Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Выполнила
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 г.Новый Уренгой
Фокина Ольга Сергеевна
Цели:
1. Формировать представление об обращении;
2. Учить правильно оформлять на письме предложения с обращением;
3. Воспитывать речевую грамотность, бережное отношение к языку.
Слайд 3 Фронтальный опрос
домашнего задания.
1. Что изучает синтаксис?
2. Что изучает
пунктуация?
3. Что такое простое и сложное предложение?
4. Какие знаки ставятся в сложном предложении?
5. Что такое однородные члены предложения? Обобщающее слово?
6. Какие знаки ставятся при однородных членах предложения?
Слайд 4Посмотрите на рисунок. Что на нём изображёно ? Как вы
думаете, о чём разговаривают люди за столом?
Слайд 5Подумайте и скажите, как мы называем тех людей, с которыми
ведём разговор?
Слайд 6 Работа с учебником, п.42
Обращение - слово или сочетание
слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с
речью.
Например: Мама, научи меня вязать крючком. Сколько сейчас времени, Света?
Слайд 71.Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы),
к которому мы обращаемся.
1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый
год по небу. (А. Пушкин.)
2. Ты помнишь ли, Мария, вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой.)
3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.)
4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)
5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)
6. Я гриб нашла! Девочки!
Давайте понаблюдаем.
1. Балдушка,
погоди ты морщить море…
2. Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…
3. А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
4. Не губи меня, девица!
Внимание вопрос:
1. Как на письме выделяются обращения,
если стоят в начале или в конце предложения?
2. А если находятся в середине?
3. А если произносятся с особой, восклицательной интонацией?
Слайд 10Задание 1.
Составьте и запишите предложения, соответствующие схемам, где О –
обращение.
[О, – =].
[О! – =].
[ –
= ,О, …].
[ – = ,О].
Слайд 11Задание 2.
Спишите, расставляя нужные знаки препинания.
1. Князь им
вымолвил тогда:
«Добрый путь вам господа».
2. Выпросил дурачина корыто!
3. Здравствуй
грозная царица!
4. Бабушка постой немножко…
Проверим!
1. Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа».
2. Выпросил , дурачина , корыто!
3. Здравствуй , грозная царица!
4. Бабушка , постой немножко…
Задание 3.
Составьте небольшой рассказ по рисунку, используя обращения.
Слайд 14
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что оказалось трудным?
Что вызвало
наибольший интерес?
Какие знания вы теперь будете применять в жизни?
Интересен ли
был урок?
Какое впечатление осталось у вас от урока?
Повторим.
Слайд 15
Выпишите из учебника литературы 5
класса 5-6 предложений с
обращениями, составьте их
схемы.
Домашнее задание.
Слайд 17 Список использованной литературы.
1. http://www.licey.net/russian/syntax/r1_2_12
2. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/31/karotochka-s-zadaniyami-po-teme-obrashchenie-5-klass
3. http://festival.1september.ru/articles/566349
4. http://yandex.ru/images
5.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-23669