Разделы презентаций


Как делаются слова

Как делаются слова? Все на свете состоит из чего-то: лес- из деревьев, облака- из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы -из более мелких частиц. «Строительные блоки» для слов называются

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Как делаются слова?»
Урок русского языка в 5

классе


Составитель: Чернова Л.Н.
учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 5 г.Светлого
«Как делаются слова?»   Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2Как делаются слова?
Все на свете состоит из чего-то: лес-

из деревьев, облака- из множества водяных капелек. Вещества состоят из

атомов, атомы -из более мелких частиц.
«Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре: ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС и ОКОНЧАНИЕ.
Строительная работа морфем(Г.Граник. Секреты орфографии.,с.116-118)
Как делаются слова? Все на свете состоит из чего-то: лес- из деревьев, облака- из множества водяных капелек.

Слайд 3
В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных

букв. Приведем некоторые слова, помещенные на букву О. Про какие

из них, по-вашему, нужно говорить «имеет окончание», а про какие- «оканчивается на О»?
Какао самбо тоскливо рабство
Небо кружево слово чувство
Спасибо зарево одинаково юношество
В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных букв. Приведем некоторые слова, помещенные на букву

Слайд 4Родственники
Найдите слова с корнем ГУС-. Относится ли к ним слово

ГУСЕНИЦА? Докажите, указав значение однокоренных слов.
- Вы кто такие?
- Я

Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- Я ваша тетя- Гусеница.


РодственникиНайдите слова с корнем ГУС-. Относится ли к ним слово ГУСЕНИЦА? Докажите, указав значение однокоренных слов.- Вы

Слайд 5
Являются ли однокоренными слова ГИМН, ГИМНАСТ, ГИМНАСТЕРКА в современном русском

языке? Для доказательства используйте толкования этих слов в «Словаре русского

языка» С.И.Ожегова.
Найдите «третье лишнее»
1.Гореть,угорать,гора.
2.Горе, нагорный, горевать.
3.Пот, потолок, потливый.
4.Море, морщины, морской.
5.Боль, большой, больница.
6.Вода,водить, водник.

Являются ли однокоренными слова ГИМН, ГИМНАСТ, ГИМНАСТЕРКА в современном русском языке? Для доказательства используйте толкования этих слов

Слайд 6
1.Одинаков ли морфемный состав слов ЗАВОД – «предприятие» и ЗАВОД

(у часов)?
2.Выделите суффиксы в словах ЛЖИВЫЙ, ДОЖДЛИВЫЙ, ДОВЕРЧИВЫЙ.
3.Есть ли в

предложениях слова с одинаковыми окончаниями?

Утром мы любуемся восходом.
Вечером мы любуемся закатом.
1.Одинаков ли морфемный состав слов ЗАВОД – «предприятие» и ЗАВОД (у часов)?2.Выделите суффиксы в словах ЛЖИВЫЙ, ДОЖДЛИВЫЙ,

Слайд 7Окончание. Основа слова
Прочитайте. Выделите окончания. В каких словах вы ничего

не обозначили? Почему? Назовите виды орфограмм на месте пропуска букв.
Хрустит

под н…гами сухой сн..жок.
Еще (не) св…тает, еще (не) пригрело.
Еще не восход,
Но от тыс..чи ног
На ул..цах словно бы пот..плело.
А.Яшин

Окончание. Основа словаПрочитайте. Выделите окончания. В каких словах вы ничего не обозначили? Почему? Назовите виды орфограмм на

Слайд 8Окончание
Запишите прилагательные и существительные в данных словосочетаниях с окончаниями по

нормам русского литературного языка. Окончания обозначьте. Какую ошибку вы устранили?
Прозрачной

тюлью, яичной шампунью, яблочной повидлой, румяный яблок, серого мыша.

ОкончаниеЗапишите прилагательные и существительные в данных словосочетаниях с окончаниями по нормам русского литературного языка. Окончания обозначьте. Какую

Слайд 9
Отгадайте загадки. Запишите склоняемые и спрягаемые слова в два столбика:

в первый- с нулевым окончанием, во второй- с материально выраженным.

Окончание выделите.
1.Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
2.Старик у ворот тепло уволок.
3.Кто мост мостит без ножа, без топора?
4.На дворе, в холоде, горой, а в избе- водой.

Отгадайте загадки. Запишите склоняемые и спрягаемые слова в два столбика: в первый- с нулевым окончанием, во второй-

Слайд 10Основа слова
1.Обозначьте окончание и основу каждого изменяемого слова. Докажите

правильность выделения окончания.

Тяжесть снега, еловую лапу, нависла над тропинкой,

прыгает по ветке, с красной грудкой, кора березы.

Основа слова 1.Обозначьте окончание и основу каждого изменяемого слова. Докажите правильность выделения окончания. Тяжесть снега, еловую лапу,

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика