ТЕМА: «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ».
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 112»
Новосёлова Ольга Александровна
Слайд 2
ЦЕЛЬ : ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ,
ОСОЗНАЮЩЕЙ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ НАРОДА СВОЕГО КРАЯ.
ЗАДАЧИ:
1.ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА, ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ, СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЯЗЫКУ КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТУ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА; ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ.
2.РАЗВИТИЕ ЧАСТНОРЕЧЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ОБРАЗЦАХ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ(НАУЧНОГО, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, РАЗГОВОРНОГО) ПО ЯЗЫКУ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.
3.ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ОПОЗНАВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ЯЗЫКОВЫЕ ФАКТЫ С КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ, ОЦЕНИВАТЬ ИХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НОРМАТИВНОСТИ, СООТВЕТСТВИЯ СИТУАЦИИ И СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ.
4.РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
5.ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
6.РАЗВИТИЕ КРУГОЗОРА И МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ.
Слайд 3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
-
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ ПО ЯЗЫКУ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО
КРАЯ
- СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ, СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ, СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «ЛЮДИ ТВОИ, ОМСК», «ВОЙНА В СУДЬБЕ МОЕЙ СЕМЬИ», «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НАШЕГО ГОРОДА»
- ИЗЛОЖЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ С ОМСКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ, ПОЭТАМИ, ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ, УЧАСТНИКАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
- ДИАЛОГИ-РАЗМЫШЛЕНИЯ
- РОЛЕВЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ «ПРОЙДУСЬ ПО ГОРОДУ РОДНОМУ»
- ВИКТОРИНЫ «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ОМСК?», «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИХ ИМЕНА?»
- ДИСПУТЫ, ДИСКУССИИ
- ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА «РОДНИКИ ПОЭЗИИ»
- УРОКИ МУЖЕСТВА
- КОНКУРС ПЛАКАТОВ, РУКОПИСНЫХ ГАЗЕТ, ЖУРНАЛОВ «ЗДЕСЬ РОДИНЫ МОЕЙ НАЧАЛО…»
- ЭКСКУРСИИ, ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ
Слайд 4 «ЛЕКСИКА.ФРАЗЕОЛОГИЯ» 5 КЛАСС
Т. БЕЛОЗЕРОВ «ГДЕ Я
БЫЛ И ЧТО Я ВИДЕЛ»:
БЫЛ Я В ГЛУХОВКЕ И
ТАРЕ,
ВИДЕЛ КЛЮКВУ НА БАЗАРЕ,
НА ВЕСАХ, ВОЗЛЕ САНЕЙ,
ГЛЫБЫ ЩУК И ОКУНЕЙ.
БЫЛ В ЧЕРЛАКЕ И ВАСИСЕ,
В ЧЕБАКЛАХ И В ИНТЕНИСЕ,
БЫЛ В АУЛЕ РЫЖИЙ МЫС,
ЕЛ МАХАН И ПИЛ КУМЫС.
ВИДЕЛ КЕДРЫ Я И ВЯЗЫ,
БАНИ, КУЗНИЦЫ, ЛАБАЗЫ,
ВИДЕЛ ШКОЛЫ И ДВОРЦЫ
И СТЕПНЫЕ СОЛОНЦЫ,
ВИДЕЛ СВЕТ ЗВЕЗДЫ ПАДУЧЕЙ,
МЕЖДУ ПРЯСЛАМИ БОТВУ,
СНЕГ ДА СЕРЕНЬКИЕ ТУЧИ –
ЧТО ЛЮБЛЮ
И ЧЕМ ЖИВУ.
ЗАДАНИЕ:
1 ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА СЛОВА, ПЕРЕДАЮЩИЕ СВОЕОБРАЗИЕ БЫТА НАРОДОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ ОМСКУЮ ОБЛ. (В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ОБРАЩАЕМСЯ К ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ)
2 НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ НАРИЦАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ?
3 ПОДУМАЙТЕ, КАКИМ ОДНОКОРЕННЫМ СИНОНИМОМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВО ПАДУЧАЯ? ОБЪЯСНИТЕ ВЫБОР АВТОРА.
Слайд 5«ФРАЗЕОЛОГИЯ» П.П.ЕРШОВ «КОНЁК – ГОРБУНОК»
КАРАУЛЬЩИК ПОМОЛИЛСЯ,
…СТАЛО В ТРЕТИЙ РАЗ СМЕРКАТЬСЯ,
ВПРАВО, ВЛЕВО ПОКЛОНИЛСЯ НАДО МЛАДШЕМУ СБИРАТЬСЯ;
И, ПРОКАШЛЯВШИСЬ, СКАЗАЛ: ОН И УСОМ НЕ ВЕДЁТ,
«ВСЮ Я НОЧЕНЬКУ НЕ СПАЛ…». НА ПЕЧИ В УГЛУ ПОЁТ.
ПОХВАЛИЛ ЕГО ОТЕЦ:
«ТЫ, ДАНИЛКО, МОЛОДЕЦ! …СТАРШИЙ СРЕДНЕМУ СКАЗАЛ:
ТЫ ВОТ, ТАК СКАЗАТЬ, ПРИМЕРНО «НО ДАВНО УЖ РЕЧЬ ВЕДЁТСЯ,
СОСЛУЖИЛ МНЕ СЛУЖБУ ВЕРНУ, ЧТО ЛИШЬ ДУРНЯМ КЛАД ДАЁТСЯ,
ТО ЕСТЬ, БУДУЧИ ПРИ ВСЁМ, ТЫ Ж ХОТЬ ЛОБ СЕБЕ РАЗБЕЙ,
НЕ УДАРИЛ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ». ТАК НЕ ВЫБЬЕШЬ ДВУХ РУБЛЕЙ!»
ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИСТОЛКОВАТЬ ИХ.
ДАЛЕЕ РАЗДАЮ ТЕКСТ О ПИСАТЕЛЕ П.П.ЕРШОВЕ. ДАЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. ПОДОБРАТЬ НЕСКОЛЬКО ЗАГОЛОВКОВ, ЧТОБЫ ОНИ СООТВЕТСТВОВАЛИ ТЕМЕ ТЕКСТА + ВЫПИСАТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИСТОЛКОВАТЬ ИХ.
2. СОСТАВИТЬ СЛОЖНЫЙ ПЛАН + ВЫПИСАТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
ПОРАБОТАВ НАД СОДЕРЖАНИЕМ И ОСОБЕННОСТЯМИ ЛЕКСИКИ И СТИЛЯ ТЕКСТА, РЕБЯТА ПОЛУЧАЮТ ДОМ.ЗАДАНИЕ: НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «П.П.ЕРШОВ И ЕГО БЕССМЕРТНАЯ СКАЗКА»
Слайд 6«СИНОНИМЫ» 5 КЛАСС
.
ВОПРОС: ЧЕМ ПРОЗВИЩЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИМЕНИ?
ЗАТЕМ ПРЕДЛАГАЮ ДЛЯ АНАЛИЗА ТЕКСТ О ЕРМАКЕ
С ПРОПУЩЕННЫМИ СЛОВАМИ:
ЕРМАК – ЭТО ПРОЗВИЩЕ ЧЕЛОВЕКА, ТАК МНОГО СДЕЛАВШЕГО ДЛЯ РОССИИ. … ЖЕ ИМЯ ЕГО – ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АЛЁНИН, ЧЕМ ЗАПИСАНО В ТОБОЛЬСКОЙ ЛЕТОПИСИ.
ОТКУДА ЖЕ ВЗЯЛОСЬ ПРОЗВИЩЕ ЕРМАК?
ОДНА ИЗ ЛЕГЕНД… , ЧТО СМОЛОДУ ВАСИЛИЙ АЛЁНИН ПОПАЛ К БУРЛАКАМ НА КАМЕ. У НИХ БЫЛО ПРИНЯТО ПО ОЧЕРЕДИ ГОТОВИТЬ … В … КОТЛЕ. ВАСИЛИЙ ДЕЛАЛ ЭТО ЛУЧШЕ ДРУГИХ, И ПОЭТОМУ ПО ПРОСЬБЕ ТОВАРИЩЕЙ … ЧАСТО ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ОДНАЖДЫ КТО-ТО ОБРАТИЛСЯ К НЕМУ : «ЕРМАК» - ТАК ТАТАРЫ НА СВОЁМ ЯЗЫКЕ НАЗЫВАЛИ КОТЁЛ. ЗАТЕМ И ДРУГИЕ СТАЛИ … ВАСИЛИЯ ЕРМАКОМ.
ЗАДАНИЕ: СПИСАТЬ ТЕКСТ, ВСТАВЛЯЯ ВМЕСТО ТОЧЕК СИНОНИМЫ, ПРИВЕДЁННЫЕ НИЖЕ
ИМЕНОВАТЬ – НАЗЫВАТЬ
ГРОМАДНЫЙ – ОГРОМНЫЙ
ПОДЛИННЫЙ – НАСТОЯЩИЙ
ЕДА – ПИЩА
ГОТОВИТЬ – КАШЕВАРИТЬ
ПОВЕСТВОВАТЬ – РАССКАЗЫВАТЬ
ЧИТАЕМ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ.
ДАЛЕЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЕТ СТИХ-ИЕ Т.БЕЛОЗЁРОВА «ЕРМАК»
ЗАДАНИЯ:
1. КАКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ВОЗНИКАЮТ В ВАШЕМ ВООБРАЖЕНИИ?
2. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ, ОПИСЫВАЯ ОБРАЗ ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Слайд 7«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» 6 КЛАСС
ТЕМА: «СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
ИРКУТСК – ИРКУТЯНИН - …,
ИРКУТЯНЕ
КЕМЕРОВО - …, КЕМЕРОВЧАНКА, …
КРАСНОЯРСК – КРАСНОЯРЕЦ, КРАСНОЯРКА, …
НОВОКУЗНЕЦК –
НОВОКУЗНЕЧАНИН, …, НОВОКУЗНЕЧАНЕ
НОВОСИБИРСК - …, …, НОВОСИБИРЦЫ
ОМСК - …, ОМИЧКА, …
СУРГУТ - …, …, СУРГУТЯНЕ
ТАРА – ТАРЧАНИН, …, …
ТОБОЛЬСК - …, ТОБОЛЯЧКА, ТОБОЛЯКИ
ТОМСК - …, …, ТОМИЧИ
ТЮМЕНЬ – ТЮМЕНЕЦ, ТЮМЕНКА, …
ХАНТЫ – МАНСИЙСК – ХАТЫМАНСИЕЦ, ХАТЫМАНСИЙКА, …
ЧИТА - …, ЧИТИНКА, …
ЗАДАНИЯ:
1. СПИСАТЬ, ВОССТАНАВЛИВАЯ НА МЕСТЕ ПРОПУСКОВ НЕОБХОДИМЫЕ НАЗВАНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВМЕСТО СЛОВА ЛУЧШЕ УПОТРЕБИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ЖИТЕЛЬ(ЖИТЕЛЬНИЦА) + НАЗВАНИЕ ГОРОДА В РОД.ПАДЕЖЕ?
2. ЗАПИСАТЬ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ НАЗВАНИЯ РАЙОННЫХ ЦЕНТРОВ ОМСКОЙ ОБЛ. И СОСТАВИТЬ ЦЕПОЧКИ НАИМЕНОВАНИЙ ИХ ЖИТЕЛЕЙ.
Слайд 8УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
- «КАКАЯ УЛИЦА ОМСКА МНЕ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО
И ПОЧЕМУ?»
- «ПОЧЕМУ НАРОД УВЕКОВЕЧИЛ ИМЯ ИЗБЫШЕВА?»
- «ПОЧЕМУ СРЕДИ
НАС ПОЯВЛЯЮТСЯ «ДИКИЕ ОХОТНИКИ»?
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ, СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ, СОЧИНЕНИЕ-ЗАРИСОВКА «ОМСК – МОЯ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» И ДР.
СОЧИНЕНИЕ «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НАШЕГО ГОРОДА»
Слайд 99 КЛАСС
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО, СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЖИЛОГО РАЙОНА ОМСКА
– ГОРОДКА НЕФТЯНИКОВ – СВЯЗАНО СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ КРУПНОГО НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА.
ОСЕНЬЮ 1949 ГОДА БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ЗАВОДА И ПОСЁЛКА. СТРОИТЕЛЬСТВО НАЧАЛОСЬ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ. В СТЕПНОМ ПРОСТОРЕ ВЫРОС ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ЦЕХОВ И МОЩНЫХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ УСТАНОВОК.
ДЛЯ ЗАВОДСКОГО ПОСЁЛКА БЫЛА ОТВЕДЕНА ТЕРРИТОРИЯ У ОКОЛИЦЫ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЗДЕСЬ С 18 ВЕКА ПРИГОРОДНОЙ ДЕРЕВНИ ЗАХЛАМИНО. СУХАЯ, СВОБОДНАЯ ОТ ЗАСТРОЙКИ ПЛОЩАДКА, РАВНОМЕРНО ПОВЫШАЮЩАЯСЯ В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ЮЖНОЙ СТОРОНОЙ ПРИМЫКАЛА К ВЫСОКОМУ БЕРЕГУ ИРТЫША. ОТСЮДА ОТКРЫВАЛАСЬ ШИРОКАЯ ПЕРСПЕКТИВА НА КРАСИВЫЙ ИЗГИБ И БЕСКРАЙНИЕ ДАЛИ ЕЁ НИЗКОГО ЛЕВОБЕРЕЖЬЯ.
ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ ПОСЁЛКА БЫЛ РАЗРАБОТАН В 1950 ГОДУ АРХИТЕКТОРОМ М.Н.СЛОТИНЦЕВЫМ.
ОВРАГ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ СЕВЕРНЕЕ ЛЕСНОГО МАССИВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ С.М.КИРОВА, СТАЛ ЮЖНОЙ ГРАНИЦЕЙ ТЕРРИТОРИИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ПОСЁЛКУ. ПЕРЕЙДЯ ОВРАГ, ДОРОГА СЛЕДУЕТ ПАРАЛЛЕЛЬНО БЕРЕГУ ИРТЫША, ПРИМЕРНО В 750 МЕТРАХ ОТ НЕГО. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ СТАЛО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕЙ ПОСЁЛКА – ПРОСПЕКТОМ МИРА.
ЗАДАНИЯ:
1. ОЗАГЛАВИТЬ ТЕКСТ. СОСТАВИТЬ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН.
2. ОПРЕДЕЛИТЬ, К КАКОМУ ТИПУ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ. ДОКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.
3. СОСТАВИТЬ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОПОРНЫМИ.
4. Т.К. В ДАННОМ ТЕКСТЕ НЕТ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМБИНАТА, НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ: «ПОСЛЕДСТВИЯ ОДНОГО ПРОЕКТА».
Слайд 11КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ УРОК БОЛЕЕ
ЭФФЕКТИВНЫМ:
- РАСШИРЯЕТ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ;
-- ВОСПИТЫВАЕТ ПАТРИОТИЗМ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ
К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ;
- ФОРМИРУЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ В ТРУДЕ И ОБЩЕНИИ;
- ДАЁТ ИМПУЛЬС К САМОРАЗВИТИЮ;
- ПОМОГАЕТ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА;
- СПОСОБСТВУЕТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.