Разделы презентаций


Морфемика. Орфография

Содержание

Урок № 1 (1-2)Тема: «Корень слова.»Цель урока: научиться определять лексическое значение корня; подбирать однокоренные слова и выделять корень; научиться находить омонимичные корни, корни, выделяемые с учетом исторической членимости слова на морфемы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Уроки русского языка в 5ом классе

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.
Материал подготовила Морозова
Наталья

Терентьевна, учитель русского языка
и литературы МОУ «Павловская сош»

Уроки русского языка в 5ом классеМОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ

Слайд 2Урок № 1 (1-2)
Тема: «Корень слова.»


Цель урока:
научиться определять лексическое

значение корня;
подбирать однокоренные слова и выделять корень;
научиться

находить омонимичные корни,
корни, выделяемые с учетом исторической членимости слова на морфемы (элементы этимологического анализа)
Урок № 1 (1-2)Тема: «Корень слова.»Цель урока: научиться определять лексическое значение корня; подбирать однокоренные слова и выделять

Слайд 3Смотри в корень!
Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют

слово КОРЕНЬ. Например, если речь идет о причине чего-то плохого,

скажут корень зла. О серьёзных ошибках – это в корне не правильно.
Если что-то надо основательно передать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке.

Смотри в корень!
или
Зри в корень!

Что обозначают эти выражения?

Смотри в корень!Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ. Например, если речь идет о

Слайд 4 В одном из произведений писателя К. Паустовского

описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот, например, как он

размышлял над словом РОДНИК: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через … всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой».

Правильные корни

(В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ словаре)
По происхождению слово НАРОД связано со словом РОД:
РОДИТИ, НАРОДИТИ, НАРОД

В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот,

Слайд 5 Итак, КОРЕНЬ – общая часть родственных слов
Лес
Лестница
Лесничий
Честный
Чесночный
Чеснок
Левый
Лев
Налево


Смешной
Смешать
Смешить

Водичка
Водитель
Водяной

Найдите
«третье лишнее»

Итак, КОРЕНЬ – общая часть родственных словЛесЛестницаЛесничий ЧестныйЧесночныйЧеснок ЛевыйЛевНалево СмешнойСмешатьСмешить ВодичкаВодитель Водяной Найдите «третье лишнее»

Слайд 6Найди родственные слова
У ручья стояла ива,
Год за годом зеленела.
Подрастала год

от года, -
Не спеша растут деревья.
А какие вырастают!

(Б.Заходер)
Найди родственные словаУ ручья стояла ива,Год за годом зеленела.Подрастала год от года, -Не спеша растут деревья.А какие

Слайд 7Урок № 2 (1-2)
Тема: « Чередование звуков в корне»


Цель урока:

познакомиться с основными вариантами чередования гласных и согласных в морфемах;

научиться видеть чередование в слове;
отработать навыки подбора однокоренных слов.
Урок № 2 (1-2)Тема: « Чередование звуков в корне»Цель урока: познакомиться с основными вариантами чередования гласных и

Слайд 8Задание.
Следующие слова измените или подберите
к ним «родственников», от которых


«убежала» беглая гласная.
Читать,
окошко,
пень,
темнота,
огонь,
лев
Чтение,
окно,
пня (нет),
тьма,
огня,
льву
Заруби себе на носу

Задание.Следующие слова измените или подберите к ним «родственников», от которых «убежала» беглая гласная.Читать, окошко,пень, темнота,огонь, левЧтение,окно,пня (нет),тьма,огня,львуЗаруби

Слайд 9Герда, старая норвежка,
Рассказала мне о том,
Как сидел внутри орешка
Чёрт с

рогами и хвостом.
Но прибавила старуха:
Изменился белый свет.
Говорят, ни злого духа,
Ни

чертей на свете нет.

(С. Маршак)

Найдите в стихотворном отрывке слово, в котором при изменении
происходит чередование согласных.

Наблюдай!

Герда, старая норвежка,Рассказала мне о том,Как сидел внутри орешкаЧёрт с рогами и хвостом.Но прибавила старуха:Изменился белый свет.Говорят,

Слайд 10Урок № 3
Тема: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний»


Цель урока:
пронаблюдать

явление чередования полногласных и неполногласных сочетаний в словах;
обратить внимание

на их правописание, расхождение по значению и стилистической окраске.

Урок № 3Тема: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний»Цель урока: пронаблюдать явление чередования полногласных и неполногласных сочетаний в

Слайд 11Оро \\ ра
Оло, ело \\ ла, ле
Ере \\ ре
Чередование полногласных

и неполногласных сочетаний
Ворота –
Врата

Воротить –
возвращение
Волочить –
Влачить

Молочный –
Млечный
Ошеломить –
шлем
Бережный –


Небрежный

Передать –
предать

Сопоставляй, сравнивай!

Оро \\ раОло, ело \\ ла, леЕре \\ реЧередование полногласных и неполногласных сочетанийВорота – ВратаВоротить –возвращениеВолочить –ВлачитьМолочный

Слайд 121) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся.
2)

Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей

шапкой, и главой
Возглашают над собой.

3) Видит белочка при всех
Золотой грызёт орех.

4) Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами.

Определите слова с полногласным и неполногласным сочетанием.
Приведите к ним пару.

Чередование полногласных
и неполногласных сочетаний

1) Сын на ножки поднялся,  В дно головкой уперся.2) Все их громко величают  И царевича

Слайд 13Охл…ждать - …………..
Х…л…дильник - ……….
Г…р…да - ………………
Гр..жданин - …………….
Зд…р…вье -

……………
Др…весина - …………..
Др..гоценный - ………….
Огл…вление - ………….
Краткий - …………
Град -…………….
Брег

- ……………
Младший - ………
Власяница - ……..
Брадобрей - ……..
Чреда - ……….

Слова для справки:
Бородач, город, берег,
коротко, чередование,
молодец, волосатый.

Подберите смысловую пару!

Ра,
ла, ре

оро,
ере,
оло

Охл…ждать - …………..Х…л…дильник - ……….Г…р…да - ………………Гр..жданин - …………….Зд…р…вье - ……………Др…весина - …………..Др..гоценный - ………….Огл…вление - ………….Краткий

Слайд 14Урок № 4 (1-5)
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных А-О»


Цель

урока:
выработка умения видеть опознавательные признаки данной орфограммы и обозначать

их на письме;
выделение слов с изучаемой орфограммой из данного предложения и текста.
Урок № 4 (1-5)Тема: «Правописание корней с чередованием гласных А-О»Цель урока: выработка умения видеть опознавательные признаки данной

Слайд 15Суффикс - командир

До чего же властный характер

у суффикса - А - !
Он захватил власть над двумя корнями и теперь распоряжается
над тем, что в них писать – А или О.

Например: касаться – коснуться
излагать - изложение

Суффикс - командир             До чего

Слайд 16-раст-
-рос-
Придумай слова с корнями
Исключения:
Ростов,
Ростислав,
росток,
ростовщик,
подросток
отрасль
-ращ-

-раст--рос-Придумай слова с корнямиИсключения:Ростов,Ростислав,росток,ростовщик,подростокотрасль-ращ-

Слайд 17Выр(а,о)стить, отр(а, о)сла, подр(а,о)стать, р(а,о)стительность, р(а,о)сти, отр(а,о)сль, зар(а,о)сла, р(а,о)стение, р(а,о)сточек,

водор(а,о)сли, произр(а,о)стать, р(а,о)сток.
Задание!
Найди орфограмму, выдели корень

Выр(а,о)стить, отр(а, о)сла, подр(а,о)стать, р(а,о)стительность, р(а,о)сти, отр(а,о)сль, зар(а,о)сла, р(а,о)стение, р(а,о)сточек, водор(а,о)сли, произр(а,о)стать, р(а,о)сток.Задание!Найди орфограмму, выдели корень

Слайд 18Наблюдаем!
Зачем возрастаю? –
Снегурка спросила меня. –
Я знаю, что скоро

растаю,
Лишь только увижу весёлую стаю,
Растаю, по камням звеня…

(Ф. Сологуб)

Есть ли в этом
стихотворении слова
с корнем - раст-?

Наблюдаем!Зачем возрастаю? –Снегурка спросила меня. – Я знаю, что скоро растаю,Лишь только увижу весёлую стаю,Растаю, по камням

Слайд 19Согласные
-К- и -Ч-
Задание.
Придумайте как можно больше слов с этими

корнями,
используя разные приставки и образуя разные части речи.
Что влияет на

чередование гласной
А/О в корне?

Василиса Премудрая соскочила с коня на землю.
Конь заржал и ускакал куда-то.
(Э. Успенский)

Исключения:
скачок, скачу.

Согласные-К- и -Ч-Задание. Придумайте как можно больше слов с этими корнями,используя разные приставки и образуя разные части

Слайд 20мак –
(быстро,
несколько раз)
мок –
(насквозь
пропитаться)
М…кать валик в банку с клеем.
Дети

надели
непром..каемые
плащи.
Обм..кнуть кисть
в краску
Бегемот обм..кнулся
в озере.
Различай значение корней!

мак –(быстро, несколько раз)мок –(насквозьпропитаться)М…кать валик в банку с клеем.Дети надели непром..каемыеплащи.Обм..кнуть кисть в краскуБегемот обм..кнулсяв озере.Различай

Слайд 21Определите значение корней!
Фигуры равны.
(одинаковы, похожи
друг на друга)
Ровная поверхность.
(гладкая, без

каких-либо возвышений)

Исключение: равнина

Определите значение корней!Фигуры равны.(одинаковы, похожи друг на друга)Ровная поверхность.(гладкая, без каких-либо возвышений)Исключение: равнина

Слайд 22В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит.
Под ним

богатырь знаменитый
В минувшие веки зарыт…

Курган же с высокой главою,
Где витязь

могучий зарыт,
Ещё не сровнялся с землёю,
По-прежнему гордо стоит.
(А. К. Толстой)

Выпишите из четверостиший слова с корнями – равн -,
-ровн-.

В. Васнецов. Боян.

Читай внимательно!

В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит. Под ним богатырь знаменитыйВ минувшие веки зарыт…Курган же с

Слайд 23Равномерное движение машины вызывало
простые и спокойные мысли.

2) На сравнительно

небольшой высоте дышится
легко благодаря чистому горному воздуху.

3) Носорог старался удержать

равновесие
в движущейся клетке.

Исследуем предложения!

Равномерное движение машины вызывало простые и спокойные мысли.2) На сравнительно небольшой высоте дышитсялегко благодаря чистому горному воздуху.3)

Слайд 24В гости пришло ударение
-зор -
- зар -
Что влияет на

чередование
гласной в корне?
Ударение

В гости пришло ударение -зор -- зар -Что влияет на чередованиегласной в корне?Ударение

Слайд 25Гореть,
пригорел,
угорел,
загорание,
угар,
нагар,
загар
Запомни !
- гор -
- гар -
Спиши и поставь
в словах

ударение.
Какое лексическое значение
имеет корень – гор -?

Гореть,пригорел,угорел,загорание,угар,нагар,загарЗапомни !- гор -- гар -Спиши и поставь в словах ударение.Какое лексическое значение имеет корень – гор

Слайд 26Урок № 5 (1-3)
Тема: «Правописание корней с чередованием Е-О; А(Я)

– ИМ, ИН»


Цель урока:
усвоить правила правописания корней с чередованием

Е-И;
уметь узнавать «в лицо» корни, на которые распространяется данное правило.
Урок № 5 (1-3)Тема: «Правописание корней с чередованием Е-О; А(Я) – ИМ, ИН»Цель урока: усвоить правила правописания

Слайд 27Суффикс -А- продолжает
командовать
Блистать – блестеть
Расстилать – расстелить
Разжигать –

разжёг
Почитать - почёт
Назови корни с чередующейся гласной.

Суффикс -А-  продолжает командоватьБлистать – блестетьРасстилать – расстелитьРазжигать – разжёгПочитать - почётНазови корни с чередующейся гласной.

Слайд 28Вставьте пропущенные буквы
1. На востоке подн…малось ослепительно бл…стевшее солнце.
2. Однообразна

была степь, расст…лавшаяся глубоко под ними.
3. Приж…гание – это лечебный

метод. Небольшие ранки и царапины можно прижечь йодом.

Начинай тренировку!

Вставьте пропущенные буквы1. На востоке подн…малось ослепительно бл…стевшее солнце.2. Однообразна была степь, расст…лавшаяся глубоко под ними.3. Приж…гание

Слайд 29Девичьи имена
Запоминание,
поднимается,
предпринимать, внимание,
занимательный,
понимание

От данных слов образуйте слова с сочетаниями –ИМА-,

-ИНА-.

Снять, обнять, поднять, отнять, проклясть, припомнить.

Девичьи именаЗапоминание,поднимается,предпринимать, внимание,занимательный,понимание  От данных слов образуйте слова с сочетаниями –ИМА-, -ИНА-.Снять, обнять, поднять, отнять, проклясть,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика