 4АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
ПРОМЕНЯЛА ПРАСКОВЬЯ КАРАСЯ
НА ТРИ ПАРЫ ПОЛОСАТЫХ ПОРОСЯТ.
2. В АКВАРИУМЕ
У ХАРИТОНА ЧЕТЫРЕ РАКА ДА ТРИ ТРИТОНА.
3. ВОСЕМЬ СЦЕПЩИКОВ СЦЕПЛЯЮТ
ЦИСТЕРНЫ
Слайд 5История о числе
Миллион
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке
Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал
слово миллион, которое состоит из итальянского слова МИЛЛИ, означающего «тысяча», и ОНЕ, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
Слайд 6Таинственное число
Семь – особое число, в нем есть некое волшебство.
Семь
дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на
свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один раз отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать с кого-нибудь, семь бед-один ответ и другие.
Это наиболее известные пословицы и фразеологизмы с числительным семь.Как видите, их не мало.
Чем это объяснить? Примерно 4 тысячи лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
Число 7 считалось священным и было весьма распространено.
Слайд 7Из истории числительных
Начиная с 11 и кончая двадцатью и тридцатью,
числительные имеют необычное сочетание –дцать, которое в других числительных не
встречается.
Почему? Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся числительных, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трех слов в одно слово и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительное один, два, три и другие хорошо «сохранились» в них, а десять, находившееся в заударном положении, подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание - -дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс.)
Слайд 8ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
В КАКИХ СЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВМЕСТО ТРЁХ ПИШЕТСЯ ТРЕ-?
НАЗОВИТЕ
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ПИШУТСЯ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ?
КАКИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ В ОДНОМ ИЗ
КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ ПИШУТСЯ С ДВУМЯ И ДАЖЕ С ТРЕМЯ Ь ?
КАКИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОБЛАДАЮТ РОДОВЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ?
КАК УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧАСЫ, НОЖНИЦЫ, СУТКИ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ ДВА, ТРИ?
Слайд 9Домашнее задание
Написать сочинение миниатюру на лингвистическую тему «Эта трудная и
интересная часть речи – имя числительное»