Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка
( памятка для анализа текста при подготовке к
ЕГЭ в 11 классе)
Автор работы: Учитель литературы и русского
языка ГБОУСОШ № 250
г.Санкт – Петербурга
Соковых Надежда Николаевна
Слайд 2Содержание
1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).
2
часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).
3 часть: План лингвистического
анализа.
4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.
Слайд 3Аллегория – иносказание.
В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей
показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер.
Вспомните,
например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?
Слайд 4Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.
1) Мы все
глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)
2) Явление «хлестаковщины» до сих пор
сохраняется в нашем обществе.
3) Да кто из нас не «обломов»!.
Слайд 5Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.
1)Глаза громадные, как прожекторы.
2) В
бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.
Слайд 6Гротеск – предельное преувеличение
1) Этот градоначальник был с фаршированной головой.
( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)
Слайд 7Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.
1)Откуда, умная, бредёшь ты,
голова?
2) Ноздрёв был в некотором отношении
исторический человек.
Слайд 8Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.
1) Талии у
девиц были никак не толще бутылочной шейки.
2) Такой маленький рот,
что больше двух кусочков никак не может пропустить.
Слайд 9Метафора – скрытое сравнение.
1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась
ты мне навсегда.
2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами.
3) Покатились глаза собачьи
золотыми звёздами в снег.
Слайд 10Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать
в сравнение)
1) От этого происшествия ахала вся Московская улица.
2) «
Я три тарелки съел».
3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.
4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину?
5) Вся деревня над ним смеялась.
Слайд 11Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых
1) Плакаты кричали о
Победе.
2) О чём ты воешь, ветер ночной?
3) Телеграф гудел свою
скучную песню.
Слайд 12Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком
1) Это
был царь зверей.( Лев)
2) Будем же заботиться о братьях наших
меньших.
3) Унылая пора! Очей очарованье!
Слайд 13Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым
1)
Все флаги в гости будут к нам.
2) Там стонет человек
от рабства и цепей.
3)Швед, русский колет, рубит, режет…
Слайд 14Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим
1) Лёд
неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
2) Они
лежали как мёртвые.
3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.
Слайд 15Эпитет – образное определение
1) И мы в твоих стихах, поэт,
не разгадали младенческой печали.
2) Наступил синий, тягучий рассвет.
3) На нас,
дымясь, спускалось разъярённое небо.
Слайд 16Стилистические фигуры речи
Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово,
в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Слайд 17Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных
строк; единоначатие
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
(А.Пушкин)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона…
( С.Есенин)
Слайд 18Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов
Ты
и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
( Н. А.Некрасов)
Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.
Слайд 19Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или
убывающей значимости
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как
с белых яблонь дым…
( С.А.Есенин)
Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)
Слайд 20Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр
сообщения
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось…
(А.С.Пушкин)
Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши…
/ По К. Ушинскому/
Слайд 21Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено
грамматикой
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)
Роняет
лес багряный свой убор,
Сребрит морооз увянувшее поле…
( А.С.Пушкин)
Слайд 22Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова
Как
пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить
-
Буйну голову сложить! ( А. Блок)
Слайд 23Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме
Мне казалось, что деревья
и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не
так громко и весело.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
( М. Ю. Лермонтов)
Слайд 24Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что?
Моей судьбой, сказать по
правде,
Очень никто не озабочен.
( М.Ю.Лермонтов)
Слайд 25Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов
«Мёртвые души».
В глазах мелькнуло
выражение весёленького сумасшествия.
Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач,
богатый нищий и т.д.
Слайд 26Риторический вопрос, восклицание, обращение
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов!…
( М.Лермонтов)
Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.
Слайд 27Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова,
вид умолчания
Мы сёлы - в пепел,
Грады – в прах,
В мечи
– серпы и плуги.
( В. Жуковский)
Только ты люби меня. А уж я тебя буду –
до последней волосиночки.
( А. Иванов)
Слайд 28Цитация ( цитирование)
« Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим
её воплощением»,- писал Никита Струве.
По словам Никиты Струве, Анна Андреевна
Ахматова « была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением».
Слайд 29Аллитерация – приём повторения согласных звуков
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень
голубой.
( А.С.Пушкин)
Слайд 30Ассонанс – приём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель:
Вонь, грязь, весной
я болен…
( А.С.Пушкин)
Слайд 31План лингвистического анализа
I. Тема.
II. Идея.
III. Форма:
1. Стиль текста;
2. Тип текста;
3.
Композиция
4. Лексические средства выразительности;
5. Стилистические фигуры речи;
6.
Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)
Слайд 32Несколько советов при определении стилей речи
В научных стилях авторская мысль
передаётся ясно, точно, логично, без эмоций.
Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т.
к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя.
В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.
Слайд 33Несколько советов при определении типов речи
В описательных текстах информация
раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы
должны увидеть все составляющие описание.
В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.
Слайд 34Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный
В рассуждении пишущий
обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения
( тезисы),
аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его.
Учтите, такие тексты строятся авторами свободно.
Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.
Слайд 35Используемая литература
1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к
ЕГЭ». Москва «Эксмо» 2007 г.
2) Русский язык. Экспресс – репетитор
для подготовки к ЕГЭ». Авторы: Т.И. Максимович, И.А. Пугачёв.Издательство «Астрель» 2008 г.
3) « Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г